Идеи муниципальной программы развития дошкольного образования Тюльганского района Оренбургской области на 2012-1016 г.г.
28 Янв 2013, Автор: adminИдеи муниципальной программы развития дошкольного образования Тюльганского района Оренбургской области на 2012-1016 г.г.
Особенности муниципальной системы дошкольного образования
В Тюльганском районе проживает 1421 ребёнок в возрасте от 1 до 6 лет. Функционирует 11 муниципальных дошкольных образовательных учреждений, 10 из которых — бюджетные, 1 – автономное. Их посещает 756 детей, мест -873. При восьми общеобразовательных учреждениях организованы 8 дошкольных групп, в них 184 места, детей — 123. Функционирует 2 группы кратковременного пребывания на базе общеобразовательных учреждений, в них мест 20, детей — 11. В МБОУДОД «ЦДОД» работает группа раннего развития детей, которую посещают 25 дошкольников, мест — 25. Охват детей дошкольным образованием с 2007 по 2011 год имел тенденцию к снижению с 58% до 54,6%; на 01.01.2012 год наблюдается повышение до 61,7%. С перегрузкой сверх санитарных норм функционирует 2 сельских детских сада, очерёдность составляет 14 детей. В отдельных ДОУ района существует избыток мест. Педагогический корпус – 75 педагогов: воспитатели, музыкальные руководители, руководители по физвоспитанию, учителя – логопеды.
Цель программы развития: Создать условия для предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в Тюльганском районе, обеспечивающего равные стартовые возможности для выращивания жизнеспособной личности.
Задачи программы развития:
1. Создать систему непрерывного повышения квалификации педагогических и руководящих кадров ДОУ, готовых к реализации идей модернизации дошкольного образования.
2. Продолжить формирование системы мотивирования творчески работающих педагогов и коллективов ДОУ, активно внедряющих инновационные программы.
3. Продолжить работу по совершенствованию научно-методического ресурса модернизации дошкольного образования.
4. Создать условия для охраны жизни и здоровья дошкольников.
5. Создать нормативно-правовую базу для обеспечения модернизационных процессов в дошкольном образовании.
6. Создать информационный ресурс для повышения качества образования в дошкольных учреждениях.
7. Продолжить работу по рациональному формированию финансово-экономического ресурса за счет всех уровней бюджета (федеральный, региональный, муниципальный, внебюджетный).
8. Оснастить материально-техническую базу для повышения качества дошкольного образования согласно требованиям к условиям реализации образовательных программ.
9. Обеспечить проектирование общеобразовательных программ в ДОУ.
Приоритетные направления развития муниципальной системы ДО
Обеспечение доступности ДО
— Реконструкция и ремонт помещений для создания дополнительных мест.
— Расширение практики внедрения вариативных форм дошкольного образования (семейные дошкольные группы, группы кратковременного пребывания для детей старшего дошкольного возраста, группы выходного и продлённого дня).
— Организация подвоза детей из близлежащих сёл в ДОУ поселка
Обеспечение качества ДО
— Обновление содержания (организация стажерских площадок с целью отработки психолого-педагогической работы по образовательным областям; проектирование ООП ДОУ; использование обновленных программ; учет национально-культурных особенностей Тюльганского района в региональном компоненте ООП ДОУ).
— Обновление системы оценивания воспитанников (смещение акцента с объективного тестового подхода в сторону аутентичной оценки).
— Обновление технологий (игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии проектной деятельности, ТРИЗ – РТВ – технологии, методика развития игровых навыков у детей Михайленко – Короткова, технология проблемного обучения, ИК – технологии, технология «Step by Step»).
— Обновление управляющей системы (управляющие советы, наблюдательные советы, создание благотворительных фондов).
— Организационно – экономические инновации (формирование и открытие консультационных пунктов для родителей детей, не посещающих ДОУ, регулирование роста родительской платы).
— Обновление гуманитарной информационной среды (создание работоспособных сайтов, индивидуальных и групповых блогов – методических, рефлексивных, взаимодействие с органами управления образования, с другими ОУ, со СМИ)
— Обновление системы оплаты труда (дифференцированный подход)
— Создание системы оценки качества дошкольного образования в муниципалитете (разработка критериев мониторинга)
Ожидаемые результаты реализации программы:
— Увеличение охвата детей дошкольным образованием до 70%.
— Предоставление услуг дошкольного учреждения всем социальным категориям населения.
— Наличие новых форм организации дошкольного образования и увеличение количества мест.
— Достижение качественного ДО за счёт формирования интегративных качеств (доля детей с достаточным уровнем подготовки 90%).
— Обеспечение условий для сохранения жизни и здоровья детей.
— Повышение профессиональной компетентности педагогов.
— Соответствие требованиям к условиям реализации ООП ДО материально – технической базы.
— Сформированная система научно – методической поддержки ДОУ.
— Разработанный пакет нормативно-правовых документов для обеспечения модернизационных процессов.
— Обеспечение равных стартовых возможностей для поступления в школу.
— Увеличение доли родителей (законных представителей) детей, удовлетворенных качеством предоставляемой услуги дошкольного образования.
Ресурсное обеспечение программы развития:
Кадровый ресурс
Проблемы: недостаточность образовательного уровня педагогических кадров ДОУ; недостаток специалистов, обеспечивающих оздоровительную и коррекционную работу с детьми; недостаточный уровень сформированности компетентностей педагогов.
Планируемые мероприятия: организация повышения квалификации педагогов в области модернизационных процессов в дошкольном образовании; профессиональная переподготовка руководителей ДОУ; организация обучения педагогов по второй специальности (логопед, психолог); организация работы муниципальных базовых площадок с целью отработки психолого-педагогической работы по образовательным областям; организация мониторинга формирования компетентностей педагогов; стимулирование творчески работающих педагогов (представление к награждению, разработка положения о гранте главы района творческим педагогам).
Научно-методический ресурс
Проблемы: недостаточное включение педагогов в экспериментальную деятельность; недостаточное разнообразие форм диссеминации результативного педагогического опыта; дефицит в программно-методическом обеспечении основной общеобразовательной программы; отсутствие системы мониторинга качества дошкольного образования в районе.
Планируемые мероприятия: организация взаимодействия (консультации) с координаторами проекта – профессорско-преподавательским составом ИПКиППРО; организация работы муниципальных проблемных групп «Модернизация дошкольного образования», «Преемственность дошкольного и начального образования»; диссеминация результативного педагогического опыта в районной «Школе мастеров» (мастер-классы, мастерские, практикумы, тренинги воспитателей, учителей начальных классов, учителей-предметников); выпуск информационных буклетов, методических бюллетеней, дайджестов, рекомендаций; участие педагогов и коллективов в конкурсах профессионального мастерства; корректировка ООП ДО в соответствии с рекомендациями муниципальной экспертизы; приобретение обновленных программ, методических пособий; разработка критериев и показателей для организации мониторинга качества дошкольного образования в районе; методическое сопровождение по организации мониторинга промежуточных и итоговых результатов освоения детьми ООП ДО.
Нормативно-правовой ресурс
Проблемы: отсутствие нормативно-правовых документов, поддерживающих деятельность вариативных форм дошкольного образования.
Планируемые мероприятия: подготовка проектов для утверждения через постановление главы района (Положение о семейных дошкольных группах, Положение о консультационном пункте для родителей детей, не посещающих детский сад и др.).
Информационный ресурс
Проблемы: использование педагогами ИК-технологий в образовательной и профессиональной деятельности на уровне поиска информации; отсутствие системы электронного мониторинга; недостаточный уровень открытости ДОУ.
Планируемые мероприятия: организация повышения квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий; создание муниципальной медиа- и видеотеки; организация занятий в «Школе мастеров», консультаций учителей-информатики-тьюторов района по созданию и поддержке сайтов ДОУ; организация участия педагогов, руководителей в Интернет-сообществах, форумах по проблемам дошкольного образования; представление диссеминационных продуктов педагогов ДОУ в Интернет-пространстве (Открытый класс, Сеть творческих учителей, сайт отдела образования, сайт ДОУ); разработка на уровне района форм для электронного мониторинга состояния дошкольного образования.
Материально-технический ресурс
Проблемы: материально-техническая база не соответствует измененным требованиям СанПиН; предметно-развивающая среда большинства ДОУ не в полной мере соответствует принципам информативности, вариативности, полифункциональности, педагогической целесообразности, трансформируемости.
Планируемые мероприятия: замена технологического оборудования; оснащение медицинских кабинетов в соответствии с лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к медицинской деятельности ДОУ; ремонт помещения бассейна в МДОУ «Родничок»; оснащение рабочих мест педагогов ТСО; приобретение оборудования для физкультурных, музыкальных залов, ИЗО-студий; приобретение игрового оборудования.
Финансово-экономический ресурс
Проблемы: Дошкольное образование не определено в муниципалитете как приоритетное. Финансово – экономический ресурс формируется по остаточному принципу. Отсутствие разработанного муниципального задания на оказание дошкольных образовательных услуг.
Планируемые мероприятия: Инициирование запросов финансирования ДО на уровне Совета депутатов. Привлечение инвестиций. Разработка муниципального задания.