Диссеминация опыта деятельности базовых (опорных) площадок

05 Фев 2014, Автор: admin

Создание стажировочной площадки Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Оренбургского государственного педагогического университета (ИПК и ППРО ОГПУ) определялось возможностью трансляции накопленного опыта работы в вопросах системных обновлений дошкольного образования и повышения его качества, что обусловило разработку и реализацию на практике плана-графика диссеминации ценного педагогического опыта в целях развития процесса принятия педагогическим сообществом ценностных идеалов демократического общества и стратегических целей современного дошкольного образования.

Анализ существующей практики, проведенный Н.А. Заруба, Е.А. Нагрелли, показал, что на сегодняшний день, «при определенных условиях, способствующих накоплению педагогического и управленческого опыта, отсутствует системный подход к вопросам обобщения и распространения ценного педагогического опыта» как на уровне отдельно взятого ДОУ, так и в образовательном пространстве региона.

Мы предположили, что участие сети дошкольных образовательных учреждений в проекте «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования» является благоприятным средством для накопления ценного педагогического опыта и поэтому Оренбургская область взяла на себя обязательства по информированию широкой общественности о ходе и результатах деятельности стажировочной и базовых (опорных) площадок.

Обобщение и распространение опыта, полученного в результате реализации проекта «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования» является одним из условий деятельности стажировочной площадки. При этом дошкольные образовательные учреждения, входящие в состав базовых (опорных) площадок, представляют опыт в таких формах как обсуждение хода реализации модернизационных идей на заседаниях проектной группы, научно-практические конференции и семинары, публикации различного рода, образовательные выставки, конкурсы и др.

В связи с этим, проектной группой стажировочной площадки определены критерии действительно ценного для муниципальной системы дошкольного образования педагогического опыта. Этими критериями являются:

— актуальность опыта, его ориентированность на решение наиболее актуальных для региона проблем, связанных с историческим развитием Оренбуржья как приграничного многонационального региона со специфическими климатическими и демографическими особенностями;

— дублируемость опыта, возможность его реализации в разных видах и типах ДОУ с учетом условий и контингента воспитанников;

— гибкость опыта, возможность его трансформации для решения «точечных» проблем конкретного ДОУ с учетом интересов, потребностей и способностей воспитанников;

— реалистичность опыта, соответствие между планируемыми целями и необходимыми для их достижения средствами;

— прогностичность опыта, соответствие изменяющимся требованиям модернизационных изменений системы образования.

Проектной группой разработан точный механизм передачи (диссеминации) опыта другими субъектами, основанный на принципах: открытости (диссеминация опыта в любых его проявлениях – открытая публичная процедура, предполагающая открытое взаимодействие с различными структурами и организациями), диверсификации (многообразие и вариативность форм и уровней диссеминации ценного педагогического опыта), системности (объединение комплекса разрозненных мероприятий и событий в единое целое).

Данный механизм предполагает:

— освещение на страницах сайта ИПК и ППРО ОГПУ и сайтов базовых (опорных) площадок хода опытно-экспериментальной работы;

— освещение хода эксперимента в периодических изданиях;

— работу по освещению хода эксперимента в СМИ и Интернет;

— освещение деятельности стажировочной и базовых площадок на всероссийских и международных конференциях, конкурсах.

Оборудование, закупленное и поставленное на стажировочной и базовых площадках в рамках проекта позволяет организовывать сетевое взаимодействие между участниками и реализаторами проекта и партнерами по единой образовательной сети (руководители городских/районных методических объединений, дошкольные образовательные учреждения, институт повышения квалификации, родительская общественность, частно-государственное партнерство в области дошкольного образования).

Поставленное оборудование позволило организовать в 2012-2013 году включение руководящих и педагогических работников ДОУ с докладами в лекторский состав ИПК при проведении семинаров и стажерских практик для педагогов Оренбургской, Ульяновской, Челябинской, Свердловской областей, республики Башкортостан.

Образовательная миграция, организуемая в рамках проекта, позволила распространять позитивные результаты и ценный педагогический опыт за пределами муниципалитета. На стажерских практиках базовых (опорных) площадок стажеры-мигранты познакомились с опытом работы по следующим темам, связанным с реализацией культурно-антропологических практик детей дошкольного возраста. Например, «Культурно-антропологические практики как тип организации и самоорганизации детской двигательной деятельности».

По плану-графику диссеминации педагогического опыта на базе стажировочной площадки ИПК и ППРО ОГПУ в 2013 году предполагается проведение конкурса основных образовательных программ дошкольного образования в части, формируемой участниками образовательного процесса. Данная деятельность представлена двумя направлениями – собственно участие в конкурсе участников проекта и использование потенциала победителей в стажерских практиках. По итогам конкурса планируется выпуск сборника актуальных для региона программ и формирование банка данных вариативных программ (частей) основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В данном спектре деятельности стажировочной площадки, становится важной оценка представляемого опыта в интересах общественности, работодателей и потребителей как основных экспертов качества образования. Для этого на сайте ИПК работает страница «Общественное обсуждение муниципальных программ развития дошкольного образования», где представители отделов образования, педагоги, родители и другие заинтересованные лица могут познакомиться с разработанными программами, задать вопросы, высказать свои замечания и предложения.

Также на сайте работает форум «Модернизация региональной системы дошкольного образования» http://forum.orenipk.ru/, где обсуждаются актуальные вопросы модернизации регионального дошкольного образования.

Ежемесячно, на протяжении 2012 года, на базе стажировочной площадки проводился семинар «Что является главным в модернизации дошкольного образования?», темы которого были связаны с внедрением культурно-антропологических практик в образовательный процесс ДОУ. Под культурно-антропологическими практиками мы понимаем практики, обеспечивающие безопасную включенность ребенка в культурные процессы меняющегося мира и осуществляемые в процессе организации различных видов детской деятельности. Участие в семинарах позволило педагогической общественности региона осознать значимость косвенного обучения дошкольников через разные, специфически детские виды деятельности и усилить практическую направленность содержания дошкольного образования как обязательного условия его гуманитаризации. Обновление содержания дошкольного образования в условиях модернизации за счет культурно-антропологических практик способствует усилению вариативности образования, что является показателем гуманитарности и повышает субъектность дошкольного образования и помогает достичь главной цели – формирование жизнеспособной личности.

Также, в рамках обучения стажеров по проекту, предусмотрена процедура мониторинга удовлетворенности образовательными услугами, которая позволяет выявить востребованность и заинтересованность обучающихся предлагаемыми диссеминационными материалами, на основе чего планируется дальнейшая работа по обобщению передового педагогического опыта.

Таким образом, диссеминация опыта, накопленного в рамках проекта «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования» в образовательном пространстве Оренбургской области, способствует получению качественно новых результатов образования, содействует преодолению негативных тенденций в кадровом обеспечении системы дошкольного образования, повышению социального статуса и профессионализма педагогических работников ДОУ.

Подробнее познакомиться с диссеминационными материалами вы можете на сайте стажировочной площадки Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Оренбургского государственного педагогического университета в рубрике «Проекты» в подрубрике «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования».

.

Современный дизайн интерьера — это не только эстетическое оформление помещения, но и обстановка психологического благополучия. Как нельзя лучше с этой задачей справятся надежные и красивые натяжные потолки, которые предлагает компания POTOLOKHAUSE.RU. Выполненные из экологически чистых материалов потолки украсят Ваш дом и обеспечат уют и комфорт.