О проблеме сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста с нарушениями речи
09 Янв 2013, Автор: adminВ предыдущих статьях нами уже описывалась система музыкально-валеологической работы в ДОУ и способы использования разнообразных здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками. Сегодня мы предлагаем Вашему вниманию опыт работы по проблеме осуществления комплексного подхода в реализации задач сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста с нарушениями речи, представленный педагогами средней общеобразовательной школы №4 г. Сызрань, Самарской области Н.В. Ивановой, Е.В. Черновой, С.В. Гусевой.
Дошкольный возраст — самый благоприятный период для развития навыков речевого общения детей. Но, к сожалению, в последнее время наблюдается тенденция роста числа детей с различной речевой патологией. Следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие. В отличие от детей с нормальным развитием речи, у детей с речевыми дефектами снижена способность к модуляции голоса, имеют место нарушения музыкального слуха, темпа речи и чувства ритма, отмечается излишнее повышение мышечного тонуса при движениях, слабо развит артикуляционный аппарат, снижено слуховое внимание.
Поэтому в комплексной работе по коррекции данных нарушений в нашем образовательном учреждении существенное место занимает логопедическая ритмика как одна из форм своеобразной активной терапии и одно из средств воздействия в комплексе методик. Работая в данном направлении, анализируя методический материал, мы пришли к выводу, что цели логоритмики, серии комплексных тематических бесед и игр, музыкально-ритмических упражнений, направлены на реализацию первоочередных задач по сохранению и укреплению здоровья дошкольников, и в особенности дошкольников с ОВЗ.
Особенности логоритмики:
— в двигательные задания включается речевой материал;
— музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом;
— важное место отводится упражнениям на нормализацию мышечного тонуса.
Важной задачей логоритмики является коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребенка-дошкольника посредством ритмо-музыкальных упражнений в сопровождении речи.
Весь материал — музыкальный, логоритмический, игровой, проработанный и систематизированный, дополненный собственными приемами и репертуарным содержанием, — оформился в систему коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. Данная система включает в себя: перспективный план совместной работы музыкального руководителя и учителя-логопеда; картотеку логоритмических упражнений и музыкально-дидактических игр; конспекты логоритмических занятий, предназначенных для систематической коррекционной работы с детьми в течение года; перспективный план тематических бесед и игр, направленных на формирование потребности в здоровом образе жизни.
Логоритмика, комплексные тематические беседы и игры проводятся один раз в неделю: логоритмика как часть музыкальной деятельности, беседы как кружковая работа, а также в самостоятельной деятельности и в режимных моментах. Увлекательный сюжетный ход, игровая форма в сочетании с широким использованием наглядного материала стимулируют потребность в общении, развивают речевое подражание, моторику, рождают эмоционально-эстетический отклик, а интегрированная форма проведения позволяет часто менять вид деятельности, переключать внимание и поддерживать интерес детей к происходящему, не вызывая их утомления. Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников (медиками доказано, что дыхательная гимнастика оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие, положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, способствует восстановлению центральной нервной системы, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание). Проводимые беседы позволяют обрести чувство уверенности в себе, повысить самооценку и са-мостоятельность. Музыкотерапия способствует коррекции пси-хофизического статуса в процессе двигательно-игровой деятельности, а слушание правильно подобранной музыки повы-шает иммунитет, развивает музыкальные и творческие способ-ности детей повышает уровень речевого развития. Выполнение ритмичных движений, танцев мобилизует физические силы, вырабатывает грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляет и развивает мышцы.
Содержание деятельности соответствует комплексно-тематическому планированию, задачам логопедической коррекции в конкретной возрастной группе, а также программным требованиям по музыкальному и физическому воспитанию.
Следует отметить, что успех проводимой музыкально-оздоровительной работы зависит не только от работы педагогического коллектива, но и от отношения к данной проблеме в семье. С целью просвещения родителей по этому вопросу проводятся консультации, открытые занятия, совместные музыкально-спортивные праздники и развлечения, беседы. Родители охотно принимают участие в подобных мероприятиях. Использование здоровьесберегающих технологий не только в образовательной деятельности, но и в семейном воспитании помогает более эффективно развивать речевые, музыкальные, творческие, коммуникативные способности дошкольников, сохранять и укреплять их здоровье.
Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта — важнейшая задача, которая стоит перед педагогами. Организация в образовательном учреждении комплексной музыкально-оздоровительной работы с использованием современных методов здоровьесбережения обеспечивает более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, помогает продуктивно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии. Ведь от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.
Схема взаимодействия педагогов при осуществлении деятельности
Некоторые темы из перспективного планирования бесед по теме «Здоровье человека»
Тема 1: «Какие бывают люди». Цель: показать многообразие мира людей. Лепка «Пластилиновые люди».
Тема 2: «Я человек. Я такой». Цель: помочь ребенку раскрыть сущность человека, осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость. 240 Формировать доверие к людям, любовь к жизни, чувство радости существования. Игра: «Говорящая кукла». Игра с зеркалом: «Это я». Составление словесного портрета «Мой внешний вид».
Тема 17: «Гигиена органов слуха». Цель: познакомить детей с причинами нарушения слуха, дать полезные рекомендации. Дидактическая игра «Определи по звуку». Упражнение «Как научиться чистить уши».
Логоритмические упражнения:
Различные марши, бег на носочках друг за другом и по одному, чередование ходьбы на носочках, в полуприседе (упражнения «Небоскребы — избушки», «Животные и их детеныши»). В ритмические упражнения включаются речь, движения со словом и жестом (диалоги по взаимодействию, в которых говорит только один из участников, а второй действует молча («Сорока, сорока», русская народная песня)). Исполнение танцевальных композиций с предметами (с ленточками, с мячами, флажками). Оркестры детских инструментов: оркестр «Шуршалочки» (листочки из гофрированной бумаги, «салютики» из нарезанных полосок целлофана, коробочки из-под киндер-сюрпризов), «Ложкари» (ложки разных размеров), «Калинка-малинка» (инструменты изготовлены из пластмассовых стаканчиков из-под мороженого в форме ягод), «Бубенцы» (используем колокольчики и бубенчики для рыболовных снастей).
.
Научно-технический прогресс значительно облегчает многие аспекты нашей жизни, а в особенности быт. Вот уже и постройка дома для многих становится делом вполне обыденным, особенно с такими ресурсами интернета, как вот этот www.gkds.ru, который предлагает разнообразные качественные кровельные материалы по низким ценам. И не только материалы! Но еще и бесплатный замер и расчет, индивидуальный подход и качественный монтаж кровли.