Введение ФГТ дошкольного образования

26 Янв 2012, Автор: admin

Е.В. Михеева
Оренбургский государственный педагогический университет

Опубликовано: Теоретические и методологические проблемы современного образования: материалы IV науч.-практ. конф. (Москва, 5-6- апреля 20011 г.). — М.: Изд-во института стратегических исследований, 2011 – С. 111-114.

Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ, результатам и результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров.
С 1 сентября 2010 года в соответствии с приказом Минобрнауки РФ № 655 от 23 ноября 2009 г. вводятся Федеральные государственные требования (введение ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Эти требования имеют статус, аналогичный Федеральному государственному образовательному стандарту, который был принят для начальной школы. Новый нормативный документ – «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» определяет основу образовательной программы российского детского сада и выдвигает в качестве основной цели педагогической работы – развитие каждого ребенка. ФГТ содержат требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования. ФГТ должны стать и составной частью системы подготовки и переподготовки кадров, а также повышения квалификации.
Программа дополнительного профессионального образования (72 часа) разработана в соответствии с Концепцией законопроекта о дошкольном образовании:
•    Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
•    Концептуальными основами организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) для построения непрерывного содержания дошкольного и начального общего образования;
•    примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования.
ФГТ устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию, в части определения структуры основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе соотношения ее частей, их объема, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Идеология введения ФГТ направлена на формирование принципиально нового взгляда на содержание, структуру и организацию дошкольного образования. Предлагается особое внимание уделять формированию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств, формированию предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
Таким образом, актуальность создания данной программы определяется необходимостью принятия педагогическим сообществом ценностных идеалов демократического общества и стратегических целей современного образования.
Федеральные государственные требования задают ориентиры развития системы дошкольного образования:
•    соответствие принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
•    сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
•    соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
•    обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
•    построение с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
•    построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе;
•    решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
•    построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Очевидно, что работникам образования для освоения заявленных ориентиров и составления части программы, формируемой участниками образовательного процесса, необходимо организованное сопровождение, в том числе и в форме повышения квалификации.
Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
Все выше сказанное позволяет утверждать, что ФГТ требуют серьезного сопровождения педагога в различных направлениях:
1.    Нормативное сопровождение.
2.    Инструментальное сопровождение.
3.    Технологическое и информационно-методическое сопровождение.
Проведенный авторами программы анализ существующих материалов по реализации ФГТ позволил сформулировать критериальный комплекс, характеризующий процесс необходимых изменений, определяющих успешность вхождения работников системы дошкольного образования в систему ценностей современного образования, принятия ими идеологии требований, осмысления их сущности, структуры, содержания. При этом главным результатом повышения квалификации педагога следует считать не сумму единиц усвоенной информации, а необходимые изменения, предполагающие:
•    динамику личностного развития педагогов, развитие субъект-субъектной профессиональной позиции (что предусматривает оценку сформированности их самостоятельности, ответственности, креативности, структуры интересов и ценностей, умения самовыражаться и т.п.);
•    достаточную сформированность базовых компетентностей и функциональной грамотности педагогов (что предусматривает оценку их способности к решению различных проблем в метапредметном и личностном планах, то есть не только на основе приобретенных в ходе ПК знаний и умений, но и с учетом этического, ценностно-смыслового, коммуникативного, поведенческого и других аспектов, актуальных в данной ситуации).
Обе заявленные позиции, помимо всего прочего, определяют формы и содержание итоговой аттестации слушателей, а также особенности материалов для входного, промежуточного и итогового диагностирования.
Очевидно, что в этих условиях программа повышения квалификации должна представлять собой модель, включающую в себя анализ нового содержания дошкольного образования (структура основной образовательной программы, требования к соотношению (объемам) составляющих основной образовательной программы, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, которая формируется участниками образовательного процесса; условия реализации основной образовательной программы; результаты освоения основной образовательной программы).
Цель программы: теоретико-практическая подготовка педагогов дошкольного образования в области организации воспитательно-образовательного процесса согласно федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования; совершенствование у слушателей представлений о современных тенденциях развития дошкольного образования.
В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
•    формировать теоретические основы реализации ФГТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, современных тенденций развития дошкольного образования, инновационных процессов, оценки качества дошкольного образования;
•    стимулировать осмысление современных научных тенденций теории и методики работы с детьми дошкольного возраста, современных методов выявления и развития универсальных учебных действий у детей, прогнозирования и проектирования воспитательно-образовательного процесса в условиях внедрения ФГТ;
•    отрабатывать опыт профессиональной рефлексии педагогов дошкольного образования.
Образовательной программой предполагается освоение педагогами дошкольного образования системы работы с детьми; анализ программ и технологий развития одаренных детей; овладение методиками диагностики достижений ребенка на дошкольном этапе.
Продолжительность программы обучения (с отрывом от производства) – 72 часа (2 недели по 36 часов). Режим занятий – 6 часов в день. Форма обучения – очная.
В подготовке слушателей одним из доминирующих является принцип приоритета самостоятельного обучения, реализованный в самостоятельном осуществлении обучающимися организации процесса своего обучения. Внимание к самостоятельной работе было усилено в связи с Письмом МО РФ «Об активизации самостоятельной работы в высших учебных заведениях» от 27.11.02.
Организация самостоятельной работы нацелена на полноценное овладение слушателями материалом, который частично раскрывается на лекциях или включен в планы семинарских, практических и лабораторных занятий.
Результатом освоения программы по проблеме должна стать вариативная программа дошкольного образования из части, формируемой участниками образовательного процесса, составленная с учетом интересов, потребностей и способностей воспитанников конкретной группы, региональных особенностей, основных задач предшкольной подготовки,  индивидуальных особенностей развития ребенка и/или потребностей/особенностей социального запроса родителей воспитанников группы. Обучение по программе завершается защитой микрогруппами вариативной части Основной образовательной программы с подготовкой компьютерной презентации.