Воспитание звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста: из опыта работы

17 Янв 2013, Автор: admin

Воспитание звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста: из опыта работыПредлагаем Вашему вниманию опыт работы Виноградовой Людмилы Васильевны, воспитателя МДБОУ «Саракташский детский сад №4 «Светлячок» Оренбургской области по проблеме воспитания звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

Очень часто, казалось бы,  правильно поставленная и налаженная работа по воспитанию звуковой культуры речи, не дает ожидаемых результатов. При диагностировании выясняется: 20% детей предшкольного возраста имеют плохо развитый фонематический слух, не могут определить наличие того или иного звука в слове, сосчитать количество звуков. Дети путают такие понятия, как звук и слог, считают количество слогов вместо количества звуков в слове, затрудняются в звуковом анализе слова.

Проанализировав всю свою работу по воспитанию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста, я выделила ряд недостатков в своей работе:

1)    механическое распределение материала занятий;

2)    слабая связь в планировании работы по звуковой культуре речи между основным и подменным воспитателями;

3)    неэффективное использование приемов  и методов работы;

4)    недостатки комплексного подхода в данном вопросе;

5)    слабая индивидуальная работа с детьми, имеющими дефекты речи;

6)    недостаточная работа с родителями по воспитанию звуковой культуры речи детей.

Изучив необходимую литературу и новые методические разработки по звуковой культуре речи, я изменила, прежде всего, систему планирования. Перспективные планы готовятся воспитателями к началу учебного года, материал распределяется согласно требованиям и рекомендациям программы «Радуга», а в начале учебного года из средней группы приходят дети с какими-либо дефектами речевого развития или дети, не посещавшие детский сад. Воспитание звуковой культуры речи у детей шестого года жизни является непосредственным продолжением той работы, которая проводилась на предшествующих возрастных этапах.

Чтобы избежать дальнейших ошибок в планировании работы по звуковой культуре речи, было решено не только отслеживать успехи и неудачи детей средней группы по речевому развитию на конец года, но и перенести вводную диагностику детей старших групп на более ранние сроки – конец августа, начало сентября. Это дает нам возможность вовремя  скорректировать годовые планы. На педагогическом совещании было решено приглашать вновь приходящих детей с родителями для собеседования, чтобы заранее понять, с каким «речевым материалом» нам предстоит работать в течение года, ведь своевременное и правильное речевое развитие во многом зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от условий его жизни, окружающей речевой среды и воздействия со стороны взрослых.

В старшем дошкольном возрасте предусматриваются как специальные занятия по звуковой культуре речи, так и упражнения, решающие самые разные задачи на других речевых занятиях: чтении художественной литературы, рассказывании по картине, рассказывании об игрушке, заучивании стихов, в дидактических играх.

Учитывая то, что в старшем дошкольном возрасте не все дети овладевают правильным произношением звуков (особенно (л), (р), работа над звукопроизношением является важной и на этом возрастном этапе. Дети также упражняются в различении изолированных звуков на слух, звуков в словах, во фразовой речи. Эмоциональный настрой на занятии повышают игровые упражнения, а также дидактические игры. Именно она являются наиболее удачным средством воспитания звуковой культуры речи детей, способствуют развитию их познавательной активности, улучшают произношение, расширяют активный словарь. Почти все игры – многоцелевые. Следовательно, с помощью одной игры можно решить сразу несколько задач. Многие дети, зачастую не посещавшие детский сад ранее, еще не привыкли к коллективу или застенчивы от природы. Они боятся сказать что-то не так, быть смешными. Такие дети предпочитают отмалчиваться на занятии, хотя тему знают. Дидактическая игра  в этом случае неоспоримый помощник воспитателя, она  — ценное средство воспитания действенной активности, в ней дети охотно преодолевают  значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Поэтому мы шире используем различные дидактические игры в своей работе.

Игры используются и в самостоятельной деятельности детей в течение дня. В этом случае игры не являются средством обучения, но помогают закреплять и обобщать знания, полученные на занятиях. Застенчивому ребенку легче проявить себя в небольшой группе или индивидуально.

Изучая опыт работы воспитателей-практиков и логопедов (журналы «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Управление дошкольным образовательным учреждением»), я познакомилась с новыми методами и приемами работы по воспитанию звуковой культуры речи у старших дошкольников. Например, в журнале «Ребенок в детском саду» №3 за 2007 г. под редакцией А.В. Бадун, И.В. Руденко и др. представлена интересная технология ознакомления дошкольников со звучащим словом. Опыт интересный, наглядный и приемлемый для работы с детьми. Заинтересовали приемы работы учителя-логопеда Л.Н. Жамойда, описанные в журнале «Ребенок в детском саду» №1 за 2009 г. И хотя она работает с детьми с задержкой психического развития, ее принцип работы и разработанное ею пособие вполне можно применять на занятиях с обычными детьми в обычной группе.

Материал по воспитанию звуковой культуры речи закрепляется буквально в каждом режимном моменте. Вот почему так важна связь в планировании и работе с основного и подменного воспитателей. У каждой из нас имелся свой опыт работы,   и было очень трудно проследить связующую нить между всеми видами речевой работы с детьми в течение дня. Проанализировав свою работу, мы пришли к выводу, что план должен быть единым, комплексным, наиболее полно охватывающим все виды речевой деятельности детей на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду. Если занятия по звуковой культуре речи планируются в первую половину дня, то во второй половине дня можно планировать индивидуальную работу с детьми или небольшими подгруппами на закрепление данного материала, отрабатывать его в дидактических играх и упражнениях, заучивании стихов и скороговорок.

Необычной, эффективной формой работы с детьми старшего дошкольного возраста по звуковой культуре речи являются вечера загадок, вечера потешек, театр звуков, театрализованные игры «Давай подружимся».

Индивидуальную работу со звуками и звучащими словами чаще стали проводить на утренней и вечерней прогулках; подбор слов на заданный звук, деление слов на слоги, счет звуков в слове.

Прислушиваясь к звукам окружающего, выделяем отдельные звуки: шелест листьев, шум ветра, звуки работающего транспорта, гвалт птиц и т.д. Многократное повторение одних и тех же звуков и слогов, фраз и скороговорок на занятиях бывает утомительным для детей, а на прогулке они готовы повторять их до 20 и более раз.

Восприятие звуков речи и их произношение – два взаимосвязанных процесса. Этап  формирования произносительных умений и навыков проходит на специальных занятиях, а закрепление и оттачивание – на утренней гимнастике, физкультурных занятиях, подвижных играх. В результате различных упражнений создаются предпосылки для правильного произношения их детьми.

Одним из условий наилучшего закрепления материала по воспитанию звуковой культуры речи является повторение его в спокойной домашней обстановке, в привычных условиях. Параллельно с вышеупомянутой работой по улучшению качества усвоения материала было проведено анкетирование родителей по вопросам «Семейное чтение», «Играем вместе с детьми». Изучение родительских анкет показало, что семейные чтения в современных семьях очень редки, их заменяют просмотры мультфильмов, компьютерные игры. Мы  убедились, что мамы и бабушки — наиболее активные участники процесса приобщения детей к чтению. Почти в каждой семье имеется достаточное количество детской литературы, но, родители признаются сами, на чтение совсем нет времени. Родители не обладают знаниями форм и приемов подачи материала по закреплению умений и навыков воспитания звуковой культуры речи. Наши ежедневные «отчеты» о проделываемой с детьми работе на занятиях дают мало эффекта, родители не знают, как этот материал закрепить, качественно улучшить.

В соответствии с вышеизложенным, с учетом опыта других воспитателей по данной проблеме, мы пришли к такому решению:

1. Чаще устраивать  Дни открытых дверей с посещением речевых занятий.

2.  Приглашать родителей посещать практические занятия с детьми по воспитанию звуковой культуры речи или фрагменты занятий.

3.  Проводить консультации с отдельными родителями, дети которых имеют какие-либо недостатки речевого развития.

4.  Проводить анкетирование родителей: «Какую помощь Вы хотели бы получить?»

5.  Провести Круглый стол на тему «Речь ребенка – залог успешного обучения в школе» с участием родителей, воспитателей, учителей начальных классов и логопедов.

6.  Привлечь родителей  к подготовке развивающей речевой среды в группе (дидактические и сенсорные игры).

7.  Регулярно освещать опыт работы на информационном стенде и в газете МДОБУ.

Как и предполагалось, проведенные мероприятия не только качественно улучшили работу по воспитанию звуковой культуры речи, подготовку детей к обучению грамоте, но и сблизили педагогов группы и родителей, подняли авторитет МДБОУ.

Одновременно с проводимой работой по повышению качества речевого развития детей, более глубокой стала контрольно-аналитическая деятельность, диагностика определена и дополнена  новыми методиками; необходимыми игрушками, играми, наглядными пособиями пополнена  предметно-развивающая среда. Обновлено  программно-методическое обеспечение образовательного процесса: приобретены дидактические материалы, пособия, картины, раздаточный материал, методические разработки.

В конце года мы подвели итоги работы, и они нас порадовали: 80 % детей – выпускников — пошли в школу  с высоким и выше среднего уровнем развития речи.