Принцип научности в экологическом образовании дошкольников

14 Июл 2014, Автор: admin

Н.Н. Поддьяков, С.Н. Николаева, П.Г. Саморукова указывают, что в настоящее время приобретает актуальность вопрос о повышении научности не только школьных, но и дошкольных знаний.

Естественно, речь не идет о необходимости формирования у дошкольников в массовой практике системы научных понятий. Однако, как подчеркивают вышеуказанные авторы, создать предпосылки такого формирования, которые будут реализованы в школе, уже можно и у детей дошкольного возраста. В экологическом образовании эта проблема приобретает особое значение, поскольку большинство работников дошкольных учреждений не обладают современными экологическими знаниями, не могут грамотно оценить экологическую ситуацию своей местности. Во многих публикующихся методических разработках, составленных воспитателями, можно встретить элементарные экологические, биологические, географические неточности.

Возможность изучения детьми дошкольного возраста законов природы на конкретных примерах доказана многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями.

Это означает, что у ребенка можно и необходимо формировать элементарную систему научных экологических понятий, однако их содержание объясняется через специфические дошкольные виды деятельности. Таким образом, уже в дошкольном возрасте ребенок должен получать только научно достоверную информацию.

Программа для дошкольников, безусловно, не может быть прямой проекцией научных знаний. Она строится с учетом характера и возможностей психической деятельности детей и должна поэтому представлять связи и зависимости на содержании, доступном наглядно-образному и наглядно-действенному познанию, значимом для ребенка, широко используемом им в практической ориентировке и деятельности.