Познавательно-исследовательская деятельность детей второй младшей группы «Удивительный песок»

19 Мар 2018, Автор: admin

Здравствуйте, уважаемые коллеги! (слад 1)

С введением нового законодательства (слад 2) изменились подходы к организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста. Все чаще задаются вопросы, допустимы ли в тексте ОПДО ДОУ, разработанной в соответствии с ФГОС ДО слова «непосредственная образовательная деятельность», «организованная образовательная деятельность», «непрерывная образовательная деятельность» или все-таки – «занятие»? Какая формулировка верная?

Перечисленные мною термины отсутствуют в стандарте дошкольного образования и других документах, регламентирующих его выполнение, к примеру, в Примерной основной образовательной программе дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 20.05.2015 г. № 2/15), практически вся деятельность воспитателя направлена на решение каких-либо образовательных задач, то есть является образовательной.

Более того, рекомендуется шире использовать для образования ребенка режимные моменты, прогулки и другое. Иными словами, избавляться от заорганизованности и стремиться к непринужденности и естественности образовательной деятельности.

Занятие также следует понимать более широко, как любую целенаправленную образовательную деятельность ребенка, осуществляемую в партнерстве со взрослым или самостоятельно в определенном месте за отведенное время. В этом смысле не нужно бояться произносить это слово, наоборот, следует расширить сферу его применения, что позволит уйти от узкого понимания образовательной деятельности, которая якобы имеет место только на специально организованных занятиях.

Позвольте поделиться опытом (слайд 3) своей работы в данном направлении, который был представлен на региональном этапе
X Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок», был по достоинству оценен жюри (2 место в номинации «Дошкольное и дополнительное образование») и получил «путевку» в финал всероссийского конкурса, который традиционно проводился в г. Москве, где я заняла 1 место.

(слайд 4) Итак, познавательно-исследовательская деятельность во второй младшей группе на тему «Удивительный песок», преобладающая образовательная область «Познавательное развитие»

Задачи (слайд 5), которые определены в ОПДО для данной возрастной категории детей в образовательной области — это поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию, развивать познавательные и речевые умения по выявлению свойств, качеств и отношений объектов окружающего мира. Способы обследования предметов нашли отражение в задачах данной темы.

Летом я наблюдала за детьми, которые только пришли ко мне в группу из яслей, как они с удовольствием играют в песочнице, но с приходом холодов данные игры пришлось забыть, хотя каждый день, выходя на прогулку, детей тянуло к песочнице.

(слайды 6 и 7) Я решила организовать игры с песком в группе, разработав проект «Удивительный песок». Была подготовлена специальная предметно-игровая среда, проведена предварительная работа. В группу были приглашены родители, чтобы своими глазами увидеть, что игры с песком могут быть организованы и дома, поскольку это увлекательное и безопасное занятие.

(слайд 8) В ходе познавательно-исследовательской деятельности я использовала следующие методы и приемы реализации содержания деятельности. К примеру, художественное слово.

(слад 9) К нам в группу на грузовике приехал песок с улицы, и дети с удовольствием согласились поиграть в него

Нам привезли песок на сад,
Я этому – безумно рад!
С ним буду целый день играть,
Лепить куличек, загорать!
Наделаю в песке ходы,
Потом налью туда воды.
Построю для машин гараж
И новый домик, и шалаш! 
Песочных куличей – не ем,
Да что ж я, маленький совсем?!

(слад 10) Здесь мы сравнивали температуру песка с помощью тактильных ощущений.

(слайд 11) Затем закрепили такое понятие, как «сыпучесть песка». Перед вами фрагмент данной деятельности; мы усвоили, что куличи можно делать только из сырого песка (слайд 12 видео).

(слайд 13). Детки помыли руки, «смыли» песок с рук, и я предложила им превратиться в песчинки, с которыми играет ветерок

(слайд 14). От игровой деятельности мы плавно перешли к изобразительной деятельности – рисованию песком. Детям было предложено засыпать белый лист бумаги с наклеенным трафаретом песком и посмотреть, что же получится?

(слайд 15 видео) На протяжении всей игры в песок мы не забываем о главной цели познавательно-исследовательской деятельности, исследуя, делаем выводы о свойствах песка, а главное – что с песком можно не только играть в песочнице на улице, но и в группе тоже!

(слайд 16) Плавный переход от одного вида деятельности к другому, любование результатом собственного труда доставляет детям массу приятных впечатлений, поддерживает интерес, не допуская утомления и усталости.

(слайд 17) Работа в данном направлении не закончилась. Наш проект долгосрочный: в группе была оформлена зона экспериментально-исследовательской деятельности, стол для игр с песком, в котором дети с удовольствием играли.

(слайд 18) Мы продолжили цикл занятий по изучению свойств и состава песка, научились его окрашивать, (слайд 19) разнообразили игры с песком в группе, (слайд 20, 21) для родителей и детей мы показали мастер-класс по созданию картин и сувениров из цветного песка. И конечно же, наши игры на улице (слайд 22) с приходом весны возобновились и стали более разнообразными.

Спасибо за внимание. Успехов в работе с детьми!

Гаркушина Наталья Викторовна, воспитатель структурного подразделения Детский сад «Крона», победитель X Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок»