Программа «Здоровье». Особенности здоровьесберегающей работы администрации и педагогов дошкольного учреждения
31 Янв 2014, Автор: adminКадровое обеспечение:
— укомплектованность образовательного учреждения,
— наличие необходимого (в расчете на количество воспитанников) квалифицированного состава педагогических работников и специалистов, обеспечивающих оздоровительную и коррекционную работу с детьми (учителя-логопеды, логопеды, воспитатели и инструкторы по физической культуре, педагоги-психологи, медицинские работники, педагоги дополнительного образования, учителя-дефектологи).
Требования охраны жизни и здоровья воспитанников и работников образовательного учреждения, включающие:
— наличие в помещениях, в которых осуществляется образовательная деятельность, в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), здоровьесберегающего оборудования (зрительные тренажеры, приборы, улучшающие качество окружающей среды, аэроклиматические установки, оборудование, позволяющие удовлетворить потребность воспитанников в движении) используемого в профилактических целях;
— оснащение и оборудование кабинетов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, медицинского, методического) и залов (музыкального, физкультурного) обеспечивают соответствие принципу необходимости и достаточности для организации коррекционной работы, медицинского обслуживания детей, методического оснащения воспитательно-образовательного процесса;
— соответствие состояния и содержания территории, здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной и электробезопасности, требованиям охраны труда воспитанников и работников;
Старшая медицинская сестра
Медицинское обслуживание воспитанников в дошкольном образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществлять контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья воспитанников и работников образовательного учреждения. Требования к медицинскому обслуживанию воспитанников в образовательном учреждении:
— медицинский персонал наряду с администрацией образовательного учреждения несет ответственность за здоровье и физическое развитие воспитанников, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания;
— формирование и наполняемость дошкольных групп (количество и соотношение возрастных групп детей в образовательном учреждении определяется учредителем, исходя из их предельной наполняемости и гигиенического норматива площади на одного ребенка в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов);
— прохождение профилактических осмотров персонала (периодические бесплатные медицинские обследования), работающего в образовательном учреждении;
— организация питания воспитанников в образовательном учреждении (группе) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
— организация оздоровления воспитанников в образовательном учреждении (группе) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Заместитель заведующего по административно-хозяйственной работе
Профессиональная деятельность заместителя заведующего по административно-хозяйственной работе – это материально-техническое обеспечение образовательного учреждения, включающее решение следующих требований:
— требования к зданию (помещению) и участку образовательного учреждения (группы) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
— требования к водоснабжению и канализации, отоплению и вентиляции здания (помещения) образовательного учреждения (группы) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
— требования к набору и площадям образовательных помещений, их отделке и оборудованию в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
— требования к искусственному и естественному освещению помещений для образования детей в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
— требования к санитарному состоянию и содержанию помещений в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
— требования пожарной безопасности в соответствии с правилами пожарной безопасности;
— требования охраны жизни и здоровья воспитанников и работников образовательного учреждения, включающие:
— соответствие состояния и содержания территории, здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной и электробезопасности, требованиям охраны труда воспитанников и работников;
— наличие и необходимое оснащение помещений для питания воспитанников, а также для хранения и приготовления пищи; для организации качественного горячего питания воспитанников в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Заместитель заведующего по воспитательно-образовательной и методической работе
— сформированность культуры здоровья педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения (подготовленность педагогов по вопросам здоровьесберегающих методов и технологий; здоровьесберегающий стиль общения; образ жизни и наличие ответственного отношения к своему здоровью).
— организация как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников, не только в рамках непосредственно образовательной деятельности по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
— построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми (основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра);
— организация разнообразной игровой деятельности;
— выявление и развитие способностей воспитанников в любых формах организации образовательного процесса;
— выявление освоения детьми, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья, основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении, включая оказание им индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи, а также необходимой технической помощи с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;
— подбор оборудования для всех видов деятельности ребенка, которое в наибольшей степени способствует решению развивающих задач на уровне дошкольного образования (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), а также, с целью активизации двигательной активности ребенка (материалы и оборудование для двигательной активности включают оборудование для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений);
— использование образовательных технологий деятельностного и здоровьесберегающего типа и физического развития воспитанников.
Педагоги
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающее возможности:
— осуществления не только образовательной деятельности, но и присмотра и ухода за детьми;
— организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
— построения образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми;
— физического развития воспитанников;
— использования образовательных технологий деятельностного и здоровьесберегающего типа;
— проведения мониторинга и фиксирования хода воспитательно-образовательного процесса и результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
— консультирование родителей (законных представителей) по всем вопросам реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
— организация помощи родителям (законным представителям) по вопросам развития ребенка (в том числе ребенка с ограниченными возможностями здоровья) и совместной деятельности детей и родителей (законных представителей), с целью успешного освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Комплексное решение воспитательно-образовательного процесса включает комплекс мероприятий, необходимых для реализации требований охраны жизни и здоровья воспитанников и работников дошкольного образовательного учреждения:
— организационно-методическое обеспечение реабилитации, воспитания детей-инвалидов в семье и их социальная адаптация;
— развитие и актуализация банка данных о детях с ограниченными возможностями;
— внедрение современных технологий и форм реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями;
— социальная интеграция и реабилитация детей-инвалидов;
— обеспечение обучения родителей детей-инвалидов методикам реабилитации, оказание им психолого-педагогической и юридической помощи;
— научно-методическое решение проблем детской инвалидности.
Формы работы по реализации требований охраны жизни и здоровья воспитанников и работников образовательного учреждения:
Диагностическая работа:
— своевременное выявление детей с ОВЗ;
— раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в ДОУ) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
— комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с ОНР, выявление его резервных возможностей;
— изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей воспитанников;
— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей с ОВЗ;
— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ОВЗ;
— системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;
— анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно- развивающая работа:
— выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) коррекционных программ, методик и приёмов обучения, в соответствии с его особыми потребностями;
— организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
— коррекцию и развитие высших психических функций;
— развитие эмоционально-волевой сферы и личностных сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;
— социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа:
— выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОНР, единых для всех участников образовательного процесса;
— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками с ОНР;
— консультативную помощь в семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОНР.
Информационно-просветительская работа:
— различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатные материалы, СМИ, презентации), направленных на разъяснение участникам образовательного процесса детям с ОНР, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения.
Для обеспечения доступности организованных форм отдыха и оздоровления (в первую очередь для детей, нуждающихся в особой заботе государства), необходимо:
— развитие и качественное улучшение инфраструктуры летнего отдыха и оздоровления детей;
— развитие малозатратных форм отдыха и оздоровления детей;
— использование возможностей учреждений социального обслуживания населения для сочетания оздоровительной работы с социальной реабилитацией детей, нуждающихся в особой социальной поддержке;
— совершенствование механизма межведомственного взаимодействия и сотрудничества с негосударственными организациями по вопросам организации отдыха, оздоровления детей.
Организация здоровьесберегающей работы администрации и педагогов дошкольного учреждения (ПРИЛОЖЕНИЕ 10).
Продолжение следует…
Далее Оздоровительно-развивающая работа с ослабленными детьми