Идеи муниципальной программы развития дошкольного образования Тюльганского района Оренбургской области на 2012-1016 г.г.

28 Янв 2013, Автор: admin

муниципальная программа развития дошкольного образованияИдеи муниципальной программы развития дошкольного образования Тюльганского района Оренбургской области на 2012-1016 г.г.

Особенности муниципальной системы дошкольного образования

В Тюльганском районе проживает 1421 ребёнок в возрасте от 1 до 6 лет. Функционирует 11 муниципальных дошкольных образовательных учреждений, 10 из которых  — бюджетные, 1 – автономное. Их посещает 756 детей, мест -873. При восьми общеобразовательных учреждениях организованы 8 дошкольных групп, в них 184 места, детей — 123. Функционирует 2 группы кратковременного пребывания  на базе общеобразовательных учреждений, в них мест 20, детей — 11. В МБОУДОД «ЦДОД» работает группа раннего развития детей, которую посещают 25 дошкольников, мест — 25. Охват детей дошкольным образованием с 2007 по 2011 год имел тенденцию к снижению с 58% до 54,6%; на 01.01.2012 год наблюдается повышение до 61,7%. С перегрузкой сверх санитарных норм функционирует 2 сельских детских сада, очерёдность составляет 14 детей. В отдельных ДОУ района существует избыток мест. Педагогический корпус – 75 педагогов: воспитатели, музыкальные руководители, руководители по физвоспитанию, учителя – логопеды.

Цель программы развития: Создать  условия для предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в Тюльганском районе, обеспечивающего равные стартовые возможности для выращивания жизнеспособной личности.

Задачи программы развития:

1. Создать систему непрерывного повышения квалификации педагогических и руководящих кадров ДОУ, готовых к реализации идей модернизации дошкольного образования.

2. Продолжить формирование системы мотивирования творчески работающих педагогов и коллективов ДОУ, активно внедряющих инновационные программы.

3. Продолжить работу по совершенствованию научно-методического ресурса модернизации дошкольного образования.

4. Создать условия для охраны жизни и здоровья дошкольников.

5. Создать нормативно-правовую базу для обеспечения модернизационных процессов в дошкольном образовании.

6. Создать информационный ресурс для повышения качества образования в дошкольных учреждениях.

7. Продолжить работу по рациональному формированию финансово-экономического ресурса за счет всех уровней бюджета (федеральный, региональный, муниципальный, внебюджетный).

8. Оснастить материально-техническую базу для повышения качества дошкольного образования согласно требованиям к условиям реализации образовательных программ.

9. Обеспечить проектирование общеобразовательных программ в ДОУ.

Приоритетные направления развития муниципальной системы ДО

Обеспечение доступности ДО

— Реконструкция  и ремонт помещений для создания дополнительных мест.

— Расширение практики внедрения вариативных форм дошкольного образования (семейные дошкольные группы,  группы кратковременного пребывания для детей старшего дошкольного возраста, группы выходного  и продлённого дня).

— Организация подвоза детей из близлежащих сёл  в ДОУ поселка

Обеспечение качества ДО

— Обновление содержания (организация стажерских площадок с целью отработки психолого-педагогической работы по образовательным областям; проектирование ООП ДОУ; использование обновленных программ; учет национально-культурных особенностей Тюльганского района в региональном компоненте ООП ДОУ).

— Обновление системы оценивания воспитанников (смещение акцента с объективного тестового подхода в сторону аутентичной оценки).

— Обновление технологий  (игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии проектной деятельности, ТРИЗ – РТВ – технологии, методика развития игровых навыков у детей Михайленко – Короткова, технология проблемного обучения, ИК – технологии, технология «Step by Step»).

— Обновление управляющей системы  (управляющие советы, наблюдательные советы, создание благотворительных фондов).

— Организационно – экономические инновации (формирование и открытие консультационных пунктов для родителей детей, не посещающих ДОУ, регулирование роста  родительской платы).

— Обновление гуманитарной информационной среды (создание работоспособных сайтов, индивидуальных и групповых блогов – методических, рефлексивных, взаимодействие  с органами управления образования, с другими  ОУ, со СМИ)

— Обновление системы оплаты труда (дифференцированный подход)

— Создание системы оценки качества дошкольного образования в муниципалитете (разработка критериев мониторинга)

Ожидаемые результаты реализации программы:

— Увеличение охвата  детей дошкольным образованием до 70%.

— Предоставление услуг дошкольного учреждения всем социальным категориям населения.

— Наличие новых форм организации дошкольного образования и увеличение количества мест.

— Достижение  качественного ДО за счёт формирования интегративных качеств (доля детей с достаточным уровнем подготовки 90%).

— Обеспечение условий для сохранения жизни и здоровья детей.

— Повышение профессиональной компетентности педагогов.

— Соответствие требованиям к условиям реализации ООП ДО материально – технической базы.

— Сформированная система научно – методической поддержки ДОУ.

— Разработанный пакет нормативно-правовых документов для обеспечения модернизационных процессов.

— Обеспечение равных стартовых возможностей для поступления в школу.

— Увеличение доли родителей (законных представителей) детей, удовлетворенных качеством предоставляемой услуги дошкольного образования.

Ресурсное обеспечение программы развития:

Кадровый ресурс

Проблемы: недостаточность образовательного уровня педагогических кадров ДОУ; недостаток специалистов, обеспечивающих оздоровительную и коррекционную работу с детьми; недостаточный уровень сформированности компетентностей педагогов.

Планируемые мероприятия: организация повышения квалификации педагогов в области модернизационных процессов в дошкольном образовании; профессиональная переподготовка руководителей ДОУ; организация обучения педагогов по второй специальности (логопед, психолог); организация работы муниципальных базовых площадок с целью отработки психолого-педагогической работы по образовательным областям; организация мониторинга формирования компетентностей педагогов; стимулирование творчески работающих педагогов (представление к награждению, разработка положения о гранте главы района творческим педагогам).

Научно-методический ресурс

Проблемы: недостаточное  включение педагогов в экспериментальную деятельность; недостаточное разнообразие форм диссеминации результативного педагогического опыта; дефицит в программно-методическом обеспечении основной общеобразовательной программы; отсутствие системы мониторинга качества дошкольного образования в районе.

Планируемые мероприятия: организация взаимодействия (консультации) с координаторами проекта – профессорско-преподавательским составом ИПКиППРО; организация работы муниципальных проблемных групп «Модернизация дошкольного образования», «Преемственность дошкольного и начального образования»; диссеминация результативного педагогического опыта в районной «Школе мастеров» (мастер-классы, мастерские, практикумы, тренинги воспитателей, учителей начальных классов, учителей-предметников); выпуск информационных буклетов, методических бюллетеней, дайджестов, рекомендаций; участие педагогов  и коллективов в конкурсах профессионального мастерства; корректировка ООП ДО в соответствии с рекомендациями муниципальной экспертизы; приобретение обновленных программ, методических пособий; разработка критериев и показателей для организации мониторинга качества дошкольного образования в районе; методическое сопровождение по организации мониторинга промежуточных и итоговых результатов освоения детьми ООП ДО.

Нормативно-правовой ресурс

Проблемы: отсутствие нормативно-правовых документов, поддерживающих деятельность вариативных форм дошкольного образования.

Планируемые мероприятия: подготовка проектов для утверждения через постановление главы района (Положение о семейных дошкольных группах, Положение о консультационном пункте для родителей детей, не посещающих детский сад и др.).

Информационный ресурс

Проблемы: использование педагогами ИК-технологий в образовательной и профессиональной деятельности на уровне поиска информации; отсутствие системы электронного мониторинга; недостаточный уровень открытости ДОУ.

Планируемые мероприятия: организация повышения квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий; создание муниципальной медиа- и видеотеки; организация занятий в «Школе мастеров», консультаций учителей-информатики-тьюторов района по созданию и поддержке сайтов ДОУ; организация участия педагогов, руководителей в Интернет-сообществах, форумах по проблемам дошкольного образования; представление диссеминационных продуктов педагогов ДОУ в Интернет-пространстве (Открытый класс, Сеть творческих учителей, сайт отдела образования, сайт ДОУ); разработка на уровне района форм для электронного мониторинга состояния дошкольного образования.

Материально-технический ресурс

Проблемы: материально-техническая база не соответствует измененным требованиям СанПиН; предметно-развивающая среда большинства ДОУ не в полной мере соответствует принципам информативности, вариативности, полифункциональности, педагогической целесообразности, трансформируемости.

Планируемые мероприятия: замена технологического оборудования; оснащение медицинских кабинетов в соответствии с  лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к медицинской деятельности ДОУ; ремонт помещения бассейна в МДОУ «Родничок»; оснащение рабочих мест педагогов ТСО; приобретение оборудования для физкультурных, музыкальных залов, ИЗО-студий; приобретение игрового оборудования.

Финансово-экономический ресурс

Проблемы: Дошкольное образование не определено в муниципалитете как приоритетное. Финансово – экономический ресурс формируется по остаточному принципу. Отсутствие разработанного муниципального задания на оказание дошкольных образовательных услуг.

Планируемые мероприятия: Инициирование запросов финансирования ДО на уровне Совета депутатов. Привлечение инвестиций. Разработка муниципального задания.