Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников. Часть 5

23 Июл 2012, Автор: admin

Представляем заключительную беседу в цикле бесед «Вечный песенный огонь» для детей старшего дошкольного возраста, направленных на гражданско-патриотическое воспитание дошкольников.

Беседа 4. Звучащие военные памятники (песни о войне, написанные после войны)

Репертуар: «Алеша», муз. Э Колмановского, сл. К. Ваншенкина; «Последний бой», муз. и сл. М. Ножкина; «Песня десятого десантного», муз. и сл. Б. Окуджавы; «Журавли», муз. Я. Френкеля, сл. Р Гамзатова.

Программное содержание: Знакомство с песнями о войне, написанными после Победы. Продолжение работы по развитию умения анализировать содержание песни. Развитие эмоциональной отзывчивости. Анализ взаимосвязи поэзии и музыки. Знакомство с творчеством певца Марка Бернеса.

Ход НОД:

М.р.: Сегодня мы вновь будем говорить о песнях военных лет. Хотя уже отгремел последний бой и наступила Победа. Давайте вспомним, какие песни мы слушали на прошлом занятии.

Дети: Прощальные.

М.р.: Правильно! Мы слушали песни о разлуке с родными, близкими, друзьями, о прощании с любимым городом. (Дети вспоминают и называют песни). Можно ли сегодня не помнить этих песен? Можно ли не помнить о тех молодых солдатах, которые навсегда остались на дорогах войны? Мы помним о них и чтим их память. Когда война закончилась, песни о войне продолжали появляться. Как песенные памятники появлялись они на нашей мирной земле. Давайте послушаем одну из таких песен. (Исполняет первый куплет песни «Алеша» (муз. Э Колмановского, сл. К. Ваншенкина) в сопровождении фортепиано, гитары или включает грамзапись). Песня звучит взволнованно. Она как памятник, но не из холодного камня, а из живой мелодии и стихов. Когда звучит эта песня, душа волнуется. У нас у всех общая память, ведь мы одна страна, один народ: прадеды и правнуки, прошлые и нынешние, павшие и живые.

Давайте послушаем еще одну песню-памятник (исполняет песню «Последний бой» в сопровождении фортепиано, гитары, а капелла или включает грамзапись).

…Еще немного, еще чуть-чуть!

Последний бой – он трудный самый.

АА я в Россию, домой хочу,

Я так давно не видел маму!

Песня, которую мы сейчас услышали, как эхо, услышанное сердцем через десятилетия. Эхо, ставшее стихами и мелодией.

(Исполняется а капелла «Песня десятого десантного» или в сопровождении фортепиано, гитары или включается грамзапись).

Горит и кружится планета,

Над нашей Родиною дым,

И, значит, нам нужна одна победа,

Одна на всех – мы за ценой не постоим!

Что вы почувствовали, когда слушали эту песню? Какая она по характеру?

Дети: Маршевая, военная, упрямая, непобедимая…

М.р.: Спасибо, ребята! Вы нашли очень точное слово «непобедимая». Как бы хотелось, чтобы эту песню услышали все те, кто остался в нашей памяти героями, не дожив до Победы. Ведь это их песня. Сейчас вы услышите еще одну песню-памятник. Называется она «Журавли». Написали ее известный композитор Ян Френкель и поэт Расул Гамзатов. Исполняет песню певец, голос которого знают и слушают многие поколения. Зовут его Марк Бернес.

(Показывает фотографию. Звучит в грамзаписи песня «Журавли», 1-й куплет). Как звучал голос певца?

Дети: Низко.

М.р.: А какая по характеру эта песня?

Дети: Грустная, печальная, спокойная…

М.р.: Правильно! Эта песня задумчивая, песня-воспоминание. Вот и закончился наш долгий путь по длинным дорогам войны вместе с песнями военных лет. Много вы услышали новых для вас песен и имен. Благодаря таким песням, будет всегда гореть вечный огонь нашей памяти.

Полный цикл бесед о песнях войны