Опыт разработки образовательных программ дошкольного учреждения

05 Фев 2013, Автор: admin

Опыт разработки образовательных программ дошкольного учрежденияОПЫТ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВО 2-ой ЧАСТИ, ФОРМИРУЕМОЙ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Опыт проектирования составлен к.п.н., доцентом кафедры дошкольного и начального образования ОГПУ Зебзеевой Валентиной Алексеевной по авторским материалам педагогов Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №16» г. Бугуруслана.

Вашему вниманию предоставлен опыт разработки образовательной программы дошкольного учреждения в части, формируемой участниками образовательного процесса, обобщенный в рамках федерального проекта «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования»

Актуальность данной темы связана с  выходом Приказа Минобрнауки № 655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (далее ФГТ), в котором определены основные части образовательной программы любого дошкольного учреждения.

Актуальность опыта определяется стратегией развития дошкольного образования региона.

Актуальность темы для ДОУ обусловлена необходимостью программного обеспечения деятельности воспитателя ДОУ, в соответствии с  современными требованиями к программам ДОУ.

Цель обобщения опыта раскрыть ведущие идеи, наиболее значимые компоненты технологии работы над программой в  части формируемой участником образовательного процесса, раскрывающие логику опыта, последовательность действий в нём воспитателя.

Практическая значимость представленного опыта состоит в возможности применения его в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.

Основные идеи опыта.

В Муниципальном  автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида №16» г. Бугуруслан разработаны программы в части формируемой участником образовательного процесса:

 

«СКОРО  В ШКОЛУ»

(2 часть, общеобразовательной программы, формируемая участником образовательного процесса)

Выбор части программы, формируемой участниками образовательного процесса «Скоро в школу», обусловлен необходимостью решения проблемы психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению.

Программа реализуется с учетом  психофизиологических особенностей дошкольников, спецификой географического расположения детского сада (близкое расположение Гимназии №1, к. 2)

Программа  «Скоро в школу», ориентирована на  детей  от  6 до 7 лет.

Цель Программы     Развитие интегративных качеств воспитанников в процессе  психологического сопровождения, направленное на становление его физиологической, познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности.

Основные разработчики программы: Коберник Е.В.

Основные задачи Программы    

Развивать:

—  интерес к школьному обучению и активное стремление к будущей социально-личностной позиции школьника, положительное отношение к школе и учителю;

— интеллектуальную, эмоционально-волевую, речевую, личностную сферу;

— произвольность поведения;

— навыки общения, сотрудничества в группе сверстников и при взаимодействии с другими людьми;

— творческие способности;

— активность в сюжетно-ролевых играх;

— познавательно-исследовательскую деятельность.

Воспитывать желание участвовать в жизни,  в мероприятиях посвященных школьной тематике.

Воспитывать у детей умение эмоционально реагировать на окружающую действительность: сочувствовать, сопереживать, радоваться;

Формировать умения и  навыки проектной деятельности, связанной с изучением школьной жизни.

Содействовать становлению желания принимать участие в будущей школьной жизни, принятию роли ученика.

Данная программа дополняет и расширяет задачи, поставленные в образовательной области « Социализация».

Программа учитывает возрастные особенности усвоения программного материала у детей 6-7лет:

— активность дошкольника в процессе познания окружающей действительности;

— развитие произвольного поведения;

— освоение форм позитивного общения с людьми, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

— стремление к выполнению нового вида деятельности, носящего личностный и общественный характер;

— освоение сложных взаимодействий и взаимоотношений между людьми, отражающие характерные значимые жизненные ситуации (школа);

Для реализации данной программы в ДОУ созданы условия:

— педагоги подготовительной группы  и педагог – психолог имеют первую квалификационную категорию;

— НОД проходит в кабинете психолога;

— подобрана библиотека детской книги о школе и оформлен уголок «Будущего первоклассника»;

— оформлены консультативные уголки для родителей «В школу с радостью»;

— оформлены альбомы «Школа», «Школьные принадлежности» и др.;

— организованы целевые прогулки в школу.

Реализация программы «Скоро в школу», осуществляется в

— НОД, (в соответствии с вариативной частью учебного плана);

— в совместной деятельности педагога и детей, осуществляемой в ходе режимных моментов;

— самостоятельной деятельности детей;

— совместной деятельности с семьей.

НОД проводится 1 раза в неделю  во второй половине дня через кружковую работу.

— в совместной деятельности педагога и детей, осуществляемой в ходе режимных моментов (30 мин ежедневно);

— самостоятельной деятельности детей (1 час 2 раза в неделю);

— совместной деятельности с семьей (1 раз в неделю в течении 10 мин).

Общая недельная нагрузка   программы «Скоро в школу» равна 160 минутам.

Данная деятельность соответствует требованиям СанПин.

Программа раскрывает интеграцию  содержания образовательных областей, формы образовательной деятельности детей:

Непосредственно образовательная деятельность

— Игры с правилами

— Индивидуальные игры

— Беседы

— Наблюдение

— Экскурсии

— Чтение

— Рисуночные методики

— Методики  эмоционального расслабления

— Этюды

— Коллективная работа

— Проектная деятельность

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

— Рассказ воспитателя  о своем первом дне в школе. Рассматривание старого букваря, школьных тетрадей, фотографий.

— Целевая прогулка к школе (виртуальная экскурсия)

— Рассматривание картин о школьной жизни.

— Фотоколлаж «Первая линейка»

— Коллективное создание альбома о школе. Чтение стихов о школе (А.Барто «Мама или я?», М.Бородицкая «Первоклассница», М.Садовский «Первое сентября» и др.)

— Беседа «Школьные уроки»

— Беседа «Школьные принадлежности»

— Создание школьного уголка

— Беседа «Что можно сделать за перемену»

— Просмотр мультфильмов  (или кукольный театр «Как незнайка в школу ходил» )

— Чтение рассказов К.Д.Ушинского

— Беседа об учителе

— Встреча учителя с дошкольниками в детском саду

— Организация переписки с учителем (письма, открытки)

Самостоятельная деятельность детей

— Рисование на тему «Что я знаю о школе?»

— Сюжетно-ролевая игра «Первоклассник»

— Сюжетно-ролевая игра «школа»

— Чтение стихов и рассказов о школе (М. Яснов «Подходящий угол», В. Орлов «Что написано в тетрадке», В. Голявкин «Не везет и др.» )

— Игра «Лесная сказка», «Сосед подними руку»

Совместная деятельность с семьей

— Организация выставки «Наши мамы и папы — школьники»

— Тематическая консультация «Психологическая готовность – что это?»

— Беседа с родителями «Мини –проекты – подготовка к школе?»

— Мини-проект «Моя школа» или «Школа будущего»

В программе приводится перечень программ и технологий, используемых воспитателями, планируемые результаты освоения детьми  программы «Скоро в школу» (итоговые результаты), система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

«Здоровье  и танцы»

(2 часть, общеобразовательной программы, формируемая участником образовательного процесса)

Выбор части программы, формируемой участниками образовательного процесса «Здоровье и танцы», обусловлен проблемой  ослабления здоровья детей, (70% детей, имеет 2 группу здоровья), запросом родителей результатами анкетирования по изучению спроса родителей  на услуги, предоставляемые ДОУ по оздоровлению детей (восемьдесят процентов родителей изъявили желание оздоравливать детей в танцевальном кружке) и приоритетным направлением работы  детского сада «Физическое развитие

Программа реализуется с учетом  демографических, национальных,  культурных и  климатических  условий:     месторасположение детского сада  вблизи автомагистрали, отсутствие ближайших парков и скверов, а также резко континентальный климат данного региона (высокая температура летом +30,+35; низкая зимой -30; — 35).

Программа  «Здоровье и танцы», ориентирована на укрепление здоровья детей  от  четырёх до семи лет  

Цель ПрограммыУкрепление здоровья дошкольников средствами танцевального искусства.

Основные задачи Программы

Способствовать полноценному физическому развитию ребенка путем формирования двигательных и культурно — гигиенических навыков.

Развивать у дошкольников потребность в физическом совершенствовании, привычки к здоровому образу жизни.

Снизить уровень заболеваемости у детей, способствовать коррекции осанки и профилактике плоскостопия в процессе занятий хореографией

Знакомить детей с  типами дыхания по средством игровой деятельности.

Формировать творческое мышление и музыкально — драматургические качества в процессе выполнения танцевальных движений.

Развивать индивидуальное исполнительское мастерство.

Основные разработчики программы: Творческая группа  МАДОУ №16

Данная программа дополняет и расширяет задачи, поставленные в образовательных областях «Здоровье», «Безопасность», «Физическая культура».

 Программа учитывает возрастные особенности детей

4-5 лет:

—      происходит функциональные изменения в  развитии мускулатуры

—      совершенствуется координация многочисленных групп мышц;

—      улучшаются показатели мелкой моторики

—      интенсивно развивается кровеносная система

—       растет сопротивляемость инфекционным заболеваниям

—      «интеллектуализация» движений на физиологическом уровне

—      движения привязаны к конкретным условиям и требованиям деятельности;

—      развитие двигательного воображения становится основой для одухотворения и осмысления движений.

Для реализации данной программы в ДОУ созданы  условия:

Помещение оборудовано тренажерами, подобрано оборудование соответствующими физиологическим особенностям развития детей данного возраста (по весу, по росту и по объему груди), систематическое проветривание и кварцевание  зала проводится (до и после НОД).

 Наличие специального оборудования в  музыкальном зале для занятий танцами (зеркала, индивидуальные коврики, тренировочные костюмы);

Произведен подбор  музыкального материала в соответствии с программой оздоровление детей. Имеется необходимый набор технических средств (фортепиано, музыкальный центр, DVD плеер и др.).

Составлена картотека методической литературы по оздоровлению детей данного возраста. Для участия в  концертах, праздниках, конкурсах разного уровня приобретены сценические и танцевальные костюмы.

Для реализации поставленных задач используются следующие формы образовательной деятельности: игра, гимнастики, кружок, театрализованная деятельность, досуги, экскурсии, праздники, концерты с привлечением родителей.

НОД, осуществляется в соответствии с вариативной частью учебного плана; проводится 2 раза в неделю  во второй половине дня, для гармонизации двигательной деятельности и равномерного распределения нагрузки в течение дня. Продолжительность НОД:

— средняя группа — 20 минут;

— старшая группа — 25 минут;

— подготовительная группа — 30 минут.

Данная деятельность соответствует требованиям Сан пин.

В программе представлено тематическое планирование по программе «Здоровье и танцы» по возрастным группам

Программа раскрывает содержание психолого-педагогической работы по освоению программы. интеграцию  содержания образовательных областей, формы образовательной деятельности детей, формы образовательной деятельности детей.

В режимных      моментах:

— рассматривание слайдов и иллюстраций;

— слушание музыки;

— музыкально-образные игры;

— просмотр видеофильмов;

— игровое упражнение;

— проблемная ситуация;

— обсуждение (произведений искусства, танцевальных этюдов, средств выразительности и др.)

— придумывание танцевального образа на основе просмотренных музыкальных произведений

В совместной деятельности педагога и детей

— занятия в танцевальном кружке;

— разучивание комплексов танцевальной гимнастики и «Аэробики», «Степ-гимнастики» на физзанятиях;

— введение танцевальных этюдов в занятия;

— изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для музыкально-образовательных игр и танцевальных этюдов;

— рассматривание произведений искусства;

— игры (дидактические, подвижные, музыкально-образные);

— тематические досуги, развлечения, праздники, концерты, фестивали;

— выставки фотографий;

В самостоятельной деятельности детей

— закрепление разученных танцевальных движений;

— игры (дидактические, подвижные, музыкально-образные);

— рассматривание произведений искусства;

— самостоятельная деятельность по заданной теме

В совместной деятельности с семьей

— создание соответствующей предметно-развивающей среды;

— проектная деятельность;

—  экскурсии;

— создание тематических выставок, консультаций, методических рекомендаций;

— участие в праздниках, конкурсах, фестивалях

В программе приводится перечень программ и технологий, используемых воспитателями, планируемые результаты освоения детьми  программы «Здоровье  и танцы» (промежуточные и итоговые результаты), система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

———————————————————————————————————————————————————

Здоровье с детства — это, конечно, замечательно! А что делать, если Вам уже За…?! Когда уже в наличии множество забот и то место не то, то времени нет? В такой ситуации на помощь приходят занятия калланетик, упражнения которого не требуют большого пространства и больших временных затрат. Зато результаты превосходят все ожидания: подтянутая фигура, хорошее самочувствие, бодрость духа. Подробнее читайте на сайте Bogema.

———————————————————————————————————————————————————

 «ЗЕРНЫШКО»  

(2 часть, общеобразовательной программы, формируемая участником образовательного процесса)

Выбор части программы, формируемой участниками образовательного процесса «Зернышко», обусловлен необходимостью решения проблемы с  обеспечением качественной подготовки детей к обучению в начальной школе;

Программа реализуется с учётом психических и физических особенностей детей и подготовки ребёнка к этапу развитию звуко-буквенного анализа.

Программа  Зернышко», ориентирована на  детей  от  6 до 7 лет.

Цель Программы Развитие интегративных качеств воспитанников в процессе  осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки  их к усвоению грамоты, направленное на всестороннее развитие ребенка.

Основные задачи Программы

  1. Формирование интереса к процессу обучения.
  2. Развитие звуковой культуры речи.
  3. Умение проводить звуковой анализ и синтез слов, сравнение слов по звуковому составу.
  4. Развитие умений говорить и слушать других людей.
  5. Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи, к речи окружающих.
  6. Обогащение словарного запаса детей.
  7. Усвоение единиц языка: звук, слог, слово, предложение.

Основные разработчики программы: Сундукова Е.П.

Данная программа дополняет и расширяет задачи, поставленные в образовательной области « Коммуникация».

Программа учитывает возрастные особенности усвоения программного материала у детей 6-7лет:

— активность дошкольника в процессе познания окружающей действительности;

— развитие произвольного поведения;

— освоение форм позитивного общения с людьми, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

— стремление к выполнению нового вида деятельности, носящего личностный и общественный характер;

— освоение сложных взаимодействий и взаимоотношений между людьми, отражающие характерные значимые жизненные ситуации;

Для реализации данной программы в ДОУ созданы условия:

— педагоги подготовительной группы  имеют первую квалификационную категорию;

— подобрана библиотека детской книги о буквах, слогах, азбука и оформлен уголок «Читаем сами»;

— оформлены консультативные уголки для родителей «Готовим руку к письму», оформлены альбомы «Мир слов», «33 богатыря» и др.;

Формы образовательной деятельности детей в процессе реализации программы: беседа, наблюдение, игра, экскурсии, рисуночный метод, методики эмоционального расслабления, этюды, коллективная работа,  беседы и консультации с  родителями, кружковая работа.

Реализация программы «Зернышко», осуществляется в

— НОД, (в соответствии с вариативной частью учебного плана);

— в совместной деятельности педагога и детей, осуществляемой в ходе режимных моментов;

— самостоятельной деятельности детей;

— совместной деятельности с семьей.

НОД проводится 1 раза в неделю  во второй половине дня через кружковую работу.

— в совместной деятельности педагога и детей, осуществляемой в ходе режимных моментов (30 мин ежедневно);

— самостоятельной деятельности детей (1 час 2 раза в неделю);

— совместной деятельности с семьей (1 раз в неделю в течении 10 мин).

Общая нагрузка   программы «Зернышко» равна 160 минутам. Данная деятельность соответствует требованиям СанПин.

Программа раскрывает содержание психолого-педагогической работы по освоению программы. интеграцию  содержания образовательных областей, формы образовательной деятельности детей, формы образовательной деятельности детей.

В программе приводится перечень программ и технологий, используемых воспитателями, планируемые результаты освоения детьми  программы «Зернышко» (промежуточные и итоговые результаты), система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.