Направленность духовно-творческой самореализации одаренных дошкольников. Статья 4.

22 Сен 2012, Автор: admin

ПРОДОЛЖЕНИЕ. Начало — статья 1, статья 2, статья 3.

Подробно рассмотрим результаты анкеты в аспекте духовно-твор­ческой направленности самореализации в дошкольном детстве.

5% до­школьников четко называют свои духовно-творческие дела (функции), например, даю концерты, чтобы всем хорошо было. Конкретные техни­ческие изобретения по улучшению жизни человека предложили 4,2%. Самореализацию в совершенствовании личностных качеств видят 4,2% детей предшкольного возраста, которые способны к рефлексии и целепо-лаганию. Еще 4,2% детей объясняют самореализацию как жизнь в любви и верная дружба.

Абстрактно-созидательные функции выражаются в вол­шебном исполнении желаний, в переживании радости и счастья, добра, стремлении к миру и исправлении зла, вечной молодости — 36,2%, из них 2% детей мечтают научить людей летать. Абстрактно-созидательный ас­пект самореализации говорит об эмоциональной окрашенности жизнеде­ятельности ребенка-дошкольника и проявлении в самореализации его ба­зового доверия к миру.

Материальный приоритет в самореализации детей составляет 30% опрошенных, где богатство и материальная обеспечен­ность 20,5%, а остальной процент — комфортные ощущения в предметном и мире и во взаимодействии с окружающими. Затруднились что-либо сде­лать для других и себя — 5% детей.

Итак, мы видим, что более 60% детей дошкольного возраста стремятся к духовно-творческой самореализации, это выражается в стремлении сделать мир вокруг себя лучше и счастли­вее, дети предлагают конкретные дела и изобретения по устройству счас­тья, они готовы работать над собой.

В качестве приоритететных направлений самореализации дети вы­бирают все виды художественно-творческой и конструкторской деятель­ности. Лишь 2% дошкольников не ответили на вопрос «Что тебе особенно нравится придумывать, выдумывать?» или ответили, что ничего не нра­вится. Самыми популярными оказались следующие виды художествен­но-творческой деятельности — придумывание песен и стихов, историй и сказок, сюжетов рисунков, создание поделок из разных материалов (в том числе, и оригами, лепка, Л его). Реже предпочитают сочинение мелодий и придумывание игр как развлекательных, так и спортивных. 3% детей от­дают предпочтение компьютерным играм, а не творческой деятельности. Рассмотрим предпочтения детей 6-7 лет в создании личного творческо­го продукта: 10% детей предпочитают пение, 16% — сочинение песен и стихов, 2% — композиторско-исполнительская деятельность, 23% — рисо­вание, 19% — танцы и 7% — творческая физкультура (придумывание дви­жений для зарядки и танцев), 23% — сочинять загадки, поговорки, сказки и истории (1% — сочинять страшные истории). Мы видим, что большее количество детей хотят сочинять сказки и истории, рисовать и двигать­ся. 21,2% детей предшкольного возраста приоритетными видами деятель­ности считают чтение, изучение букв, познание нового и интересного. И именно в приоритетных видах деятельности дети должны реализовать свои духовно-творческие потенциалы.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Читайте также выводы по материалам исследования — статья 5.