Дисциплина: «Информационно-образовательная среда учителя»

19 Мар 2020, Автор: admin

Современное общество основано на использовании информации и знаний. Сегодня невозможно игнорировать глобализацию медиасреды, развитие различных форм информационных и коммуникационных технологий или их влияние на частную, экономическую, политическую и общественную жизнь. Для активного и успешного участия в жизни информационного общества необходимы новые виды компетенций. Медийная и информационная грамотность формируют целую палитру навыков, без которых гражданин XXI века не сможет понять окружающий мир. Включение медийно-информационно грамотности в систему фундаментальных жизненных навыков означает, что сегодня молодежи необходимо понимать функции медиа, уметь искать, оценивать, использовать и создавать информацию для достижения личных, общественных, профессиональных и образовательных целей.

Современный мир вступил в стадию информационного общества и задача педагога, как одного из главных субъектов процесса социализации, должны осознать новые потребности и формировать у обучающихся новые качества.

С введением новых государственных образовательных стандартов важнейшим компонентом новой системы образования становится информационно-образовательная среда (ИОС), в основе которой лежат современные информационные технологии, обеспечивающие:

  • — стремительный рост информационно-ресурсной базы;
  • — свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам;
  • — дистанционность;
  • — мобильность;
  • — возможность формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ;
  • — интерактивность;
  • — возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений.

Информационно-образовательная среда в процессе обучения одновременно выступает и как условие современного процесса обучения, и как средство формирования новой системы образования.

С точки зрения образовательного процесса современная информационно-образовательная среда – это открытая педагогическая система, направленная на формирование творческой интеллектуально и социально развитой личности.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.

В соответствии с ФГОС информационно-образовательная среда организации, осуществляющей образовательную деятельность должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной форме следующие виды деятельности:

  • — планирование образовательной деятельности;
  • — размещение и сохранение материалов образовательной деятельности, в том числе работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательных отношений информационных ресурсов;
  • — фиксацию хода образовательной деятельности и результатов освоения основной образовательной программы;
  • — взаимодействие между участниками образовательных отношений, в том числе дистанционное посредством сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательной деятельности для решения задач управления образовательной деятельностью;
  • — контролируемый доступ участников образовательных отношений к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся);
  • — взаимодействие организации, осуществляющей образовательную деятельность с органами, осуществляющими управление в сфере образования, и с другими организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Функционирование информационно-образовательной среды обеспечивается средствами ИКТ и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование информационной образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.

Таким образом, в условиях развития современной информационной образовательной среды перед образовательной организацией определяются следующие задачи:

  1. 1. Ведение цифрового учебного архива: учебный план, учебные материалы, контрольные работы и др.
  2. 2. Проведение уроков с отображением и сохранением результатов.
  3. 3. Проведение тематических исследований с отображением и сохранением материалов.
  4. 4. Использование удалённого доступа к цифровым учебным материалам.
  5. 5. Работа в интегрированной учебной, методической, административной и финансовой системе.

Также в современной информационно — образовательной среде можно выделить ряд основных задач для обучающихся:

  1. 1. Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов при изучении нового материала
  2. 2. Проектная и исследовательская работа с использованием ИКТ
  3. 3. Индивидуальное компьютерное тестирование
  4. 4. Практикумы с компьютерными лабораториями
  5. 5. Доклады с презентационной поддержкой

и для педагогов:

  1. 1. Проведение мониторинга и фиксация хода учебного процесса с использованием электронных средств (электронный дневник и пр.)
  2. 2. Управление учебной деятельностью с использованием ИКТ, используя различные организационные модели, в т. ч. в условиях дистанционного взаимодействия.
  3. 3. Использование электронных документов (текстовых, таблиц, презентаций), в том числе в сети Интернет, а также социальных сервисов Web 2.0 для создания лекционных, практических и контрольных заданий, организации группового взаимодействия обучающихся в сети.
  4. 4. Работа с геоинформационными системами.
  5. 5. Накопление и систематизация учебно-методических материалов, в том числе с размещением в сети Интернет, в том числе в форме электронного портфолио.

Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности формирует собственную информационно-образовательную среду, которая является составляющей информационно-образовательной среды школы.

Рассмотрим пример информационно – образовательной среды учителя:

  • — сопровождает участие обучающихся в различных сетевых проектах и акциях;
  • — является администратором школьного или личного сайта, ведёт учебный блог;
  • — использует ЭОР и ЦОР в своей работе, получает необходимую информацию из Интернета;
  • -создаёт собственные информационные ресурсы и публикует их в открытом доступе;
  • -ведёт работу в системе «Электронная школа»;
  • — повышает уровень квалификации через дистанционное прохождение курсовой подготовки, участие в профессиональных конкурсах, Форумах образовательных инициатив;
  • — участвует в работе профессиональных сетевых сообществ.

Конечно же, это далеко не полный перечень видов деятельности учителя в современной информационно-образовательной среде, ведь у каждого из педагогов имеются различные возможности использования технологических средств и информационных ресурсов, а также различен их уровень владения ИКТ-компетентностями.

Педагогический потенциал информационно-образовательной среды достаточно велик. В связи с этим в условиях современной информационно-образовательной среды перед учителем стоит главная задача – освоить ИОС школы как пространство, в котором осуществляется профессиональная педагогическая деятельность, вписать в ИОС свою собственную педагогическую деятельность, применяя, по мере необходимости, ее компоненты и вступая в информационно-профессиональное взаимодействие с коллегами, учащимися, администрацией, родителями.

Одной из значимых составляющих информационно-образовательной среды является личный сайт и (или) страница сайта педагогического работника.

Изучите материалы из опыта работы по теме «Персональный сайт учителя и сайтостроение»

Презентация:

Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества, руководствуясь рекомендациями парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве»,
прошедшими в Совете Федерации 17 апреля 2017 года, подготовила методические рекомендации по созданию и развитию сайтов и (или) страниц сайтов педагогических работников в сети «Интернет» (далее – методические рекомендации).

Изучите Методические рекомендации по созданию и развитию сайтов и (или) страниц сайтов педагогических работников в сети Интернет

.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Файлы с выполненными заданиями присылать по эл. почте: volshebniy.sad@gmail.com

Задание 1.

Изучите сайты педагогических работников (найдите самостоятельно в Интернете). Проанализируйте один на выбор по предложенным критериям (они представлены ниже). Для анализа выберите сайт Вашего коллеги по предметной области.

В последнем блоке «Зачем нужен персональный сайт учителя?» выскажите свое мнение об анализируемом сайте, насколько он полезен и ценен для различных категорий пользователей. Если Ваше мнение окажется полностью позитивным, то поставьте высокий балл. Либо скорректируйте свою оценку в соответствии с замечаниями.

Задание 2.

Сделайте подборку конкурсов педагогических сайтов на 2020 год (не менее 3-х). Оформите материал следующим образом:

  • 1. Название конкурса.
  • 2. Ссылка на электронную страницу конкурса.
  • 3. Требования к материалам.
  • 4. Условия участия (сроки принятия материалов и проведения конкурса, платно/бесплатно, если платно, то какова цена).
  • 5. Критерии оценки материалов.

Задание 3.

Дайте определения следующим понятиям:

  • — Информационно-образовательная среда
  • — Сайт в сети «Интернет»
  • — Страница сайта в сети «Интернет»
  • — Владелец сайта в сети «Интернет»

Определите цель и задачи сайта и (или) страницы сайта педагогического работника в сети Интернет.

Задание 4.

Изучите конструкторы сайтов:

  • — Wix
  • — Nethouse
  • — uKit
  • — Umi
  • — Jimdo
  • — Redham
  • — Setup
  • — uCoz
  • — A5
  • — ru
  • — и др. (на Ваш выбор)

Выберите один для анализа. Обоснуйте особенности анализируемого конструктора, определите его плюсы и минусы. Определите, насколько он подходит для ведения педагогического сайта.