Программа повышения профессиональной компетентности руководителя ДОУ
16 Апр 2014, Автор: adminВиды занятий, проводимые с данными категориями педагогических работников:
1) мотивационно-стимулирующие занятия, направленные на самопознание и саморазвитие профессионально-личностных особенностей заведующих ДОУ;
2) теоретико-ориентированные занятия, направленные на обогащение знаний в области психологии общения, теории управления и маркетинга;
3) практико-ориентированные занятия, предполагающие анализ конкретных ситуаций из практики управления ДОУ.
Соответственно выстроены и разделы программы обучения. Первый, подготовительный, этап нацелен на осознание необходимости саморазвития на основе выявления имеющихся противоречий между декларируемым образом идеального руководителя ДОУ и характером качеств, которые необходимы заведующему в работе, между декларируемыми целями и задачами деятельности руководителя ДОУ и их реализацией на практике.
Второй этап направлен на осмысление членами учебной группы особенностей своей профессиональной деятельности в контексте личностно ориентированной «одели взаимодействия с детьми, коллегами, подчиненными. На этом этапе основное внимание уделяется овладению слушателями научно-теоретическими знаниями, важную роль играет помощь членов учебной группы в процессе анализа и осознания личностью своих профессионально-личностных особенностей.
Третий этап направлен на переосмысление и переоценку своих профессиональных взглядов по вопросам управления образовательным учреждением. Основная задача данного этапа — содействие развитию позитивного отношения к жизни, коммуникативной толерантности, на основе расширения субъективно личностного смысла управления ДОУ в соответствии с современной концепцией эффективного руководства образовательным учреждением.
Четвертый этап посвящен реализации модели эффективного управления в практике работы заведующего ДОУ.
Приведем примерное содержание программы, апробированной на базе осуществления Комплексного национального проекта (КНП), в рамках повышения квалификации руководителей ДОУ и старших воспитателей (межкурсовое повышение квалификации старших воспитателей, «Школа резерва») при управлении образования администрации г. Белгорода, г. Валуек.
Раздел I. Управление детским дошкольным учреждением
Личность руководителя
Личность руководителя и навыки управления. Тендерные особенности управления. Профессионально значимые личностные характеристики руководителя. Стили управления. Власть и влияние в деятельности руководителя. Составление резюме.
Руководство коллективом организации
Руководство персоналом организации как ключевое направление деятельности руководителя организации. Управление деловыми конфликтами в современной практике руководителя. Командообразование. Психологические типы сотрудников и их проявление в деятельности. Стимулирование и мотивирование сотрудников.
Коммуникативные аспекты управленческой деятельности
Стили управления. Планирование и решение управленческих задач. Мотивирование и стимулирование сотрудников. Делегирование в системе управленческих действий. Контроль.
Раздел II. Психология делового общения
Деловое общение
Кодекс делового общения. Стереотипы, барьеры и манипуляции. Виды и техника слушания. Управление взаимодействием людей в процессе делового общения. Критика и комплименты в деловой коммуникации. Совещание как форма управленческого общения. Критерии эффективности проведения совещания. Деловая беседа как форма делового общения. Диагностика индивидуально-психологических свойств и состояния партнера. Технология ведения переговоров. Техники распознавания состояния и индивидуально-психологических особенностей партнера.
Стресс в профессиональной педагогической деятельности руководителя
Виды стресса. Типичное поведение человека в стрессовой ситуации. Профилактика стресса и профессиональных деформаций в педагогической деятельности.
Раздел III. Маркетинг образовательных услуг
Маркетинг как направление управленческой деятельности
Современная система взглядов на маркетинг. Природа и основные характеристики услуг. Маркетинг в сфере услуг и маркетинг в сфере некоммерческой деятельности. Маркетинг в сфере дошкольного образования. Процесс управления маркетингом.
Система маркетинговой информации и проведения маркетинговых исследований в ДОУ
Концепция системы маркетинговой информации, ее составляющие: система внутренней отчетности, система сбора внешней текущей маркетинговой информации. Особенности системы маркетинговой информации дошкольного образовательного учреждения. Организация маркетинговых исследований ДОУ.
Маркетинговая среда ДОУ
Маркетинговая макро- и микросреда организации. Факторы маркетинговой среды ДОУ, их характеристика и подходы к изучению. Тенденции изменения маркетинговой среды ДОУ. Влияние маркетинговой среды на деятельность ДОУ. Определение конкурентной позиции ДОУ на рынке образовательных услуг.
Покупательское поведение родителей в процессе приобретения образовательных услуг ДОУ
Модель покупательского поведения. Характеристики покупателя и факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение. Этапы принятия решения о покупке. Взаимосвязь между побудительными факторами маркетинга и ответной реакцией покупателя. Специфика поведения потребителей услуг ДОУ.
Управление маркетинговой деятельностью в ДОУ
Сегментация рынка, выбор целевых сегментов и позиционирование образовательных услуг. Формирование комплекса маркетинга в сфере услуг ДОУ. Планирование маркетинга в ДОУ. Маркетинговые стратегии. Распределение обязанностей между сотрудниками ДОУ в ходе планирования маркетинговой деятельности. Организация и контроль маркетинговой деятельности.
Раздел IV. Управление современным дошкольным образовательным учреждением
Основы социально-педагогической психологии воспитателей ДОУ
Психологические особенности педагогов ДОУ. Барьеры и стимулы профессионального развития педагогов ДОУ. Инновационная педагогическая деятельность ДОУ и ее роль в управлении современным ДОУ.
Представление моделей управления ДОУ, разработанных и реализованных в процессе учебно-тренинговых занятий. Анализ изменений в организации взаимодействия специалистов ДОУ, взаимодействия ДОУ с внешней средой, в том числе маркетинговой средой. Самоанализ изменений в личности руководителя ДОУ. Планирование дальнейшей работы по совершенствованию управления ДОУ.
Доклад подготовлен руководителями ДОУ *** района Оренбургской области в рамках отчета по готовности учреждений к внедрению ФГОС ДО