Экологическая культура и субкультура

18 Фев 2012, Автор: admin

Е.В. Михеева
Оренбургский государственный педагогический университет

Опубликовано: Инновационные технологии в педагогике и на производстве: материалы XIII всерос. науч.-практ. конф. мол. ученых и специалистов. (Екатеринбург, 24 апр. 2007г.) / отв. Ред. Н.К. Чапаев. – Екатеринбург: РГППУ, 2007. – С.135-140.

В последние годы прошлого века шли поиски и исследования специалистов в области экологического образования – шло развитие понятий экологической культуры и субкультуры. У философов, педагогов, психологов, культурологов, экологов (С.В.Алексеев, С.Н.Глазачев, И.Д.Зверев, Б.Т.Лихачев, Н.М.Мамедов, Н.Н.Моисев, И.Т.Суравегина, Л.В.Тарасова, А.Д.Урсул и др.) сложилось понимание этого явления – понимание того, что на этапе цивилизационных сдвигов, бурных общепланетарных изменений именно экологическая культура должна стать тем ядром человеческой личности, которое сможет спасти планету, человечество в целом, вывести его на новый виток развития. Понятие экологической культуры начинает рассматриваться с культурологических позиций, в него привносятся качества, позволяющие сделать его феноменом общей культуры, в нем пересекаются два процесса – образование человека и его становление как социокультурного индивида [9, 22].

Понятие экологической культуры соединяет в себе: знание основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всякого рода индивидуальной и коллективной деятельности; стремление к оптимальности в процессе личного и производственного природопользования; выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей. Таким образом, экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно-волевые аспекты человеческой жизни, практику бытовой и профессиональной деятельности.

Главным показателем экологической культуры личности является социальная и индивидуальная экологическая ответственность за события в природе и жизни людей (И.Д.Зверева, И.Т.Суравегина). Процесс становления экологической культуры изучался всесторонне (теоретически и экспериментально). Экологическая культура была определена как часть общечеловеческой культуры, отдельная ее грань, отражающая взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах деятельности (В.А.Игнатова).

Однако существующие в современном общественном сознании взгляды на характер отношений общества и природы не только не соответствуют потребности в сохранении среды обитания человечества, но и являются одной из причин экологического кризиса. Вследствие этого, в имеющейся обширной теоретической литературе по данной проблематике наблюдаются некоторые недоработки.

Так, отсутствуют работы, в которых ставился бы вопрос о необходимости прийти к тому или иному решению основного вопроса восприятия человеком себя как части природы, «благоговении перед жизнью», активной деятельности по сохранению разнообразия живого, признании самодостаточности природы.

За последние 20-25 лет были сформулированы методологические основы экологического образования, обоснованы новые подходы к составлению учебных программ и пособий, определены показатели экологической воспитанности.

Однако, психолого-педагогические исследования (Е. Б. Амирова, Н. С. Дежникова, А. А. Калмыков, В. А. Ясвин и др.) показывают, что уже на уровне старших дошкольников, широко информированных в области экологических проблем, владеющих навыками и приемами природосообразной деятельности, не происходит трансформации полученных знаний и умений в деятельность, отношение, поведение – связь между уровнем знаний в области окружающей среды и сознательным бережным к ней отношением отсутствует, высокая экологическая эрудиция вполне может совмещаться с низким уровнем развития отношения личности к природе. Школьники же прекрасно видят противоречие между тем, что им говорят на уроках и тем, что происходит на деле. Усвоенные экологические нормы не становятся личностными нормами поведения во взаимоотношениях с природой. Да, молодое поколение знает основные законы природы; понимает необходимость считаться с этими законами и руководствоваться ими в деятельности, но, оказавшись вне значимого для него социума, в «не экологической» субкультуре (имеется в виду субкультура как социальное образование), стремление к оптимальности природопользования зачастую пропадает, пропадает и чувство ответственности к природе, окружающей человека среде, здоровью своему и других людей [7, 4]. Дошкольное образование в основном сориентировано на формирование базы природоведческих знаний у детей.

В настоящее время, на наш взгляд, назрела необходимость поиска эффективных способов педагогического взаимодействия в процессе трансформации экологических знаний в личностно-социально-значимое отношение к природе, которое явится основой обоснованных с точки зрения законов экологии поступков, поведения и деятельности  человека, действий, экологически сообразных социоприродной среде, что, в свою очередь будет обеспечивать становление экологической субкультуры детей, подрастающего поколения.

В существующих исследовательских работах не вскрывается основное противоречие между проявлением отношения человека к природе в форме различных чувств (равнодушие, озабоченность, тревога, паника и т.д.) и  формированием глубокого интереса к экологической проблеме (выявление сущности эволюционных изменений в биосфере, детерминация ее целостности и т.д.). Не анализируется суть основного противоречия экологического образования, которая заключается в переходе от осмысления и понимания природных явлений к социальному действию, нравственному поступку как стилю жизни.

В работах, посвященных анализу развития личностно-социально-значимого отношения человека к природе, процесс становления отношений человека и природы в качестве элементов внутренней культуры личности рассматривается поверхностно. А ведь именно в этом аспекте уровень экологического сознания, уровень культуры — это показатель того, насколько глубоко и разносторонне общество включает природу в социально значимое функционирование на основе познания и практического использования ее развития.

Поэтому мы считаем необходимым прояснить, почему экологическая субкультура так важна особенно сейчас, показать, что уровень экологической культуры зависит от наличия экологических субкультур в обществе и включенности человека в ту или иную экологическую субкультуру.

Мы считаем, что отсутствие экологической субкультуры населения приводит к тому, что экоцентрическое сознание формируется только «внешне», но внутренние, личностно-социально-значимые нравственно-ценностные установки продолжают носить антропоцентрический характер.

Прежде чем говорить об экологической субкультуре следует определиться, что следует понимать под этим понятием. Это необходимо сделать потому, что на сегодняшний день само понятие «субкультура» имеет несколько разных трактовок. Субкультура – это самобытность человека, которая не растворяется в общей культуре, но и не безразлична к ее существованию. А общая культура, в свою очередь, не безразлична к реализации самобытной культуры человека. Хотя любой человек овладевает прежде всего той культурой, которая была создана до него, тем самым осваивая социальный опыт предшественников, но одновременно в культурный слой он вносит и свой вклад, тем самым обогащая его [8,9].

Понятие «субкультура» в научной литературе трактуется еще и так: «1) культура какой-либо социальной или демографической группы; 2) в чем-то ограниченная культура социальной общности, обусловленная бедностью ее социальных связей, неполнотой или затрудненностью доступа для нее к культурному наследию… В ряде случаев… группы поставленные в невыгодное, неравноправное положение в обществе… развивают упрощенные формы культуры, заменяющие ее нормальные, естественные формы, хотя и не противостоящие культуре как целому, но все же имеющие существенные особенности… » [6,401-402]

Таким образом, мы можем обобщить, что, во-первых, субкультура есть форма позитивно-творческой, позитивно-созидательной связи человека со своим внутренним миром, с другими людьми, с окружающим миром; она имеет внутреннюю установку на достижение высших ценностей, на подсознательном уровне устремлена к идеалу; во-вторых – это «особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами» [3,236].

Экологическая субкультура – понятие новое в современной теории и методике экологического образования. Мы рассматриваем его как одно из звеньев общей экологической культуры, как ту ее составляющую, которая формирует внутренний мир личности,  пропускается через собственное «Я» и оформляется с учетом индивидуального видения каждого отдельного человека.

При этом, в рамках экологической субкультуры нормы, ценности, представления, а также стереотипы базовой экологической культуры общества интерпретируются, то есть так или иначе изменяются каким-либо конкретным, но не обязательно замкнутым сообществом. В результате субкультурные нормы, ценности, представления и стереотипы отличаются от аналогичных, принятых в рамках традиционной экологической культуры, поскольку первые оказываются скорректированными для конкретных сообществ в рамках определенной социокультурной системы. В свою очередь представители той или иной субкультуры разделяют нормы, ценности, а также представления, принятые в рамках их субкультуры [8,11].

По нашему мнению, человек, состоящий в экологической субкультуре,  будет обладать планетарным экоцентрическим сознанием, будет считать себя и каждое другое проявление жизни на Земле частью общей для всех  Вселенной (мыслить глобально); будет ответственно относиться к природе, к людям и окружающей среде из личностно-социально-значимых нравственно-ценностных побуждений; никогда не позволит не только загрязнения внешней среды, но и загрязнения своего внутреннего мира, собственной духовной памяти и сознания (действовать локально начиная с себя).

При рассмотрении проблемы становления экологической субкультуры молодого поколения необходимо помнить о том, что каждая общественная система представляет собой мозаику из определенного набора субкультур, каждую из которых любой человек может выбрать для себя.  Поэтому одну из задач экологического образования мы видим в том, чтобы направить выбор субкультуры детьми и молодежью в нужное русло, то есть, чтобы субкультура носила экологический характер и, имея свой обязательный набор характерных черт, все же не шла вразрез с  экологической культурой .

Специального рассмотрения требуют вопросы становления экологической субкультуры, связанные с сохранением нравственно-духовных ценностей личности. Из-за безжалостного отношения к природе люди стали терять нравственно-духовные качества, являющиеся основой гармонично развитой личности. Выход из сложившейся ситуации – становление экологической субкультуры молодого поколения, которое невозможно без понимания окружающей природы и бережного отношения к ней.

Мы предполагаем, что при успешном становлении экологической субкультуры на каждом отдельном возрастном этапе и в рамках различных социокультурных базовых систем (детская субкультура, молодежная субкультура, субкультура педагогов,  ученых и т. д.), а также при преемственной взаимосвязи между данными этапами и системами, резко возрастет общая экологическая культура населения, так как каждая субкультура, в отличии от базовой культуры,в которую первая включена и является ее составной частью, подвержена очень быстрым изменениям и выступает инновационной областью для базовой культуры.

В предлагаемой статье мы обращаем ваше внимание на то, что традиционная, официальная, или так называемая базовая экологическая культура общества, не является для конкретного человека вопросом выбора, посокольку он живет, растет и действует в данном культурном пространстве, и, предпринимаем попытку показать, что при выборе субкультуры у человека, как правило, имеется больше возможностей совершить сознательный выбор.

В заключение отметим, что данная статья носит проблемный характер и поэтому не все выводы являются бесспорными. В то же время мы выражаем надежду, что предлагаемые нами идеи могут стимулировать дальнейшие исследования проблемы «Становление экологической субкультуры» и будут содействовать конкретизации представлений о будущем.

Литература

1.    Акопян Н. З., Захаров А. В., Кагарлицкая С. Я. Массовая культура: учебное пособие. — Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 250с.
2.    Белошицкий А. В., Бережная И. Ф. Становление субъектности студентов в образовательном процессе ВУЗа //Педагогика. — 2006. — №5. -С.60.
3.    Гуревич П. С. Субкультура //Культурология. XX век: Энциклопедия. Спб., 1998. Т.2. — 236с.
4.    Клепиков В. Н. Этическая культура школьников в контексте триады «Истина – Добро – Красота» //Педагогика. — 2006. — №2. -С.29.
5.    Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь /Г. М. Коджаспирова, Ю. А. Коджаспиров. — М.: Академия, 2000.
6.    Краткий словарь по социологии. М., 1989.
7.    Кшнясева Л. Л. Развитие личностно-значимого отношения к природе детей дошкольного возраста в процессе экологического образования: автореферат диссертации на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.07) /Екатеринбург, 2003.
8.    Левикова С. И. Молодежная субкультура: учебное пособие. — Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 320с.
9.    Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. — М.: Академия, 2005.
10.    Ожегов С. И. Словарь русского языка /С. И. Ожегов. — М.: Русский язык, 1998.
11.    Советский энциклопедический словарь /Гл. Ред. А. М. Прохоров; редкол.: А. А. Гусев и др. — Изд. 4-е. — М.: Сов. Энциклопедия, 1987.
12.    Философия. Политология. Экономика. Словарь. — Ярославль, 1997.
13.    Философский словарь /под ред. И. Т. Фролова. — М.: Политиздат, 1991.