Информатизация дошкольного образования: основные тенденции

26 Янв 2014, Автор: admin

Одна из основных современных тенденций — информатизация дошкольного образования. Общеизвестно, что в современном мире информация является таким же стратеги­ческим ресурсом общества и государства, как и традиционные материальные или энергетические ресурсы.

Что такое «информатизация»?

Под информатизацией понимают реали­зацию обществом комплекса мер, направ­ленных на обеспечение полного и свое­временного использования достоверных знаний во всех общественно значимых видах человеческой деятельности. Основ­ным фактором общественного развития при этом становится использование инфор­мации во всех сферах человеческой дея­тельности и развитие информационных технологий — технологий, связанных с информацией. Объективный процесс инфор­матизации общества связан с повышением роли и степени воздействия интеллектуаль­ных видов деятельности на все стороны жизни человека. Одним из важнейших направлений информатизации общества является информатизация образования, предполагающая развитие информацион­ных и коммуникационных технологий для оптимизации процессов обучения и вос­питания, интеллектуализации деятельно­сти обучаемого и обучающего. В широком смысле информатизация образования может рассматриваться как процесс под­готовки человека к полноценной жизни в условиях информационного общества. Это ключевое условие успешного разви­тия процесса информатизации общества. В соответствии с принятой в России кон­цепцией информатизации общества, цель информатизации образования состоит в глобальной рационализации интеллекту­альной деятельности за счет использова­ния новых информационных технологий, радикальном повышении эффективности и качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального обще­ства. В результате достижения этой цели в обществе должно быть обеспечено массо­вое формирование информационной куль­туры.

С позиций концепции информатиза­ции образования система образования должна обеспечить формирование у всех субъектов образовательного процесса ком­петенций, знаний и умений, способов деятельности, которые им потребуются в новой информационной среде обитания, в том числе и для получения образова­ния в условиях широкого использования современных информационных техноло­гий обучения, а также нового целостного миропонимания и информационного миро­воззрения.

Не вызывает сомнений, что психологи­ческая готовность к жизни в информацион­ном обществе, информационная культура, в т.ч. навыки использования компьютера как средства решения задач деятельно­сти, становятся необходимыми каждому человеку независимо от его профессии. Это предъявляет качественно новые тре­бования на всех ступенях образования, и особенно — к дошкольной ступени, по­скольку одна из главных ее задач — зало­жить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Успешность осущест­вления позитивных перемен в контексте информатизации образования связана с обновлением научной, методической и материальной базы воспитания и обуче­ния на всех уровнях образования и в пер­вую очередь — дошкольном.