Играем в ученых: познавательно-исследовательская деятельность дошкольников

09 Мар 2013, Автор: admin

Играем в ученыхПознавательно-исследовательская деятельность дошкольников направлена на познание ребенком окружающего мира во всем его многообразии. Это и мир природы, и мир вещей, мир других людей и способов выстраивания взаимоотношений между ними и, конечно же, мир самого себя, своего собственного «Я». В этой деятельности реализуется потребность ребенка в новых впечатлениях и в экспериментальной деятельности, которая делает процесс установления причинно-следственных связей успешнее.

Данный вид деятельности является эффективным средством обучения дошкольников, так как активизирует познавательные процессы ребенка, обогащает практический опыт, учит учиться на собственных ошибках.

Уже в раннем возрасте мы можем наблюдать элементарную исследовательскую деятельность ребенка, которая поначалу представляет собой бесцельное экспериментирование с вещами и игрушками. Это так называемая предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, в ходе которой он начинает различать предметы по цвету, форме, назначению, осваивает сенсорные эталоны, простые орудийные действия. Таким образом происходит внешнее действие с предметами. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, малыш познает окружающий мир, расширяет свой кругозор, развивает интеллект.

По мере взросления ребенка начинают интересовать не столько предметы, сколько окружающий его мир людей и способы действий людей с предметами. На этом возрастном этапе дошкольник переходит к рассуждению о связях между вещами, относит их к определенной группе, то есть происходит внутреннее действие в эксперименте — мысленное. Детское мышление переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому.

Основная задача взрослых, обеспечивающих процесс развития ребенка (родителей и воспитателей) — поддержать и развить в нем интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы дети как можно больше делали самостоятельных открытий,самостоятельно искали ответы на стоящие перед ними вопросы, проявляли собственную познавательную активность. Взаимодействие взрослого с ребенком должно строиться по принципу «Как можно меньше ответов со стороны взрослого!». Взрослые не должны давать ребенку готовых ответов, а просто обязаны активизировать мыслительную деятельность ребенка, заставить его задуматься, сомневаться, задавать вопросы, обращаться за помощью к разным источникам информации. Только так возможно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям и сформировать активную познавательную позицию малыша, которая станет залогом дальнейшего успешного школьного обучения.

При таком подходе деятельность ребенка становится осмысленной, значимой; обеспечивается самоопределение личности и создаются условия для ее самореализации.

В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, необходимо предоставление детям возможности приобретать знания самостоятельно. В связи с этим и представляет особый интерес изучение детского экспериментирования и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения.

Предлагаем Вашему вниманию опыт разработка и внедрения в практику работы ДОУ дополнительной образовательной программы «Играем в ученых». Материалы подготовлены педагогами дошкольного образования, слушателями курсов базового повышения квалификации ИПК и ППРО ОГПУ (Трифонова И.Ш., воспитатель МБДОУ №190; Бочарова О.Н., воспитатель МБДОУ №12; Кондратьева О.Н., воспитатель МБДОУ №3).

.