Опыт разработки образовательных программ дошкольного учреждения
05 Фев 2013, Автор: adminОПЫТ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВО 2-ой ЧАСТИ, ФОРМИРУЕМОЙ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Опыт проектирования составлен к.п.н., доцентом кафедры дошкольного и начального образования ОГПУ Зебзеевой Валентиной Алексеевной по авторским материалам педагогов Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №16» г. Бугуруслана.
Вашему вниманию предоставлен опыт разработки образовательной программы дошкольного учреждения в части, формируемой участниками образовательного процесса, обобщенный в рамках федерального проекта «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования»
Актуальность данной темы связана с выходом Приказа Минобрнауки № 655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (далее ФГТ), в котором определены основные части образовательной программы любого дошкольного учреждения.
Актуальность опыта определяется стратегией развития дошкольного образования региона.
Актуальность темы для ДОУ обусловлена необходимостью программного обеспечения деятельности воспитателя ДОУ, в соответствии с современными требованиями к программам ДОУ.
Цель обобщения опыта раскрыть ведущие идеи, наиболее значимые компоненты технологии работы над программой в части формируемой участником образовательного процесса, раскрывающие логику опыта, последовательность действий в нём воспитателя.
Практическая значимость представленного опыта состоит в возможности применения его в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.
Основные идеи опыта.
В Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида №16» г. Бугуруслан разработаны программы в части формируемой участником образовательного процесса:
«СКОРО В ШКОЛУ»
(2 часть, общеобразовательной программы, формируемая участником образовательного процесса)
Выбор части программы, формируемой участниками образовательного процесса «Скоро в школу», обусловлен необходимостью решения проблемы психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению.
Программа реализуется с учетом психофизиологических особенностей дошкольников, спецификой географического расположения детского сада (близкое расположение Гимназии №1, к. 2)
Программа «Скоро в школу», ориентирована на детей от 6 до 7 лет.
Цель Программы Развитие интегративных качеств воспитанников в процессе психологического сопровождения, направленное на становление его физиологической, познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности.
Основные разработчики программы: Коберник Е.В.
Основные задачи Программы
Развивать:
— интерес к школьному обучению и активное стремление к будущей социально-личностной позиции школьника, положительное отношение к школе и учителю;
— интеллектуальную, эмоционально-волевую, речевую, личностную сферу;
— произвольность поведения;
— навыки общения, сотрудничества в группе сверстников и при взаимодействии с другими людьми;
— творческие способности;
— активность в сюжетно-ролевых играх;
— познавательно-исследовательскую деятельность.
Воспитывать желание участвовать в жизни, в мероприятиях посвященных школьной тематике.
Воспитывать у детей умение эмоционально реагировать на окружающую действительность: сочувствовать, сопереживать, радоваться;
Формировать умения и навыки проектной деятельности, связанной с изучением школьной жизни.
Содействовать становлению желания принимать участие в будущей школьной жизни, принятию роли ученика.
Данная программа дополняет и расширяет задачи, поставленные в образовательной области « Социализация».
Программа учитывает возрастные особенности усвоения программного материала у детей 6-7лет:
— активность дошкольника в процессе познания окружающей действительности;
— развитие произвольного поведения;
— освоение форм позитивного общения с людьми, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
— стремление к выполнению нового вида деятельности, носящего личностный и общественный характер;
— освоение сложных взаимодействий и взаимоотношений между людьми, отражающие характерные значимые жизненные ситуации (школа);
Для реализации данной программы в ДОУ созданы условия:
— педагоги подготовительной группы и педагог – психолог имеют первую квалификационную категорию;
— НОД проходит в кабинете психолога;
— подобрана библиотека детской книги о школе и оформлен уголок «Будущего первоклассника»;
— оформлены консультативные уголки для родителей «В школу с радостью»;
— оформлены альбомы «Школа», «Школьные принадлежности» и др.;
— организованы целевые прогулки в школу.
Реализация программы «Скоро в школу», осуществляется в
— НОД, (в соответствии с вариативной частью учебного плана);
— в совместной деятельности педагога и детей, осуществляемой в ходе режимных моментов;
— самостоятельной деятельности детей;
— совместной деятельности с семьей.
НОД проводится 1 раза в неделю во второй половине дня через кружковую работу.
— в совместной деятельности педагога и детей, осуществляемой в ходе режимных моментов (30 мин ежедневно);
— самостоятельной деятельности детей (1 час 2 раза в неделю);
— совместной деятельности с семьей (1 раз в неделю в течении 10 мин).
Общая недельная нагрузка программы «Скоро в школу» равна 160 минутам.
Данная деятельность соответствует требованиям СанПин.
Программа раскрывает интеграцию содержания образовательных областей, формы образовательной деятельности детей:
Непосредственно образовательная деятельность
— Игры с правилами
— Индивидуальные игры
— Беседы
— Наблюдение
— Экскурсии
— Чтение
— Рисуночные методики
— Методики эмоционального расслабления
— Этюды
— Коллективная работа
— Проектная деятельность
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
— Рассказ воспитателя о своем первом дне в школе. Рассматривание старого букваря, школьных тетрадей, фотографий.
— Целевая прогулка к школе (виртуальная экскурсия)
— Рассматривание картин о школьной жизни.
— Фотоколлаж «Первая линейка»
— Коллективное создание альбома о школе. Чтение стихов о школе (А.Барто «Мама или я?», М.Бородицкая «Первоклассница», М.Садовский «Первое сентября» и др.)
— Беседа «Школьные уроки»
— Беседа «Школьные принадлежности»
— Создание школьного уголка
— Беседа «Что можно сделать за перемену»
— Просмотр мультфильмов (или кукольный театр «Как незнайка в школу ходил» )
— Чтение рассказов К.Д.Ушинского
— Беседа об учителе
— Встреча учителя с дошкольниками в детском саду
— Организация переписки с учителем (письма, открытки)
Самостоятельная деятельность детей
— Рисование на тему «Что я знаю о школе?»
— Сюжетно-ролевая игра «Первоклассник»
— Сюжетно-ролевая игра «школа»
— Чтение стихов и рассказов о школе (М. Яснов «Подходящий угол», В. Орлов «Что написано в тетрадке», В. Голявкин «Не везет и др.» )
— Игра «Лесная сказка», «Сосед подними руку»
Совместная деятельность с семьей
— Организация выставки «Наши мамы и папы — школьники»
— Тематическая консультация «Психологическая готовность – что это?»
— Беседа с родителями «Мини –проекты – подготовка к школе?»
— Мини-проект «Моя школа» или «Школа будущего»
В программе приводится перечень программ и технологий, используемых воспитателями, планируемые результаты освоения детьми программы «Скоро в школу» (итоговые результаты), система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
«Здоровье и танцы»
(2 часть, общеобразовательной программы, формируемая участником образовательного процесса)
Выбор части программы, формируемой участниками образовательного процесса «Здоровье и танцы», обусловлен проблемой ослабления здоровья детей, (70% детей, имеет 2 группу здоровья), запросом родителей результатами анкетирования по изучению спроса родителей на услуги, предоставляемые ДОУ по оздоровлению детей (восемьдесят процентов родителей изъявили желание оздоравливать детей в танцевальном кружке) и приоритетным направлением работы детского сада «Физическое развитие
Программа реализуется с учетом демографических, национальных, культурных и климатических условий: месторасположение детского сада вблизи автомагистрали, отсутствие ближайших парков и скверов, а также резко континентальный климат данного региона (высокая температура летом +30,+35; низкая зимой -30; — 35).
Программа «Здоровье и танцы», ориентирована на укрепление здоровья детей от четырёх до семи лет
Цель ПрограммыУкрепление здоровья дошкольников средствами танцевального искусства.
Основные задачи Программы
Способствовать полноценному физическому развитию ребенка путем формирования двигательных и культурно — гигиенических навыков.
Развивать у дошкольников потребность в физическом совершенствовании, привычки к здоровому образу жизни.
Снизить уровень заболеваемости у детей, способствовать коррекции осанки и профилактике плоскостопия в процессе занятий хореографией
Знакомить детей с типами дыхания по средством игровой деятельности.
Формировать творческое мышление и музыкально — драматургические качества в процессе выполнения танцевальных движений.
Развивать индивидуальное исполнительское мастерство.
Основные разработчики программы: Творческая группа МАДОУ №16
Данная программа дополняет и расширяет задачи, поставленные в образовательных областях «Здоровье», «Безопасность», «Физическая культура».
Программа учитывает возрастные особенности детей
4-5 лет:
— происходит функциональные изменения в развитии мускулатуры
— совершенствуется координация многочисленных групп мышц;
— улучшаются показатели мелкой моторики
— интенсивно развивается кровеносная система
— растет сопротивляемость инфекционным заболеваниям
— «интеллектуализация» движений на физиологическом уровне
— движения привязаны к конкретным условиям и требованиям деятельности;
— развитие двигательного воображения становится основой для одухотворения и осмысления движений.
Для реализации данной программы в ДОУ созданы условия:
Помещение оборудовано тренажерами, подобрано оборудование соответствующими физиологическим особенностям развития детей данного возраста (по весу, по росту и по объему груди), систематическое проветривание и кварцевание зала проводится (до и после НОД).
Наличие специального оборудования в музыкальном зале для занятий танцами (зеркала, индивидуальные коврики, тренировочные костюмы);
Произведен подбор музыкального материала в соответствии с программой оздоровление детей. Имеется необходимый набор технических средств (фортепиано, музыкальный центр, DVD плеер и др.).
Составлена картотека методической литературы по оздоровлению детей данного возраста. Для участия в концертах, праздниках, конкурсах разного уровня приобретены сценические и танцевальные костюмы.
Для реализации поставленных задач используются следующие формы образовательной деятельности: игра, гимнастики, кружок, театрализованная деятельность, досуги, экскурсии, праздники, концерты с привлечением родителей.
НОД, осуществляется в соответствии с вариативной частью учебного плана; проводится 2 раза в неделю во второй половине дня, для гармонизации двигательной деятельности и равномерного распределения нагрузки в течение дня. Продолжительность НОД:
— средняя группа — 20 минут;
— старшая группа — 25 минут;
— подготовительная группа — 30 минут.
Данная деятельность соответствует требованиям Сан пин.
В программе представлено тематическое планирование по программе «Здоровье и танцы» по возрастным группам
Программа раскрывает содержание психолого-педагогической работы по освоению программы. интеграцию содержания образовательных областей, формы образовательной деятельности детей, формы образовательной деятельности детей.
В режимных моментах:
— рассматривание слайдов и иллюстраций;
— слушание музыки;
— музыкально-образные игры;
— просмотр видеофильмов;
— игровое упражнение;
— проблемная ситуация;
— обсуждение (произведений искусства, танцевальных этюдов, средств выразительности и др.)
— придумывание танцевального образа на основе просмотренных музыкальных произведений
В совместной деятельности педагога и детей
— занятия в танцевальном кружке;
— разучивание комплексов танцевальной гимнастики и «Аэробики», «Степ-гимнастики» на физзанятиях;
— введение танцевальных этюдов в занятия;
— изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для музыкально-образовательных игр и танцевальных этюдов;
— рассматривание произведений искусства;
— игры (дидактические, подвижные, музыкально-образные);
— тематические досуги, развлечения, праздники, концерты, фестивали;
— выставки фотографий;
В самостоятельной деятельности детей
— закрепление разученных танцевальных движений;
— игры (дидактические, подвижные, музыкально-образные);
— рассматривание произведений искусства;
— самостоятельная деятельность по заданной теме
В совместной деятельности с семьей
— создание соответствующей предметно-развивающей среды;
— проектная деятельность;
— экскурсии;
— создание тематических выставок, консультаций, методических рекомендаций;
— участие в праздниках, конкурсах, фестивалях
В программе приводится перечень программ и технологий, используемых воспитателями, планируемые результаты освоения детьми программы «Здоровье и танцы» (промежуточные и итоговые результаты), система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
———————————————————————————————————————————————————
Здоровье с детства — это, конечно, замечательно! А что делать, если Вам уже За…?! Когда уже в наличии множество забот и то место не то, то времени нет? В такой ситуации на помощь приходят занятия калланетик, упражнения которого не требуют большого пространства и больших временных затрат. Зато результаты превосходят все ожидания: подтянутая фигура, хорошее самочувствие, бодрость духа. Подробнее читайте на сайте Bogema.
———————————————————————————————————————————————————
«ЗЕРНЫШКО»
(2 часть, общеобразовательной программы, формируемая участником образовательного процесса)
Выбор части программы, формируемой участниками образовательного процесса «Зернышко», обусловлен необходимостью решения проблемы с обеспечением качественной подготовки детей к обучению в начальной школе;
Программа реализуется с учётом психических и физических особенностей детей и подготовки ребёнка к этапу развитию звуко-буквенного анализа.
Программа Зернышко», ориентирована на детей от 6 до 7 лет.
Цель Программы Развитие интегративных качеств воспитанников в процессе осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты, направленное на всестороннее развитие ребенка.
Основные задачи Программы
- Формирование интереса к процессу обучения.
- Развитие звуковой культуры речи.
- Умение проводить звуковой анализ и синтез слов, сравнение слов по звуковому составу.
- Развитие умений говорить и слушать других людей.
- Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи, к речи окружающих.
- Обогащение словарного запаса детей.
- Усвоение единиц языка: звук, слог, слово, предложение.
Основные разработчики программы: Сундукова Е.П.
Данная программа дополняет и расширяет задачи, поставленные в образовательной области « Коммуникация».
Программа учитывает возрастные особенности усвоения программного материала у детей 6-7лет:
— активность дошкольника в процессе познания окружающей действительности;
— развитие произвольного поведения;
— освоение форм позитивного общения с людьми, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
— стремление к выполнению нового вида деятельности, носящего личностный и общественный характер;
— освоение сложных взаимодействий и взаимоотношений между людьми, отражающие характерные значимые жизненные ситуации;
Для реализации данной программы в ДОУ созданы условия:
— педагоги подготовительной группы имеют первую квалификационную категорию;
— подобрана библиотека детской книги о буквах, слогах, азбука и оформлен уголок «Читаем сами»;
— оформлены консультативные уголки для родителей «Готовим руку к письму», оформлены альбомы «Мир слов», «33 богатыря» и др.;
Формы образовательной деятельности детей в процессе реализации программы: беседа, наблюдение, игра, экскурсии, рисуночный метод, методики эмоционального расслабления, этюды, коллективная работа, беседы и консультации с родителями, кружковая работа.
Реализация программы «Зернышко», осуществляется в
— НОД, (в соответствии с вариативной частью учебного плана);
— в совместной деятельности педагога и детей, осуществляемой в ходе режимных моментов;
— самостоятельной деятельности детей;
— совместной деятельности с семьей.
НОД проводится 1 раза в неделю во второй половине дня через кружковую работу.
— в совместной деятельности педагога и детей, осуществляемой в ходе режимных моментов (30 мин ежедневно);
— самостоятельной деятельности детей (1 час 2 раза в неделю);
— совместной деятельности с семьей (1 раз в неделю в течении 10 мин).
Общая нагрузка программы «Зернышко» равна 160 минутам. Данная деятельность соответствует требованиям СанПин.
Программа раскрывает содержание психолого-педагогической работы по освоению программы. интеграцию содержания образовательных областей, формы образовательной деятельности детей, формы образовательной деятельности детей.
В программе приводится перечень программ и технологий, используемых воспитателями, планируемые результаты освоения детьми программы «Зернышко» (промежуточные и итоговые результаты), система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.