Экологическое развитие ребенка в детской субкультуре

19 Фев 2012, Автор: admin

Е.В. Михеева
Оренбургский государственный педагогический университет

Опубликовано: Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте – 2007: тез. докл. междунар. науч.-практ. конф. – Одесса: Черноморье, 2007.- С.40-45.

Актуальность проблемы экологического развития ребенка в детской субкультуре обусловлена тем, что чрезвычайно сложные и многогранные экологические проблемы современного мира могут быть успешно решены только при условии повышения экологической культуры общества в целом и становления экологической субкультуры подрастающего поколения.
Согласно современной точке зрения, субкультура – это «особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами» [3, 236.]. Нас, во-первых, интересует детская субкультура – все, что создано человеческим обществом для детей и самими детьми, во-вторых, субкультура экологическая как одно из проявлений «экологической культуры вообще», которое охватывает собой сферу отношений человека к природе. Речь идет не о любых отношениях, а о тех и в той мере, в которых и в какой мере представлено позитивно-творческое, позитивно-созидательное начало деятельности людей, направленное на гармонизацию интересов человека, общества и возможностей природы. И, в-третьих, становление экологической субкультуры детей дошкольного возраста. Мы рассматриваем экологическую субкультуру как часть общей и экологической культуры, как социальную группу, в которой будет формироваться экологическая культура ребенка в виде качественного новообразования личности, и которое явится результатом взаимодействия детей с природными комплексами или отдельными природными объектами, со взрослыми – носителями экологической культуры и друг с другом в детской экологической субкультуре.

Субкультура – это относительно целостное явление, которое включает в себя: ряд ценностных ориентаций; норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений; статусную структуру; предпочитаемые источники информации; специфические увлечения, вкусы и способы времяпровождения; жаргон, фольклор. Каждый из этих признаков обладает относительно устойчивой структурой, но их содержание меняется в зависимости от социокультурных реалий. Выраженность этих признаков и мера оформленности субкультуры в целом весьма различны, что во многом связано с возрастом и условиями жизни ее носителей [5, 394].

Детство выступает не только «потребителем» культурного опыта взрослых, но и способно к рождению своей субкультуры. Субкультура детей несет в себе собственную систему детской этики, мифологии и эзотерики, в которой фиксируются уже освоенные детьми жизненные ценности. Они закрепляются в «неписанных» законах дворовых игр, традициях честного поведения, справедливого разрешения споров, правилах и ритуалах дружбы и т. п. [2, 119].

Ребенок дошкольного возраста находится в самом начале своего развития и об экологической субкультуре можно говорить лишь условно. Тем не менее, уже в старшем дошкольном возрасте основным новообразованием является формирование внутренних этических инстанций, зарождение своеобразного «контролера» действий, поступков, достижений, мыслей. Регулятивные механизмы индивидуального поведения тесно связаны с механизмами социального контроля и культурными стереотипами. Детская субкультура, конечно же, не противостоит целостной национальной культуре, но имеет все же существенные особенности [6, 401-402.].

Ценностные ориентации носителей экологической культуры и субкультуры определяются ценностями и социальной практикой общества, интерпретированными и трансформированными в соответствии с характером данной субкультуры, возрастными, и иными специфическими потребностями, устремлениями, проблемами ее носителей.  В экологической субкультуре детей складыватся начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни.

Таким образом, дошкольное образование формирует первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Однако становление экологической субкультуры детей возможно при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами являются носителями экологической субкультуры, обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения в нем. Поэтому говоря об экологической субкультуре детей мы имеем в виду и тех взрослых, которые окружают ребенка.

Мы определили, что ценностные ориентации экологической субкультуры детей таковы:

1. Понимание природы рождается впервые как чувство, так как природа является основой красоты, источником музыки, поэзии и живописи. Поэтому человек, по-настоящему почувствовавший и понявший сердцем красоту природы, будет оберегать и охранять ее как источник радости и счастья [9, 5].

2. Природа – это могучий древний источник знаний о мире и человеке.

3. Начиная с раннего возраста ребенок должен привыкнуть оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, то есть оценивать настоящее в свете будущего (Камшилов М. М.).

Таким образом, восхищение красотой природы, ее охрана и рациональное природопользование – неразрывные звенья в цепи ценностных ориентаций экологической субкультуры, которые влияют на субъективное отношение к миру природы, на самосознание и самоопределение в нем, на выбор предпочитаемых способов поведения и деятельности в природе.

Нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений в экологической субкультуре детей не имеют существенного различия по содержанию, сферам и мере их регулятивного влияния. Нормы не противоречат общественным, а дополняют и трансформируют их, отражая специфические условия жизни и ценностные ориентации носителей экологической субкультуры. Экологический характер субкультуры охватывает практически всю жизнь ее носителей; нормы регулируют поведение, взаимодействие с природой и взаимоотношения друг с другом и с окружающим социумом.

Мы выделили следующие особенности нормативной регуляции:

— эмоциональная отзывчивость на красоту природы;
— бережное, заботливое, гуманное отношение к природе;
— устойчивое познавательное отношение к природе;
— нетерпимое отношение к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой.

В каждой субкультуре существует более или менее жесткая статусная структура. Статус в данном случае означает положение человека в системе межличностных отношений группы, обусловленное его достижениями в значимой для него жизнедеятельности, репутацией, авторитетом и т. п. Применительно к экологической субкультуре детей мы предполагаем, что в ней не должно быть жесткой статусной структуры, но тем не менее предлагаем выделять такие градации: родители детей как носители общей экологической культуры, сотрудники ДОУ как носители детской экологической субкультуры, воспитатель как источник научных и практических знаний, ценностных ориентаций, пример поведения и деятельности, дети в роли дежурных, наблюдателей, зеленого патруля, туристов, артистов, художников и т. д.

Носителей определенной субкультуры отличает набор предпочитаемых ими источников информации. Информация, отобранная, трансформированная и воспринятая в соответствии с характерными для субкультуры ценностными ориентациями, определяет во многом содержание общения ее носителей. Применительно к экологической субкультуре детей мы рекомендуем использовать такие источники информации как каналы межличностной коммуникации, художественные произведения, научно-популярные журналы, передачи радио и телевидения, произведения искусства, рассчитанные на носителей данной субкультуры.

В каждой субкультуре можно обнаружить более или менее ярко выраженные общие для ее носителей увлечения, вкусы, способы свободного времяпровождения, которые определяются их возрастными и социокультурными особенностями, условиями их жизни. Мы рекомендуем организацию интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями; обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов в самостоятельной деятельности детей и будет материалом, необходимым для работы воображения.

Этот опыт создается всей системой жизнедеятельности ребенка (наблюдения, занятия, игры, походы, общение и т.п.) и служит основой для игр, творческих рассказов, рисунков и т.д. Впоследствии впечатления, полученные детьми, служат и источником тем специальных занятий по экологическому воспитанию.

Жаргон – своеобразный диалект, отличающий носителей определенной субкультуры. Применительно к детской субкультуре мы считаем нецелесообразным использование жаргона и рекомендуем употреблять в речи и знакомить детей с терминами экологического, ботанического, биологического, астрономического и другого характера.

В каждой субкультуре рождается и бытует свой фольклор – комплекс словесных, музыкальных, игровых видов творчества. Мы считаем, что в становлении экологической субкультуры детей важную роль играет русский национальный фольклор, так как вся многогранная русская культура теснейшим образом  «переплетена» с природой. Большинство исследователей сходятся на том, что «экологическая культура» – это часть общечеловеческой культурной традиции, она тесно взаимосвязана с развитием цивилизации и человеческого общества (А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Б. Т. Лихачев, А. П. Печко и др.) Также исследователи едины в том, что «спасти нашу планету может только личность, обладающая экоцентрическим сознанием и владеющая народными природоохранными традициями» [10, 41]. Фольклор поэтизирует русскую природу – и реки могучие, и степи раздольные, и поля широкие – и этим воспитывает любовь к ним. В произведениях фольклора создан образ русской земли. В этом выражается патриотизм тех, кто сложил былины и песни, т. е. патриотизм народа.

Затронутая нами проблема является новой в отечественной дошкольной педагогике. Дальнейшая наша работа связана с теоретико-методологическим исследованием особенностей становления экологической субкультуры детей дошкольного возраста,  разработкой диагностического инструментария и программы становления экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования, с экспериментальной проверкой данной программы.

Наше исследование направлено на определение содержания, структуры и источников становления экологической субкультуры детей, выявление наиболее эффективных методов и форм работы с детьми по экологическому воспитанию.

В заключение отметим, что данная статья носит проблемный характер и поэтому не все выводы являются бесспорными. В то же время мы выражаем надежду, что предлагаемые нами идеи могут стимулировать дальнейшие исследования проблемы «Становление экологической субкультуры детей» и будут содействовать конкретизации представлений о будущем нашей планеты.

Список литературы

1.    Акопян, Н.З., Захаров, А.В., Кагарлицкая, С.Я. Массовая культура: учебное пособие /Н.З. Акопян, А.В. Захаров, С.Я Кагарлицкая. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.-250с.
2.    Голованова, Н.Ф. Педагогические смыслы феномена детства /Н.Ф. Голованова //Педагогика. — 2006.- №1.- С.119
3.    Гуревич, П.С. Субкультура /П.С. Гуревич //Культурология. XX век: Энциклопедия. Спб., 1998. Т.2. С. 236
4.    Клепиков, В.Н. Этическая культура школьников в контексте триады «Истина – Добро – Красота» П.С. Клепиков //Педагогика. — 2006.- №2.-С.29.
5.    Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь /Г.М. Коджаспирова, Ю.А. Коджаспиров. — М.: Академия, 2000.-367с.
6.    Краткий словарь по социологии. М., 1989.-798с.
7.    Кшнясева, Л.Л. Развитие личностно-значимого отношения к природе детей дошкольного возраста в процессе экологического образования: автореферат диссертации на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.07) /Кшнясева Людмила Львовна. — Екатеринбург, 2003. — 23с.
8.    Левикова, С.И. Молодежная субкультура: учебное пособие /С.И. Левикова. — Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 320с.
9.    Маханева, М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы /М.Д. Маханева – М.: АРКТИ, 2004. — 320с.
10.    Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей /С.Н. Николаева. — М.: Академия, 2005. — 336с.
11.    Ожегов, С.И. Словарь русского языка /С. И. Ожегов. — М.: Русский язык, 1998. — 796с.
12.    Советский энциклопедический словарь /Гл. Ред. А. М. Прохоров; редкол.: А. А. Гусев и др. — Изд. 4-е. — М.: Сов. Энциклопедия, 1987.
13.    Философия. Политология. Экономика. Словарь. — Ярославль, 1997.
14.    Философский словарь /под ред. И. Т. Фролова. — М.: Политиздат, 1991.

рассказать друзьям и получить подарок