Детские культурные практики в структуре и содержании ОПДО как механизм реализации положений ФГОС дошкольного образования

15 Мар 2018, Автор: admin

Слайд 2.

ФГОС ДО ввел в широкий педагогический оборот данное понятие. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует руководителей и педагогов дошкольных организаций на создание оптимальных условий для обогащения культурных практик каждого ребенка с учетом его индивидуальности.

Однако у нас еще не сформировалось достаточно четкого понимания того, что собой представляют культурные практики, как они отражаются в рамках образовательной программы дошкольного образования и как реализуются в реальной жизнедеятельности современной ДОО.

Слайд 3.

В условиях модернизации образования данный вопрос представляется особенно важным. Вызовы нового времени, потребности современного общества, прогнозы футурологов актуализируют изучение широкого круга культурологических проблем образования.

В последние десятилетия созданы научные концепции, проведены диссертационные исследования, разработаны программно-методические комплекты культурологической направленности (в том числе культуросообразного воспитания, мультикультурного и этнокультурного образования). Вместе с тем все более острой становится следующая проблема: как расширить взгляд педагогов на культуру, помочь увидеть в ней суть всего образования на всех его уровнях, начиная с дошкольного?

Культурология образования позволяет проектировать образовательную деятельность и прогнозировать ее основной результат – готовность ребенка к саморазвитию – и предлагает идею организации всех уровней образования на основе культурных практик ребенка (Н.Б. Крылова).

Слайд 4.

Сегодня каждый педагог должен выстроить новые отношения с культурой, увидеть в ней цель, смысл, содержание всего образования. А такое понятие как культурные практики позволяет по новому взглянуть на давно знакомые и привычные виды деятельности, способы организации детской деятельности, формы взаимодействия участников образовательных отношений, увидеть их в культурологическом аспекте. Что же такое культурные практики?

Культурные практики – это обычные для ребенка, самобытные, увлекательные и желанные, повседневные и привычные способы самоопределения и самореализации. Это то, что ребенок делает сам, по своей воле и желанию, реализуя свои потребности и интересы, по своей инициативе.

Слайд 5.

И вот тут появляется множество вопросов: как культурные практики связаны с образовательным процессом? Может ли педагог на них воздействовать, поддерживать их? Как они сказываются на деятельности ребенка в образовательном процессе? Как учитывать их при построении образовательной работы с детьми, при решении разнообразных педагогических задач?

Слайд 6.

Чтобы ответить на данные вопросы, надо понять истоки возникновения культурных практик.

Они не появляются сами по себе.

Культурные практики человека начинают складываться в раннем возрасте в процессе содержательного и эмоционально комфортного взаимодействия с близкими взрослыми, затем обогащаются – постепенно и постоянно – в процессе самостоятельной деятельности. Для расширения культурных практик ребенка значимы такие виды и формы активности как: свободное манипулирование различными предметами и материалами, наблюдения и опыты, экспериментирование, собственные пробы и ошибки, поиск и выбор, спонтанное изобразительное творчество (рисование, лепка, моделирование, коллажирование), конструирование из разных материалов, исследование, фантазирование, сочинительство, театральные игры и мн. др.

Важно помнить, что культурные практики – это также стихийное накопление ребенком разнопланового опыта общения и продуктивного взаимодействия с ровесниками и детьми других возрастов (более младшими и более старшими), когда дети объединяются по интересам в пары, малые или большие группы. И это – обогащение опыта дружбы, взаимопомощи, сотрудничества, сопереживания, заботы, эмпатии.

Слайд 7.

Начинается все с самого простого: культурно-гигиенические навыки ребенка – это первые, базовые культурные практики. Вы можете спросить: Разве недостаточно образовательного процесса, когда мы рассказываем, показываем, объясняем?..

Увы, нет…

В образовательном процессе КГН и не только они (это также общение и коммуникация, этикет, игровое взаимодействие и т.д.) вводятся в опыт ребенка, а в культурных практиках опыт становится самостоятельным, осмысленным, активным. Ребенок самостоятельно упражняется в том, что стало для него значимым, интересным, полезным. Ребенок апробирует в самостоятельной деятельности полученные навыки и на этой основе конструирует свой собственный культурный стиль поведения и деятельности.

Очень важно, чтобы это единожды освоенное и апробированное умение нашло отражение в самых разнообразных ситуациях жизнедеятельности ребенка, переносилось в новые условия деятельности, чтобы ребенок осознавал существование культурных различий и умел под них подстраиваться.

Слайд 8.

Итак, мы можем определить сферы реализации культурных практик и их место в ОПДО. Где они находят отражение: режимные моменты, гигиенические процессы, общение, разные ситуации коммуникации, образовательный процесс, но это не то, что передает ребенку взрослый, а то, что следует потом: в свободной деятельности, в самостоятельной, по инициативе ребенка.

Таким образом, мы видим, что культурным практикам место на самых разных страничках программы, в самых разных структурных разделах, в том числе в содержании образовательных областей.

Слайд 9.

Однако обратите внимание, что целенаправленный образовательный процесс и культурные практики – это два различных направления, которые взаимосвязаны, но которые нельзя смешивать. Целенаправленно организованный педагогом образовательный процесс – это та база, те основы, из которых ребенок впоследствии будет черпать идеи, замыслы, вдохновение для разнообразной самостоятельной деятельности; это то, на основе чего формируется культурная память ребенка, обеспечивающая дальнейшую реализацию культурных практик.

В процессе культурных практик формируются культурные умения, которые затем переходят в культурный опыт – это то, что остается в результате культурных практик – это содержание, результат и регулятор.

Слайд 10.

Деятельность современного педагога направляется, в первую очередь, на создание психолого-педагогических условий для сознательного и самостоятельного выбора детьми индивидуальной образовательной стратегии, на индивидуальную помощь каждому ребенку в планировании разных видов деятельности (в первую очередь тех, в которых наиболее ярко проявляются индивидуальные интересы и способности), на консультирование детей по применению тех или иных информационных источников и дидактических пособий, а также на гармонизацию взаимодействия с родителями.

Итак, культурные практики – это разнообразные способы самоопределения и самореализации ребенка, основанные на повседневных (обычных, привычных) и в то же время интересных для него самого видах самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Использование культурных практик в современных детских садах вызвано потребностью в расширении социальных и практических компонентов содержания образования для обогащения культурного опыта каждого ребенка с учетом его индивидуальности. Но для успешного воплощения этой идеи необходимо кардинальное изменение взгляда педагогов на культуру – формирование готовности увидеть в ней цель, смысл и основное содержание образования.

Слайд 11.

Таков взгляд на культурные практики, таково их место в ОПДО.