Информатизация дошкольного образования: основные тенденции
26 Янв 2014, Автор: adminОдна из основных современных тенденций — информатизация дошкольного образования. Общеизвестно, что в современном мире информация является таким же стратегическим ресурсом общества и государства, как и традиционные материальные или энергетические ресурсы.
Что такое «информатизация»?
Под информатизацией понимают реализацию обществом комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверных знаний во всех общественно значимых видах человеческой деятельности. Основным фактором общественного развития при этом становится использование информации во всех сферах человеческой деятельности и развитие информационных технологий — технологий, связанных с информацией. Объективный процесс информатизации общества связан с повышением роли и степени воздействия интеллектуальных видов деятельности на все стороны жизни человека. Одним из важнейших направлений информатизации общества является информатизация образования, предполагающая развитие информационных и коммуникационных технологий для оптимизации процессов обучения и воспитания, интеллектуализации деятельности обучаемого и обучающего. В широком смысле информатизация образования может рассматриваться как процесс подготовки человека к полноценной жизни в условиях информационного общества. Это ключевое условие успешного развития процесса информатизации общества. В соответствии с принятой в России концепцией информатизации общества, цель информатизации образования состоит в глобальной рационализации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий, радикальном повышении эффективности и качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества. В результате достижения этой цели в обществе должно быть обеспечено массовое формирование информационной культуры.
С позиций концепции информатизации образования система образования должна обеспечить формирование у всех субъектов образовательного процесса компетенций, знаний и умений, способов деятельности, которые им потребуются в новой информационной среде обитания, в том числе и для получения образования в условиях широкого использования современных информационных технологий обучения, а также нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения.
Не вызывает сомнений, что психологическая готовность к жизни в информационном обществе, информационная культура, в т.ч. навыки использования компьютера как средства решения задач деятельности, становятся необходимыми каждому человеку независимо от его профессии. Это предъявляет качественно новые требования на всех ступенях образования, и особенно — к дошкольной ступени, поскольку одна из главных ее задач — заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Успешность осуществления позитивных перемен в контексте информатизации образования связана с обновлением научной, методической и материальной базы воспитания и обучения на всех уровнях образования и в первую очередь — дошкольном.