Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников. Часть 4

22 Июл 2012, Автор: admin

Представляем следующую беседу в цикле бесед «Вечный песенный огонь» для детей старшего дошкольного возраста, направленных на гражданско-патриотическое воспитание дошкольников.

Беседа 3. Прощальные песни или долгая дорога войны

Репертуар: «Вечер на рейде», муз. В. Соловьева-Седого, сл. А. Чуркина; «Дороги», муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина; «Огонек», муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского.

Программное содержание: Знакомство детей с «прощальными» песнями военных лет. Формирование представлений о средствах музыкальной выразительности, развитие аналитических умений (анализ характера и настроения музыки). Поддержание желания передавать в движении особенности музыкального произведения.

Ход НОД:

М.р.: На прошлом занятии мы познакомились с лирическими песнями Великой Отечественной Войны. Давайте вспомним их названия.

Дети: «В землянке», «Темная ночь», «На солнечной поляночке».

М.р.: Какая из этих песен вам запомнилась больше всего? (Дети высказывают свое мнение, и большинством голосов выбирается песня для повторного прослушивания). О чем были эти песни?

Дети: О дружбе, о любви.

М.р.: Правильно! Сегодня мы продолжим наш путь по фронтовым дорогам вместе с песнями. Представим, что между боями небольшая передышка и пехотинцы, сидя на привале, запели (показывает иллюстрацию, поет в сопровождении гитары или а капелла):

На позиции девушка

Провожала бойца.

Темной ночью простилася

На ступеньках крыльца.

Каждый солдат напевал эту песню, вспоминая свой дом, свою любимую. Вот моряки, стоя на палубе своего военного корабля, вдруг затянули песню. Звучит она спокойно, а в памяти всплывают дни мирной жизни.

Прощай, любимый город,

Уходим завтра в море.

И раннею порой

Мелькнет за кормой

Знакомый платок голубой.

(Исполняет под гитару или а капелла). Кто может сказать, какие это песни по характеру?

Дети: Добрые, печальные, нежные, грустные.

М.р.: Верно! Эти песни полны грусти, тоски. Заметили, какое слово повторялось в этих песнях? (Если дети затрудняются с ответом, можно повторить строки со словами «прощай», «простился»).

Дети: Прощай!

М.р.: Верно. Такие песни называются прощальными. Таких песен было очень много.

«Прощай», «до свидания», «прощайте» — этими словами начиналась долгая дорога войны. На этой дороге взрывались мины, пылали огнем мосты, над нею кружили вражеские самолеты. Эта дорога проходила по изрытым взрывами полям и обгоревшим лесам. Упиралась в горы, которые нужно было штурмовать, в реки, которые нужно было переходить. Эта дорога проходила через города и села, которые нужно было отбивать у врага. И пока враг сопротивлялся дорога была тяжелой и трудной, потому что шли солдаты навстречу пулям и огню. До самой Победы. (Показывает репродукции картин или фотографии, связанные с этими событиями). И про эти дороги была написана песня:

Эх, дороги,

Пыль да туман,

Холода, тревоги,

Да степной бурьян.

Выстрел грянет,

Ворон кружит,

Твой дружок в бурьяне

Неживой лежит.

(Песня «Дороги», муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина звучит в грамзаписи). Какая это песня по характеру?

Дети: Грустная, уставшая, прощальная.

М.р.: Верно! Эта песня полна усталости и тяжести разлук. Сколько тягот и лишений пришлось пережить нашим войнам, чтобы однажды услышать долгожданную песню (исполняет песню или включает грамзапись):

Эй, встречай,

С победой поздравляй,

Белыми руками

Покрепче обнимай.

Какая это песня по характеру?

Дети: Веселая, радостная.

М.р.: Правильно! Ведь эта песня полна счастья: война закончилась. Победа! На площадях и улицах люди пели под гармонь, звучали военные оркестры. И если на лицах были видны слезы, то это были слезы радости и счастья. Давайте представим счастье, которое охватило людей, и весело попляшем. (Звучит наигрыш гармони или припев песни «Смуглянка» (муз. А. Новикова, сл. Я. Шведова) в исполнении ансамбля А.В. Александрова. Дети пляшут, используя знакомые движения).

Сегодня вы услышали песни, которые люди пели, прощаясь, расставаясь, и они назывались прощальными. Познакомились с песней, которой встречали Победу. На следующем занятии мы познакомимся с песнями-«памятниками». И как песня стала «памятником» я тоже расскажу вам в следующий раз.

Полный цикл бесед о песнях войны