Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников. Часть 3

21 Июл 2012, Автор: admin

Представляем следующую беседу в цикле бесед «Вечный песенный огонь» для детей старшего дошкольного возраста, направленных на гражданско-патриотическое воспитание дошкольников.

Беседа 2. Лирические песни фронтовых лет

Репертуар: «В землянке», муз. К. Листова, сл. А. Суркова; «Темная ночь», муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова; «На солнечной поляночке», муз. В. Соловьева-Седого, сл. А. Фатьянова.

Программное содержание: Знакомство с лучшими лирическими песнями  военных лет. Знакомство с музыкальным инструментом – гитарой. Развитие эмоциональной отзывчивости, умения различать смену настроения в музыке.

Ход НОД:

М.р.: Сегодня, как я и обещала, мы вновь отправимся по фронтовым дорогам. Но прежде давайте вспомним, с каким композитором мы познакомились на прошлом занятии.

Дети: С Александром Александровым

М.р.: Правильно! Кто может напомнить, как называется песня, которую мы слушали?

Дети: «Священная война»

М.р.: Верно! А какая это песня?

Дети: Военная, торжественная.

М.р.: Действительно, это так. Это песня патриотическая. Пели ее хором, громко, торжественно. Сегодня мы продолжим беседу о песнях военных лет, но они другие: звучат тихо, задумчиво, а называются такие песни лирическими. Много таких песен звучало во время Великой Отечественной Войны, но мы познакомимся с самыми лучшими из них. Самая любимая в народе песня – «В землянке». Я вам сейчас ее напою. Гитара или гармонь всегда были рядом с солдатом, и они в минуты отдыха пели (исполняет отрывок песни под гитару, гармонь, а капелла или прослушивают грамзапись). Понравилась вам эта песня? (Ответы детей). Давайте поговорим о характере этой песни. Какая она?

Дети: Нежная, спокойная, добрая, ласковая, задумчивая.

М.р.: Какие вы молодцы! Песня действительная задумчивая, размышляющая. В ней слышатся интонации сожаления. Давайте послушаем еще одну песню, которая называется «Темная ночь». Написал эту песню композитор Никита Богословский (исполняет отрывок песни под гитару, гармонь, а капелла или прослушивают грамзапись).

Темная ночь, только пули свистят по степи,

Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают.

В темную ночь, ты любимая, знаю, не спишь,

И у детской кроватки тайком

Ты слезу утираешь…

В этой песне тоже слышны интонации грусти, печали, тоски по родному дому, по любимым людям. Удивительно то, что в немыслимом грохоте войны, в ураганах бомбежек и обстрелов, в ежедневном реве танковых и авиационных моторов эти песни были хорошо слышны. Было в них что-то такое, что перекрывало весь этот грохот, визг, рев и гул. Я вам открою один секрет. Все дело в том, что наши песни были наполнены высочайшей любовью к людям, несмотря на всю их непримиримость к врагу. Ведь это были песни мирных людей, одетых в военную форму. Враг посягнул на их землю, мечты, любовь, на их Родину. Они поднялись на защиту, давая отпор врагу. Этим они жили во время войны, об этом и пели. Послушаем еще одну песню «На солнечной поляночке», музыка В. Соловьева-Седого, слова А. Фатьянова (звучит грамзапись). Песни были самые разные: задумчивые и веселые, тихие и грозные, печальные и шуточные. Для вас, да и для меня, эти песни – далекая история. Они пришли к нам от наших дедов и прадедов, и мы храним их в памяти с гордостью и благодарностью. На следующем занятии мы вновь отправимся в путь по военным дорогам и познакомимся с «прощальными песнями». А почему они называются «прощальными» я расскажу вам в следующий раз.

Полный цикл бесед о песнях войны