Экологическое воспитание старших дошкольников: из опыта работы

19 Дек 2012, Автор: admin

Экологическое воспитание старших дошкольников: из опыта работыЭкологическая культура включает такие подсистемные понятия: экологическое мышление, отношение, экологическое сознание и экологическая деятельность. Формирование этих подсистем – одно из главных направлений экологического образования. Проблемой формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста занимались: И.Д. Зверев, Б.Г. Лихачев, Н.Н. Моисеев, Н.М. Мамедов, И.Г. Суравегина, Э.В. Гирусов, А.Н. Кочергин и др. Однако эта проблема всё ещё остается одной из актуальных для современного общества. Мы исследовали влияние устного народного творчества на процесс экологического воспитания старших дошкольников. Диагностика показала невысокий уровень сформированности начал экологической культуры. Так средний показатель высокого и среднего уровня составил всего 39%, а низкий – 61%.

Мы организовали в своей группе театральную студию «Ладушки», в которой постановки готовилась по мотивам русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Морозко», «Козлята и волк» и др.

В занятия, экскурсии, в повседневную жизнь включали русский народный фольклор (пословицы, поговорки, загадки). Приобщали детей к миру природы через чтение художественной литературы. Мы брали для работы тексты, доступные пониманию детей, взятые из сборников фольклора, составленных крупнейшими собирателями, исследователями народного творчества: А.Н. Афанасьевым, И.А. Худяковым, Е.Н. Ончуковым, Д.Н. Садовниковым, Д.К. Зелениным и др. Природа в этих сборниках описана очень ярко, точно и красочно. Вводя ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства, они заставляли пережить его с героями чувства, оказывающие влияние на всю последующую жизнь. Богатым было жанровое разнообразие репертуара: на празднике «Кузьминки» использовались следующие виды деятельности: поговорки («Дом вести — не лапти плести»); народные приметы («Кузьминки — об осени одни поминки»); народный календарь: в его основе лежал традиционный для русской культуры земледельческий календарь, отражающий ритм годовой жизни природы и человека в их естественном единстве. Это позволяло ребенку день за днем почувствовать и осознать динамику природных, культурно-исторических процессов в течение всего года (9 декабря — Юрьев день или день Егория холодного, посвященный святому Георгию Победоносцу — покровителю нашего Отечества, которого в народе звали Егорием Храбрым).

Был разработан и проведен комплекс занятий: «Хоровод на земном шаре» с включением устного народного творчества. Дети рассматривали картины художников В. Поленова, И. Левитана, А Куинджи, А. Саврасова. Им предлагалось войти в картину. Рассказывали о хороводах, которые в старину водили вокруг березы и предлагали детям исполнить такой же танец. Одно из занятий было посвящено национальным костюмам, в частности сарафану, его украшению (бисер, вышивка, ленты), узорам, симметрии, ритме рисунков, чередовании деталей и т. д.

Мы включали устное народное творчество и в повседневную деятельность детей. Рассказывали детям сказки и помогали им увидеть в сказках описание красоты природы, учили эмоционально откликаться на нее, использовали в работе с детьми скороговорки и загадки, которые содержали описание животных, сезонные явления природы Мы предоставляли детям возможность участвовать в праздниках весны, лета, осени, зимы, в праздниках труда – посадка деревьев, цветов, сбор овощей, фруктов и т.д.

Привлекали к активному участию в свою работу и родителей. Так родители участвовали в организации и проведении праздников: «Завалинка», «Масленица», «Покровская ярмарка», в развлечении «Светлое христово воскресенье». Вместе с родителями проводили занятия, беседы, прогулки в ближайшем окружении, дидактические и словесные игры: «Радио», «Расскажи мне о себе», «Кто потерялся, где разбирали народные пословицы, поговорки, загадки о природе.

Результаты показали увеличение среднего показателя высокого и среднего уровня сформированности начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста на 21%., что позволяет говорить об эффективности проводимой нами работы.

По материалам О.А. Бесага, Оренбургский государственный педагогический университет. г. Оренбург