Одаренные дети в детском саду: профилактика неврозов

18 Окт 2012, Автор: admin

Актуальность проблемы профилактики и коррекции неврозов у ода­ренных дошкольников заключается в том, что уже на правительственном уровне обсуждаются вопросы необходимости наращивания интеллекту­альных ресурсов общества и охраны здоровья людей, от чего зависят эко­номика, политика и культура, обороноспособность нашей страны. При этом уделяется внимание реформе образования, начиная с дошкольного, и поиску и поддержке одаренных детей и молодежи.

Мы разделяем точку зрения Л.В. Трубайчук, которая, ссылаясь на западных ученых, рассматривает творческую направленность личности как предтечу одаренности, являющуюся врожденной для всех людей, но которая теряется большинством под воздействием среды. При этом на ос­новании многообразных подходов в исследовании феномена одаренности детей отечественными и зарубежными психологами мы рассматриваем одаренность как совокупность индивидуальных свойств личности, обус­лавливающую достижение наивысших результатов в определенных видах деятельности.

Мы опираемся на идеи А. Миллер, К. Юнга, Э. Фромма, которые полагают, что невротизация развития одаренной личности не является ее сопутствующим фактором, как об этом в свое время писал Ч. Ломбро-зо. Она проявляется как своеобразная болезнь роста личности вследствие неумения воспитателей и родителей осуществлять грамотный индивиду­альный подход к ребенку с учетом природы его индивидуальности. По эпидемиологическим данным А.И. Захарова неврозами страдают уже око­ло тридцати процентов дошкольников. Одаренные дети в детском саду в силу особеннос­тей их личностных черт (повышенная критичность, завышенный уровень притязаний, перфекционизм, эгоцентризм, сверхчувствительность и уяз­вимость и др.) относятся к особой группе риска, страдая неврозами. На основе данных медицины, клинической и специальной психологии под неврозами рассматривается следствие неразрешимого внутриличностного мотивационного конфликта при недостаточной эффективности механиз­мов психологической защиты.

На основании обобщения исследований разных ученых нами выяв­лены признаки невротического развития одаренного ребенка, связанные с отклонением развития по дисгармоническому типу.

Следует отметить, что физическое развитие одаренных детей не выделяет их из среды сверстников. Одаренные дети отличаются высокой энергичностью. Они мало спят и активно бодрствуют, что в раннем детстве часто раздражает и пугает родителей, устающих от их чрезмерной активности. Одаренность в раннем возрасте порой трудно отличить от ги­перактивности. Поэтому нужно психологическое сопровождение разви­тия детской одаренности, уже начиная с ДОУ.

У детей, развивающихся по типу дисгармонии, Г.М. Бреслав в ра­боте «Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения» отмечает проявление тревоги, наличие эмоций, пре­пятствующих установлению полноценных социальных контактов, эмоци­ональную центрацию.

Под воздействием детских психических травм, которые хорошо описала Алиса Миллер развивается «аффект неадекватности», затрагива­ющий не только аффективно-эмоциональную, но и когнитивную сферу, что влияет на неадекватность отражения окружающей действительности в сознании ребенка.

У невротиков проявляется нарушение восприятия, может быть не­осознаваемое ребенком восприятие мира вещей и мира людей как враж­дебных или тревожных явлений. Воображение, по теории Фрейда, у них способствует выстраиванию защитных механизмов личности от психо-травмирующих ситуаций. Если у одаренного ребенка мыслительная де­ятельность и воображение предваряют активную продуктивную деятель­ность, то страдающий неврозом ребенок уходит в мир грез.

Одаренные дети реально оценивают окружающих и себя, у них рано формируется адекватная «Я-концепция». У детей, страдающих невроза­ми, может наблюдаться гипертрофированно завышенная или чаще всего заниженная самооценка, на основе которой формируется неадекватная «Я-концепция».

Юные таланты с детства отличаются обостренным чувством спра­ведливости, стремятся жить в гармонии с миром, с людьми. Они остро реагируют на несправедливость, вследствие чего нередко развиваются конфликтность или отчуждение от окружающего мира.

Уже в раннем детстве возникает конфликт таланта с окружением, ибо опережение познавательных способностей сочетается с сохранением эгоцентризма мышления, о котором писал Ж. Пиаже, с эмоциональной впечатлительностью, поэтому им трудно налаживать контакты со сверс­тниками, от которых они ожидают другой реакции на свое предложение, на свое отношение. Таланты необыкновенно впечатлительны и ранимы, что необходимо учитывать и выстраивать с ними поддерживающие отно­шения, охарактеризованные К. Рожжерсом. С ними необходимо разгова­ривать в режиме «взрослый — взрослый», о чем писал Э. Берн.

У многих юных дарований прекрасно развито чувство юмора — за­щита от негативных переживаний. Смехотерапия — прекрасное средство профилактики детских неврозов. Если вместо наказаний использовать тонкий юмор, то можно помочь талантам добиваться контакта с людьми в разнообразных житейских ситуациях.

Одаренные дети склонны к самоанализу. Они обо всем судят само­стоятельно, любят творческую работу и проявляют настойчивость в вы­полнении заданий, внимательно относятся к справедливой критике. Они независимы в мышлении и поведении, но нуждаются в моральной оцен­ке. Невротики тоже рефлексируют, но застревают на негативных пережи­ваниях, поэтому моральную оценку их деятельности следует сочетать с внушением веры в успех и психотерапевтической работой воспитателей и психологов по коррекции эмоционального состояния ребенка. Особенно эффективна арт-терапия в различных художественно-творческих кружках и телесно-ориентированная терапия в спортивных секциях, где грамотно осуществляется снятие эмоциональных стрессов.

Одаренные дети в детском саду любят вступать в состязания, охотно принимают участие в конкурсах, соревнованиях, при этом они адекватно оценивают свои успехи и способны понять причины своих поражений как стимул для самосовершенствования.

Маркеры невротического развития личности и диагностический инструментарий можно охарактеризовать в таблице.

Таблица 1. Основные параметры изучения личности старших дошкольников

Физическое развитие: Развитие     интеллектуально-творческой
— особенности телосложения; сферы:
— уровень развития макро- и микромото- — общий уровень развития интеллекта
рики; — IQ (по Д. Векслеру);
— полоролевая идентификация личности — уровень развития творческого мышле-
— тест «Человек» ния (по П. Торренсу)
Развитие эмоционально-волевой сферы: Коммуникативные способности:
— фрустрационная толерантность (устой- — экстраверсия — интраверсия — тест Ай-
чивость к стрессам); зенка;
— фон настроения, мировосприятие; — социальная активность — социометрия;
— стремление к доминированию, само- — особенности самопрезентации и вы-
контроль; страивания личностных отношений — эк-
— детский тест тревожности Р. Тэммл, сперимент
М. Дорки и В. Амен;
— рисуночные проективные методики:
«Несуществующее животное», «Моя се-
мья», «Дом — Дерево — Человек»
Самооценка личности — диагностика Дембо-Рубинштейн — адекватная, завышенная,
заниженная

На основании диагностирования интеллектуально-творческих спо­собностей детей с помощью шкал Векслера и рисуночного теста Торрен­са, в 2008 г. из сорока детей двух подготовительных групп выявлено 32% детей с интеллектуальной одаренностью. В результате обследования этих воспитанников выявлен высокий уровень тревожности у 38,7%, средний ~ у 49,5%, низкий — у 11,8%, что свидетельствует о наличии невротических реакций у большого количества детей. Тестирование родителей показало, что они недостаточно информированы об возрастных и индивидуальных особенностях детей, зачастую не замечают или игнорируют их потребнос­ти, не умеют выстраивать равноправные партнерские отношения со сво­ими детьми, что служит препятствием формирования у детей позитивной адекватной «Я-концепции».

Нами была разработана и апробирована при участии психолога Р.Г. Сулеймановой в ДОУ № 60 «Комплексно-целевая программа профи­лактики и коррекции детских неврозов». Мы рекомендуем использовать данную программу в различных дошкольных учреждениях, чтобы одарен­ность не оставалась в латентной форме, а развивалась и была продуктивно реализована в жизни.

Э. Берн связывает невротическое развитие с нарушением энергети­ческого равновесия, с нарушением эмоционального отношения человека к себе и окружающим. Комплексы гнева или страха вызывают различные болезни, в том числе и неврозы, служащие причиной невротического по­ведения. Мы рекомендуем технологии трансактного анализа Э. Берна. «Я хороший — ты хороший» Хараша, поддерживающих отношений К. Род­жерса для практики налаживания отношений «ребенок — воспитатель» в ДОУ. Основы невротического развития личности закладываются в детстве вследствие поведения взрослых. Вот почему для проявления и реализации детской одаренности, профилактики и коррекции детских неврозов важно мастерство взрослого, умение развивать и воспитывать ребенка с учетом индивидуальных свойств, склонностей ребенка, природы его одаренности. — Отечественные исследователи А.И. Захаров, В.И. Гарбузов, чьей точки зрения на проблему мы придерживаемся, считают доминантной причиной возникновения детских неврозов проблемы семьи в трех поко­лениях: прародителей, родителей и детей. Традиционно психологическая помощь семье в образовательных учреждениях оказывается в рамках ин­дивидуальной психологической консультации. Но современная психо­терапевтическая практика доказала, что модель групповой работы более эффективна, лучше позволяет родителям осознавать и преодолевать собс­твенные стереотипы воспитания, полученные «по наследству». Поэтому тренинги родительских умений в системе широкого педагогического про­свещения родителей, тренинги коррекции детско-родительских отноше­ний в системе сопровождения одаренных детей являются эффективными для профилактики и своевременной коррекции неврозов.

Действенность психокорреционного воздействия объясняется при­нципиально обратимым характером невротических расстройств, когда усиление здорового «Я», адаптивных систем организма одаренного ребенка сопровождается ослаблением и устранением клинических проявлений невроза, укрепляя тем самым ядро личности и ее психическое единство. Вместе с улучшением самочувствия это развивает доверие к себе и отзывчивость к другим, что создает веру в себя, рост творческого потенциала и интеллектуальных возможностей ребенка, выработку реальных и адекват­ных ценностных приоритетов,

Одаренность есть фактор творческого развития личности, ее успеш­ности и нельзя позволять зарывать ее «в песок» вследствие неумелого вос­питания одаренных детей. Нельзя, по образному выражению одного пи­сателя, использовать логарифмическую линейку для забивания гвоздей. Педагогическое творчество стимулирует творческие мысли, творческие дела, первые успехи юных талантов, опыт самосовершенствования и са­мореализации одаренности.

По научно-исследовательским материалам Н.М. Пручкиной, Е.М. Кузьминых