О проблеме сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста с нарушениями речи

09 Янв 2013, Автор: admin

О проблеме сохранения и укрепления здоровья детей с нарушениями речиВ предыдущих статьях нами уже описывалась система музыкально-валеологической работы в ДОУ и способы использования разнообразных здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками. Сегодня мы предлагаем Вашему вниманию опыт работы по проблеме осуществления комплексного подхода в реализации задач сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста с нарушениями речи, представленный педагогами средней общеобразовательной школы №4 г. Сызрань, Самарской области Н.В. Ивановой, Е.В. Черновой, С.В. Гусевой.

Дошкольный возраст — самый благоприятный период для развития навыков речевого общения детей. Но, к сожалению, в последнее время наблюдается тенденция роста числа детей с различной речевой патологией. Следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие. В отличие от детей с нормальным развитием речи, у детей с речевыми дефектами снижена способность к модуляции голоса, имеют место нарушения музыкального слуха, темпа речи и чувства ритма, отмечается излишнее повышение мышечного тонуса при движениях, слабо развит артикуляционный аппарат, снижено слуховое внимание.

Поэтому в комплексной работе по коррекции данных нарушений в нашем образовательном учреждении существенное место занимает логопедическая ритмика как одна из форм своеобразной активной терапии и одно из средств воздействия в комплексе методик. Работая в данном направлении, анализируя методический материал, мы пришли к выводу, что цели логоритмики, серии комплексных тематических бесед и игр, музыкально-ритмических упражнений, направлены на реализацию первоочередных задач по сохранению и укреплению здоровья дошкольников, и в особенности дошкольников с ОВЗ.

Особенности логоритмики:

— в двигательные задания включается речевой материал;

— музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом;

— важное место отводится упражнениям на нормализацию мышечного тонуса.

Важной задачей логоритмики является коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребенка-дошкольника посредством ритмо-музыкальных упражнений в сопровождении речи.

О проблеме сохранения и укрепления здоровья детей с нарушениями речи

Весь материал — музыкальный, логоритмический, игровой, проработанный и систематизированный, дополненный собственными приемами и репертуарным содержанием, — оформился в систему коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. Данная система включает в себя: перспективный план совместной работы музыкального руководителя и учителя-логопеда; картотеку логоритмических упражнений и музыкально-дидактических игр; конспекты логоритмических занятий, предназначенных для систематической коррекционной работы с детьми в течение года; перспективный план тематических бесед и игр, направленных на формирование потребности в здоровом образе жизни.

Логоритмика, комплексные тематические беседы и игры проводятся один раз в неделю: логоритмика как часть музыкальной деятельности, беседы как кружковая работа, а также в самостоятельной деятельности и в режимных моментах. Увлекательный сюжетный ход, игровая форма в сочетании с широким использованием наглядного материала стимулируют потребность в общении, развивают речевое подражание, моторику, рождают эмоционально-эстетический отклик, а интегрированная форма проведения позволяет часто менять вид деятельности, переключать внимание и поддерживать интерес детей к происходящему, не вызывая их утомления. Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников (медиками доказано, что дыхательная гимнастика оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие, положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, способствует восстановлению центральной нервной системы, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание). Проводимые беседы позволяют обрести чувство уверенности в себе, повысить самооценку и са-мостоятельность. Музыкотерапия способствует коррекции пси-хофизического статуса в процессе двигательно-игровой деятельности, а слушание правильно подобранной музыки повы-шает иммунитет, развивает музыкальные и творческие способ-ности детей повышает уровень речевого развития. Выполнение ритмичных движений, танцев мобилизует физические силы, вырабатывает грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляет и развивает мышцы.

Содержание деятельности соответствует комплексно-тематическому планированию, задачам логопедической коррекции в конкретной возрастной группе, а также программным требованиям по музыкальному и физическому воспитанию.

Следует отметить, что успех проводимой музыкально-оздоровительной работы зависит не только от работы педагогического коллектива, но и от отношения к данной проблеме в семье. С целью просвещения родителей по этому вопросу проводятся консультации, открытые занятия, совместные музыкально-спортивные праздники и развлечения, беседы. Родители охотно принимают участие в подобных мероприятиях. Использование здоровьесберегающих технологий не только в образовательной деятельности, но и в семейном воспитании помогает более эффективно развивать речевые, музыкальные, творческие, коммуникативные способности дошкольников, сохранять и укреплять их здоровье.

Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта — важнейшая задача, которая стоит перед педагогами. Организация в образовательном учреждении комплексной музыкально-оздоровительной работы с использованием современных методов здоровьесбережения обеспечивает более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, помогает продуктивно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии. Ведь от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.

Схема взаимодействия педагогов при осуществлении деятельности

О проблеме сохранения и укрепления здоровья детей с нарушениями речи

Некоторые темы из перспективного планирования бесед по теме «Здоровье человека»

Тема 1: «Какие бывают люди». Цель: показать многообразие мира людей. Лепка «Пластилиновые люди».

Тема 2: «Я человек. Я такой». Цель: помочь ребенку раскрыть сущность человека, осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость. 240 Формировать доверие к людям, любовь к жизни, чувство радости существования. Игра: «Говорящая кукла». Игра с зеркалом: «Это я». Составление словесного портрета «Мой внешний вид».

Тема 17: «Гигиена органов слуха». Цель: познакомить детей с причинами нарушения слуха, дать полезные рекомендации. Дидактическая игра «Определи по звуку». Упражнение «Как научиться чистить уши».

Логоритмические упражнения:

Различные марши, бег на носочках друг за другом и по одному, чередование ходьбы на носочках, в полуприседе (упражнения «Небоскребы — избушки», «Животные и их детеныши»). В ритмические упражнения включаются речь, движения со словом и жестом (диалоги по взаимодействию, в которых говорит только один из участников, а второй действует молча («Сорока, сорока», русская народная песня)). Исполнение танцевальных композиций с предметами (с ленточками, с мячами, флажками). Оркестры детских инструментов: оркестр «Шуршалочки» (листочки из гофрированной бумаги, «салютики» из нарезанных полосок целлофана, коробочки из-под киндер-сюрпризов), «Ложкари» (ложки разных размеров), «Калинка-малинка» (инструменты изготовлены из пластмассовых стаканчиков из-под мороженого в форме ягод), «Бубенцы» (используем колокольчики и бубенчики для рыболовных снастей).

.

Научно-технический прогресс значительно облегчает многие аспекты нашей жизни, а в особенности быт. Вот уже и постройка дома для многих становится делом вполне обыденным, особенно с такими ресурсами интернета, как вот этот www.gkds.ru, который предлагает разнообразные качественные кровельные материалы по низким ценам. И не только материалы! Но еще и бесплатный замер и расчет, индивидуальный подход и качественный монтаж кровли.