Программа повышения профессиональной компетентности руководителя ДОУ

16 Апр 2014, Автор: admin

Виды занятий, проводимые с данными кате­гориями педагогических работников:

1) мотивационно-стимулирующие заня­тия, направленные на самопознание и само­развитие профессионально-личностных особенностей заведующих ДОУ;

2) теоретико-ориентированные заня­тия, направленные на обогащение знаний в области психологии общения, теории управления и маркетинга;

3) практико-ориентированные заня­тия, предполагающие анализ конкретных ситуаций из практики управления ДОУ.

Соответственно выстроены и разделы программы обучения. Первый, подготови­тельный, этап нацелен на осознание необ­ходимости саморазвития на основе выяв­ления имеющихся противоречий между декларируемым образом идеального руко­водителя ДОУ и характером качеств, кото­рые необходимы заведующему в работе, между декларируемыми целями и зада­чами деятельности руководителя ДОУ и их реализацией на практике.

Второй этап направлен на осмысление членами учебной группы особенностей своей профессиональной деятельности в контексте личностно ориентированной «одели взаимодействия с детьми, колле­гами, подчиненными. На этом этапе основ­ное внимание уделяется овладению слуша­телями научно-теоретическими знаниями, важную роль играет помощь членов учеб­ной группы в процессе анализа и осозна­ния личностью своих профессионально-личностных особенностей.

Третий этап направлен на переосмысле­ние и переоценку своих профессиональных взглядов по вопросам управления образовательным учреждением. Основная задача данного этапа — содействие развитию позитивного отношения к жизни, коммуникативной толерантности, на основе расширения субъективно личностного смысла управления ДОУ в соответствии с совре­менной концепцией эффективного руко­водства образовательным учреждением.

Четвертый этап посвящен реализации модели эффективного управления в прак­тике работы заведующего ДОУ.

Приведем примерное содержание про­граммы, апробированной на базе осуще­ствления Комплексного национального проекта (КНП), в рамках повышения квали­фикации руководителей ДОУ и старших вос­питателей (межкурсовое повышение ква­лификации старших воспитателей, «Школа резерва») при управлении образования администрации г. Белгорода, г. Валуек.

Раздел I. Управление детским до­школьным учреждением

Личность руководителя

Личность руководителя и навыки управ­ления. Тендерные особенности управления. Профессионально значимые личностные характеристики руководителя. Стили управ­ления. Власть и влияние в деятельности руководителя. Составление резюме.

Руководство коллективом организации

Руководство персоналом организации как ключевое направление деятельности руководителя организации. Управление деловыми конфликтами в современной практике руководителя. Командообразование. Психологические типы сотрудников и их проявление в деятельности. Стимули­рование и мотивирование сотрудников.

Коммуникативные аспекты управлен­ческой деятельности

Стили управления. Планирование и ре­шение управленческих задач. Мотивиро­вание и стимулирование сотрудников. Де­легирование в системе управленческих действий. Контроль.

Раздел II. Психология делового об­щения

Деловое общение

Кодекс делового общения. Стереотипы, барьеры и манипуляции. Виды и техника слушания. Управление взаимодействием людей в процессе делового общения. Кри­тика и комплименты в деловой коммуника­ции. Совещание как форма управленче­ского общения. Критерии эффективности проведения совещания. Деловая беседа как форма делового общения. Диагностика индивидуально-психологических свойств и состояния партнера. Технология веде­ния переговоров. Техники распознавания состояния и индивидуально-психологи­ческих особенностей партнера.

Стресс в профессиональной педагоги­ческой деятельности руководителя

Виды стресса. Типичное поведение чело­века в стрессовой ситуации. Профилактика стресса и профессиональных деформаций в педагогической деятельности.

Раздел III. Маркетинг образователь­ных услуг

Маркетинг как направление управлен­ческой деятельности

Современная система взглядов на марке­тинг. Природа и основные характеристики услуг. Маркетинг в сфере услуг и маркетинг в сфере некоммерческой деятельности. Маркетинг в сфере дошкольного образо­вания. Процесс управления маркетингом.

Система маркетинговой информации и проведения маркетинговых исследова­ний в ДОУ

Концепция системы маркетинговой информации, ее составляющие: система внутренней отчетности, система сбора внешней текущей маркетинговой информа­ции. Особенности системы маркетинговой информации дошкольного образователь­ного учреждения. Организация маркетин­говых исследований ДОУ.

Маркетинговая среда ДОУ

Маркетинговая макро- и микросреда организации. Факторы маркетинговой среды ДОУ, их характеристика и подходы к изу­чению. Тенденции изменения маркетинго­вой среды ДОУ. Влияние маркетинговой среды на деятельность ДОУ. Определение конкурентной позиции ДОУ на рынке обра­зовательных услуг.

Покупательское поведение родителей в процессе приобретения образователь­ных услуг ДОУ

Модель покупательского поведения. Характеристики покупателя и факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение. Этапы принятия решения о покупке. Взаимосвязь между побудитель­ными факторами маркетинга и ответной реакцией покупателя. Специфика поведе­ния потребителей услуг ДОУ.

Управление маркетинговой деятель­ностью в ДОУ

Сегментация рынка, выбор целевых сегментов и позиционирование образова­тельных услуг. Формирование комплекса маркетинга в сфере услуг ДОУ. Планирова­ние маркетинга в ДОУ. Маркетинговые стра­тегии. Распределение обязанностей между сотрудниками ДОУ в ходе планирования маркетинговой деятельности. Организация и контроль маркетинговой деятельности.

Раздел IV. Управление современным дошкольным образовательным учреж­дением

Основы социально-педагогической пси­хологии воспитателей ДОУ

Психологические особенности педаго­гов ДОУ. Барьеры и стимулы профессио­нального развития педагогов ДОУ. Иннова­ционная педагогическая деятельность ДОУ и ее роль в управлении современным ДОУ.

Представление моделей управления ДОУ, разработанных и реализованных в процессе учебно-тренинговых занятий. Анализ изменений в организации взаимо­действия специалистов ДОУ, взаимодей­ствия ДОУ с внешней средой, в том числе маркетинговой средой. Самоанализ изме­нений в личности руководителя ДОУ. Пла­нирование дальнейшей работы по совер­шенствованию управления ДОУ.

Доклад подготовлен руководителями ДОУ *** района Оренбургской области в рамках отчета по готовности учреждений к внедрению ФГОС ДО