Обучение чтению детей дошкольного возраста

10 Ноя 2014, Автор: admin

Современные родители хотят видеть своего ребенка умным, одаренным, умеющим читать и считать чуть ли ни с младенчества.

Сегодняшняя школа диктует свои условия: «Ребенок должен читать хорошо». Как же помочь дошкольнику овладеть навыками чтения и письма? Какими навыками и умениями он должен владеть, чтобы научиться читать и писать?

Прежде всего, ребенок должен правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков. В этом сложном синтетическом процессе одновременно принимают участие разные психические способности ребенка. Перечислим их.

Зрительное, пространственное восприятие помогает узнавать и отличать буквы между собой, ориентироваться на листе бумаги, определять направление слева направо, сверху вниз.

Зрительное внимание, память способствуют удержанию в поле зрения необходимого объема зрительного материала, запоминать начертания и порядок следования букв друг за другом.

Слуховое восприятие (речевой слух), внимание и память необходимы для различения между собой звуков речи, удержания в памяти их последовательности.

Кинестетическое (мышечное) восприятие формирует произносительные образы звуков, необходимые для проговаривания текста про себя во время письма.

Способность соотносить произносительные, слуховые и графические образы между собой позволяет ребенку:

  • — услышать и правильно повторить звук, определив правильность его произнесения;
  • — соотнести услышанный звук с соответствующей буквой;
  • — правильно подобрать букву к звуку, который он сам теперь произносит или произносит про себя;
  • — написать букву и правильно прочитать.

Способность к языковому анализу и синтезу помогает:

  • — выделять заданный звук из потока звуков, в слоге, слове;
  • — слог из слова;
  • — слова из предложения;
  • — соединять звуки в слог; составлять из слогов слово;
  • — из слов предложения.

Наиболее эффективным для начала обучения чтению является старший дошкольный возраст. Ребенок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, проявляет большой интерес к организованным формам занятий, связанных с усвоением знаний, умений, навыков. Учить ребенка читать и писать можно с 4 лет. В этом возрасте особо выражено «чутье ребенка к языку». Ребенок может анализировать свойства предметов и воздействовать на них с целью изменения. Поэтому, если ваш ребенок уже проявляет интерес к буквам, может 15 минут увлеченно заниматься развивающими играми, стоит аккуратно попробовать начинать обучение.

Обучение грамоте проводится на материале только правильно произносимых звуков.

Конечно, учить читать и писать ребенка должен специалист, но многие мамы хотят сами научить этому своего ребенка. Для успешного обучения приведем несколько советов.

Наиболее эффективным для начала обучения чтению является старший дошкольный возраст. Ребенок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, проявляет большой интерес к организованным формам занятий, связанных с усвоением знаний, умений, навыков. Учить ребенка читать и писать можно с 4 лет. В этом возрасте особо выражено «чутье ребенка к языку». Ребенок может анализировать свойства предметов и воздействовать на них с целью изменения. Поэтому, если ваш ребенок уже проявляет интерес к буквам, может 15 минут увлеченно заниматься развивающими играми, стоит аккуратно попробовать начинать обучение.

Обучение грамоте проводится на материале только правильно произносимых звуков.

Конечно, учить читать и писать ребенка должен специалист, но многие мамы хотят сами научить этому своего ребенка. Для успешного обучения приведем несколько советов.

1. Начинайте знакомство с гласных звуков: [у], [а], [и]. Их можно петь, тянуть, «гласить», их так и называют – гласные. При произнесении гласных звуков воздух проходит свободно, не встречая преград.

2. Учите ребенка слушать каждый звук и выделять заданный звук из потока других звуков.

Задания и вопросы:

  • — Хлопни, когда услышишь звук [а] среди других звуков.
  • — Хлопни, когда услышишь в слоге заданный звук.
  • — Найди и назови картинки, в названиях которых ты услышишь заданный звук.
  • — Хлопни, когда услышишь в слове заданный звук.
  • — Какой один и тот же звук ты услышал во всех произнесенных словах?
  • — Кто больше произнесет слов на звук [а]?

И так со всеми звуками.

3. Познакомьте с символами гласных звуков, которые первоначально обозначаются следующим образом: звук [у] — маленький полый круг, звук [а] — большой полый круг, звук [и] — узкий красный прямоугольник, звук [о]- полый овал. Все символы красного цвета. Покажите ребенку символ и назовите звук, четко артикулируя: ребенок должен хорошо видеть ваши губы. Соотнесите символ с действием людей или животных (паровоз гудит: «у-у-у», девочка плачет «а-а-а). Произнесите вместе с ребенком звук перед зеркалом и обратите внимание на движение губ (когда мы произносим звук [у] — губы сложены трубочкой, [а] — рот широко открыт, [и] — губы вытянуты в улыбку, [о] — губы выглядят как овал). После того, как ребенок усвоит эти звуки, предложите ему составить звуковые песенки типа [а-у] — дети кричат в лесу, [у-а] — плачет ребенок, [и-а] -кричит ослик, [о-о-о]  — мы удивляемся. Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая ее, затем второй. Потом ребенок выкладывает эту песенку из звуковых символов и прочитывает составленную схему. Затем ребенок учится запоминать и анализировать ряды гласных типа уаи, определяя и анализируя какой звук первый, второй, третий.

4. Познакомьте с буквой, которая обозначает изучаемый звук. Звук мы произносим и слышим, а букву, которая обозначает этот звук, мы видим и пишем.

Задания и вопросы:

  • — Какой звук я произнесла?
  • — Как ты определил, что это звук [а]?
  • — Да, ты его услышал. Это буква А, которая обозначает произнесенный мною звук. На что похожа эта буква?
  • — Давай слепим ее из пластилина, нарисуем, выложим из палочек.
  • — Сколько и каких палочек нужно для буквы А.
  • — Одинаковой длины или разной?
  • — Обведи по контуру, написанному взрослым.
  • — Напиши букву в воздухе.
  • — Найди и покажи эту букву среди других букв.
  • — Зачеркни все буквы А.

И так со всеми буквами.

5. Учите слушать и определять место нахождения звука в слове. Объясните, что слово можно обозначить полоской, разделив ее на три части (начало, середина и конец слова).Гласный можно обозначить красным квадратиком.

Задания и вопросы:

  • — Произнеси слово автобус.
  • — Какой первый звук в этом слове? Звук [а].
  • — Какой это звук? Гласный.
  • — Обозначаем его красным квадратиком. Куда мы положим квадратик в нашем слове? В начало слова.

6. При знакомстве с согласными попробуйте их пропеть, протянуть. Объясните, что эти звуки нельзя пропеть ,протянуть, прокричать, они согласны, чтобы их не пели, не кричали, их так и называют- согласные. Названия букв произносите коротко, как звуки- Б-[б], П-[п], М-[м].

Задания и вопросы:

  • — Послушай и скажи, одинаково ли звучат эти согласные звуки [п]-[п’], [т]-[т’].
  • — Как произносятся первые звуки? Твердо.
  • — А как вторые? Мягко.

Послушай, как произносятся твердые и мягкие звуки в словах пушинка-перышко.

Твердые согласные звуки мы обозначим синим цветом, они произносятся твердо, они такие же твердые, как лед. Мягкие звуки мы произносим мягко, они такие же мягкие, как травка, обозначим их каким цветом? Зеленым.

Поиграйте с этими звуками. Вспомните слова, которые начинаются на один и тот же звук, только в одном случае он твердый, а в другом- мягкий (лук-люк).

7. Мы знаем, что согласные звуки бывают твердыми, как лед ,и мягкими, как травка.

Задания и вопросы:

  • — Закрой ушки, произнеси звуки [п]-[б]. Когда произносишь первый звук с закрытыми ушками, что слышишь?
  • — Мы знаем, что он согласный, твердый, теперь знаем, что он еще и глухой.
  • — Когда произносишь второй звук с закрытыми ушками, что слышишь?
  • — Правильно, как будто звенит колокольчик.

8. Покажите ребенку разницу в произнесении слов и отдельных звуков.

Задания и вопросы:

— Легко ли понять друг друга, если будем говорить так: «М-е-н-я з-о-в-у-т А-н-я». Мы так не говорим. В нашей речи все звуки «дружат», «держатся» друг за друга:«Меня зовут Аня». Поэтому, когда мы читаем, звуки у нас не рассыпаются.

Обучение чтению начинается с чтения слогов. Типичные ошибки при обучении детей чтению в домашних условиях, когда в основу обучения кладется буква, а не звук и побуквенное чтение – ребенок сначала называет буквы слога – м, а – и только потом произносит –ма. Читать необходимо по слогам! Начинайте с сочетания «гласный-согласный» (ап, ат), потом «согласный-гласный» (ма, па), затем слова, состоящие из 3-4 букв. При чтении закрытых слогов объясняйте так: «Произнеси первый звук и, потянув его, произноси сразу второй — ап.» При открытом слоге: «Сложи губки, как будто хочешь произнести первый звук,и сразу произноси второй-па».

9. Обратите внимание на то, что когда согласные «дружат» с гласными звуками [а], [о], [у], [ы], [э], они, кроме [ч], [щ], — твердые, когда они «дружат» с гласными [и], [е], [ё], [ю], [я], кроме [ж], [ш], [ц], — мягкие.

Без гласных не получится слога, а без слога не получится слова. Запомните правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. Вместе с ребенком поиграйте, поделите слово на слоги, отхлопывая в ладоши каждый слог, тем самым можно показать ребенку, что слова бывают длинные и короткие (мак, ма-ши-на).

Запомните:

  • — звуки [ж], [ш], [ц] — всегда твердые;
  • — звуки [ч], [щ] — всегда мягкие;
  • — звук [й] — мягкий согласный.

Все гласные второго ряда произносите [е], [ё], [ю], [я] произносите кратко, не растягивая.

10. Соединяя слоги в слова, обратите внимание ребенка на то, что слова  мы произносим плавно, не разделяя их при этом на слоги.

11. Читая с ребенком первые слова, не забывайте о смысловой стороне прочитанного.

12. Шрифт для чтения слов должен быть крупным.

После того как дети научатся читать слоги и слова, можно переходить к чтению предложений и небольших текстов. При этом необходимо соблюдать следующие правила:

  • — не допускайте придумывания окончаний слов ребёнком при чтении;
  • — предложения и слова должны быть достаточно простыми по структуре;
  • — сюжет увлекательным;
  • — учите ребенка соблюдать паузы между предложениями;
  • — постепенно переходите к выразительному чтению текстов (если ребенок читает уже достаточно быстро).

Может ли обучение чтению быть вредным для ребенка? Может, если взрослый, организующий обучение, не учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка, перегружает его учебными заданиями вместо естественной для дошкольника деятельности – игры, ставит самоцелью любой ценой научить ребенка читать.

Обучая детей чтению, учитывайте очень важный момент – развитие мелкой моторики необходимо для успешного обучения ребенка письму.

Обратите внимание, как ребенок владеет карандашом, ручкой, ножницами, насколько успешно перерисовывает узоры, вырезает геометрические фигуры. Если ему трудно справляться с этими заданиями, значит, мелкие мышцы его руки нуждаются в тренировке. Почему это так важно? Дело в том, что в головном мозгу человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики, лепки из пластилина, работой с бумагой, природным материалом, мы тем самым активизируем отделы мозга, отвечающие за развитие речи.