Гендерный подход в экологическом воспитании детей

17 Янв 2012, Автор: admin

Е.В. Михеева
Оренбургский государственный педагогический университет

Опубликовано: Экологическая культура и культура устойчивого развития как компоненты профессионализма педагога нового типа: материалы VII всерос. науч.-практ. семинара,  (Санкт-Петербург 8-12 ноября 2010 г.). – СПб.: Крисмас+, 2010. – С. 62-64.

Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по реализации гендерного подхода. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитываются гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на «условного» ребенка, а не на мальчиков и девочек.

Гендерный подход в воспитании предполагает принимать в расчет и применять знания о гендерных особенностях:

— в определении содержания и методов образовательной деятельности;

— в решении проблем, связанных с гендерными идентификацией и самореализацией.

Мы постарались определить, насколько серьезны отличия в поведении мальчиков и девочек в природе, стоит ли учитывать эти отличия при организации процесса экологического воспитания детей, как влияют гендерные установки ребенка на становление экологической субкультуры детей.

Для изучения уровня экологической культуры детей с учетом их пола мы использовали следующие методики:
•    Тест «универсальный компьютер» (определение индивидуальных особенностей экологического кругозора ребенка);
•    Рисуночный тест «Я – часть природы» (изучение образных представлений детей о взаимосвязи и целостности ребенка и природы);
•    Проблемная ситуация «Случай в природе» (определение позиции ребенка в природном мире);
•    Тест «Образ мира» (изучение понимания многообразных природных зависимостей).
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1.Средние показатели индивидуальных особенностей экологического кругозора у мальчиков выше. Мальчики задают больше вопросов экологического содержания, среди которых преобладают вопросы познавательного характера. Вопросы девочек чаще затрагивают эстетическую сторону действительности и больше связаны с эмоциями.
2.В рисунках мальчики отдают большее предпочтение объектам неживой природы, часто изображают действие человека с ними или человека и предметы техники в природе. Рисунки девочек отличаются цветовой гармоничностью, однако часто встречаются приемы гиперболизации человека.
3.Мальчики больше обладают способами отождествления себя и объекта природы и эта идентификация у них стабильнее, чем у девочек. Однако девочки чаще проявляют измененное поведение после общения с объектом природы. Девочки демонстрируют охранительные, заботливые способы взаимодействия, они склонны к попечительской деятельности. Для мальчиков характерен регулирующий способ взаимодействия, для них объект природы выступает в основном партнером взаимодействия, который можно приспособить к различным целям.
4.При анализе проблемной ситуации как мальчики, так и девочки старались раскрыть разнообразные способы оказания помощи. Девочки были более эмоциональны, однако высказывания мальчиков отличались реалистичностью, действенностью.
5.В рисунках мальчиков преобладает «пейзажная картина мира» в виде городского пейзажа с присутствием людей, животных, растений. Часто мальчики рисуют «непосредственное окружение» и в основном ситуативно. Девочки больше внимания уделяют передачи обстановки вокруг себя, в которой иногда присутствуют элементы «пейзажной картины мира». Также девочки чаще, чем мальчики изображают «планетарную картину мира», то есть земного шара и других планет в виде общепринятых нормативных знаний.
6.Природоведческие и экологические представления у мальчиков шире, чем у девочек, однако девочки лучше отмечали гуманитарный характер содержания отношений человека и природы. Мальчики показали большую осведомленность в знаниях природоведческого характера, девочки – в обосновании ценностных смыслов природы – эстетических и нравственных категорий.
Проведенная работа позволила сформулировать ряд основополагающих принципов для создания гендерной модели становления экологической субкультуры детей:
1. Демократичность: мальчики и девочки имеют равные права на получение знаний, умений и навыков и участие в разнообразных видах деятельности; они не противопоставляются друг другу, а взаимодействуют на основе партнерских отношений.
2. Природосообразность: признание личностного равноправия мальчиков и девочек не означает отрицания биологических и физиологических особенностей и различий в их жизнедеятельности.
3. Соответствие требованиям времени: при гендерном подходе к воспитанию и обучению особенно актуальным является единство действий педагога и родителей ребенка.

Хотите свой сайт? Но не знаете с чего и как начать? РЕКОМЕНДУЮ! WordPress — профессиональный блог за один день