Программа «Здоровье». Особенности здоровьесберегающей работы администрации и педагогов дошкольного учреждения

31 Янв 2014, Автор: admin

Программа "Здоровье"Заведующий

Кадровое обеспечение:

— укомплектованность образовательного учреждения,

— наличие необходимого (в расчете на количество воспитанников) квалифицированного состава педагогических работников и  специалистов, обеспечивающих оздоровительную и коррекционную работу с детьми (учителя-логопеды, логопеды, воспитатели и инструкторы по физической культуре, педагоги-психологи, медицинские работники, педагоги дополнительного образования, учителя-дефектологи).

Требования охраны жизни и здоровья воспитанников и работников образовательного учреждения, включающие:

— наличие в помещениях, в которых осуществляется образовательная деятельность, в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), здоровьесберегающего оборудования (зрительные тренажеры, приборы, улучшающие качество окружающей среды, аэроклиматические установки, оборудование, позволяющие удовлетворить потребность воспитанников в движении) используемого в профилактических целях;

— оснащение и оборудование кабинетов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, медицинского, методического) и залов (музыкального, физкультурного) обеспечивают соответствие принципу необходимости и достаточности для организации коррекционной работы, медицинского обслуживания детей, методического оснащения воспитательно-образовательного процесса;

— соответствие состояния и содержания территории, здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной и электробезопасности, требованиям охраны труда воспитанников и работников;

Старшая медицинская сестра

Медицинское обслуживание воспитанников в дошкольном образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществлять контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья воспитанников и работников образовательного учреждения. Требования к медицинскому обслуживанию воспитанников в образовательном учреждении:

— медицинский персонал наряду с администрацией образовательного учреждения несет ответственность за здоровье и физическое развитие воспитанников, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания;

— формирование и наполняемость дошкольных групп (количество и соотношение возрастных групп детей в образовательном учреждении определяется учредителем,  исходя из их предельной наполняемости и гигиенического норматива площади на одного ребенка в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов);

— прохождение профилактических осмотров персонала (периодические бесплатные медицинские обследования), работающего в образовательном учреждении;

— организация питания воспитанников в образовательном учреждении (группе) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

— организация оздоровления воспитанников в образовательном учреждении (группе) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

Заместитель заведующего по административно-хозяйственной работе

Профессиональная деятельность заместителя заведующего по административно-хозяйственной работе – это материально-техническое обеспечение образовательного учреждения, включающее  решение следующих требований:

— требования к зданию (помещению) и участку образовательного учреждения (группы) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

— требования к водоснабжению и канализации, отоплению и вентиляции здания (помещения) образовательного учреждения (группы) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

— требования к набору и площадям образовательных помещений, их отделке и оборудованию в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

— требования к искусственному и естественному освещению помещений для образования детей в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

— требования к санитарному состоянию и содержанию помещений в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

— требования пожарной безопасности в соответствии с правилами пожарной безопасности;

— требования охраны жизни и здоровья воспитанников и работников образовательного учреждения, включающие:

— соответствие состояния и содержания территории, здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной и электробезопасности, требованиям охраны труда воспитанников и работников;

— наличие и необходимое оснащение помещений для питания воспитанников, а также для хранения и приготовления пищи; для организации качественного горячего питания воспитанников в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

Заместитель заведующего по воспитательно-образовательной и методической работе

— сформированность культуры здоровья педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения (подготовленность педагогов по вопросам здоровьесберегающих методов и технологий; здоровьесберегающий стиль общения; образ жизни и наличие ответственного отношения к своему здоровью).

— организация как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников, не только в рамках непосредственно образовательной деятельности по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

— построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми (основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра);

— организация разнообразной игровой деятельности;

— выявление и развитие способностей воспитанников в любых формах организации образовательного процесса;

— выявление освоения детьми, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья, основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении, включая оказание им индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи, а также необходимой технической помощи с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;

— подбор оборудования для всех видов деятельности ребенка, которое в наибольшей степени способствует решению развивающих задач на уровне дошкольного образования (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), а также, с целью активизации двигательной активности ребенка (материалы и оборудование для двигательной активности включают оборудование для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений);

— использование образовательных технологий деятельностного и здоровьесберегающего типа и физического развития воспитанников.

Педагоги

Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающее возможности:

— осуществления не только образовательной деятельности, но и присмотра и ухода за детьми;

— организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

— построения образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми;

— физического развития воспитанников;

— использования образовательных технологий деятельностного и здоровьесберегающего типа;

— проведения мониторинга и фиксирования хода воспитательно-образовательного процесса и результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

— консультирование родителей (законных представителей) по всем вопросам реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

— организация помощи родителям (законным представителям) по вопросам развития ребенка (в том числе ребенка с ограниченными возможностями здоровья) и совместной деятельности детей и родителей (законных представителей), с целью успешного освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Комплексное решение воспитательно-образовательного процесса включает комплекс мероприятий, необходимых для реализации требований охраны жизни и здоровья воспитанников и работников дошкольного образовательного учреждения:

— организационно-методическое обеспечение реабилитации, воспитания детей-инвалидов в семье и их социальная адаптация;

— развитие и актуализация банка данных о детях с ограниченными возможностями;

— внедрение современных технологий и форм реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями;

— социальная интеграция и реабилитация детей-инвалидов;

— обеспечение обучения родителей детей-инвалидов методикам реабилитации, оказание им психолого-педагогической и юридической помощи;

— научно-методическое решение проблем детской инвалидности.

Формы работы по реализации требований охраны жизни и здоровья воспитанников и работников образовательного учреждения:

Диагностическая работа:

— своевременное выявление детей с  ОВЗ;

— раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в ДОУ) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

— комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с ОНР,  выявление его резервных возможностей;

— изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей воспитанников;

— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей с ОВЗ;

— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ОВЗ;

— системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;

— анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно- развивающая работа:

выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) коррекционных программ, методик и приёмов обучения, в соответствии с его особыми потребностями;

— организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

— коррекцию и развитие высших психических функций;

— развитие эмоционально-волевой сферы и личностных сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

— социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа:

выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОНР, единых для всех участников образовательного процесса;

— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками с ОНР;

— консультативную помощь в семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОНР.

Информационно-просветительская работа:

различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатные материалы, СМИ, презентации), направленных  на разъяснение участникам образовательного процесса детям с ОНР, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения.

Для обеспечения доступности организованных форм отдыха и оздоровления (в первую очередь для детей,  нуждающихся в особой заботе государства), необходимо:

— развитие и качественное улучшение инфраструктуры летнего отдыха и оздоровления детей;

— развитие малозатратных форм отдыха и оздоровления детей;

— использование возможностей учреждений социального обслуживания населения для сочетания оздоровительной работы с социальной реабилитацией детей, нуждающихся в особой социальной поддержке;

— совершенствование механизма межведомственного взаимодействия и сотрудничества с негосударственными организациями по вопросам организации отдыха, оздоровления детей.

Организация здоровьесберегающей работы администрации и педагогов дошкольного учреждения (ПРИЛОЖЕНИЕ 10).

Продолжение следует…

Далее Оздоровительно-развивающая работа с ослабленными детьми