Оздоровительная работа в ДОУ. Программа «Здоровье»

03 Янв 2014, Автор: admin

Оздоровительная работа в ДОУДорогие друзья! На страницах нашего сайта мы хотели бы представить Вашему вниманию Программу, разработанную для реализации целей и задач образовательной области «Здоровье». Данная программа была разработана коллективом авторов — специалистов в по дошкольному образованию Оренбургской области в контексте внедрения и реализации ФГТ. Несмотря на то, что мы уже переходим на Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, программа все же не утратила своей значимости, ведь проблема сохранения и укрепления здоровья воспитанников, становления у них начал культуры здоровья, организации оздоровительной работы в ДОУ всегда была, есть и будет актуальной и значимой.

Авторы-составители: 

Заместитель начальника Управления образования администрации г. Оренбурга – начальник отдела дошкольного образования и охраны прав детства Клейман Светлана Евгеньевна.

Ведущий специалист Управления образования администрации г. Оренбурга Байкова Галина Юрьевна

Заместитель заведующего по воспитательно-образовательной и методической работе муниципального бюджетного  дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 99» г. Оренбурга Моргачева Вера Алексеевна

Старший воспитатель муниципального бюджетного  дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетном осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 177»  г. Оренбурга Пересыпкина Татьяна Михайловна

Рецензенты:

Заведующий кафедрой детских болезней ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России, доктор медицинских наук, профессор Попова Людмила Юрьевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования Оренбургского государственного педагогического университета Михайлова Наталья Васильевна

Доктор педагогических наук, профессор Оренбургского государственного педагогического университета Коровин  Сергей Семенович

Предлагаемая программа представляет собой систему мероприятий оздоровительно-профилактической направленности с детьми дошкольного возраста.

В программе представлены рациональные подходы по проведению оздоровительных и закаливающих мероприятий в группах общеразвивающей направленности, коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими патологии в развитии, представлен медико-педагогический контроль оздоровительной работы, даны материалы, раскрывающие работу педагогов дошкольного учреждения по реализации образовательной области «Здоровье».

Программа адресована педагогам дошкольного учреждения, может быть использована родителями в домашнем воспитании и оздоровлении детей.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Пояснительная записка

Раздел I. Концептуальные основы программы «Здоровье»

1.1. Нормативно-правовая база

1.2. Структурно — содержательная характеристика программы

1.3. Предполагаемые результаты освоения программы «Здоровье»

1.4. Основные направления программы

Раздел II. Система оздоровительно — профилактической работы

2.1. Организация жизнедеятельности в период адаптации

2.2. Физическое развитие детей дошкольного возраста

2.3. Планирование оздоровительно — профилактической работы

2.4. Предметно-развивающая среда

2.5. Особенности работы администрации и педагогов дошкольного учреждения

2.6. Оздоровительно-развивающая работа с ослабленными детьми

2.7. Нестандартное оборудование по физическому развитию

Раздел III.  Полоролевое воспитание дошкольников

3.1. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях детского сада

3.2. Физическое развитие мальчиков и девочек

Раздел IV. Содержание работы образовательной области «Здоровье»

4.1. Формирование правильного отношения к своему здоровью

4.2. Задачи психолого-педагогической работы образовательной области «Здоровье»

4.3. Содержание психолого – педагогической работы образовательной области «Здоровье»

Раздел V. Коррекционно-развивающая работа в ДОУ

5.1. Дети с ограниченными возможностями здоровья

5.2. Психолого-медико-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья

5.3. Коррекционная работа  образовательной области «Здоровье»

5.4. Условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

5.5.  Профилактика и коррекция нарушения осанки

5.6. Профилактика и коррекция плоскостопия

5.7. Укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем

5.8. Коррекционно-развивающая работа для детей с нарушениями  речи

5.9. Коррекционно-развивающая работа для детей с нарушениями  зрения

5.10. Рекомендации в работе с тубинфицированными детьми

5.11. Общие рекомендации по проведению оздоровительных игр

Раздел VI.   Медико-социальная работа с родительской обществен­ностью ДОУ

6.1. Санитарно-гигиеническое просвещение родителей

6.2. Преемственность в работе ДОУ и семьи

Раздел VII. Медико-педагогический контроль оздоровительной работы

7.1. Динамические наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием детей

7.2. Проведение медико-педагогических наблюдений

7.3.   Санитарно-гигиеническое состояние и содержание ДОУ

Раздел VIII.  Мониторинг образовательной области «Здоровье»

Программы и технологии физического развития

Современные здоровьесберегающие технологии

Понятийный словарь

Литература

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Материал по адаптации детей к дошкольному учреждению

ПРИЛОЖЕНИЕ  3. Критерии оценки уровней физического развития детей

ПРИЛОЖЕНИЕ  4. Двигательный режим

ПРИЛОЖЕНИЕ  5. Система закаливающих мероприятий

ПРИЛОЖЕНИЕ  6. Организация физкультурно-оздоровительной работы

ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Алгоритм планирования «Дня здоровья»

ПРИЛОЖЕНИЕ  8. Формы и методы оздоровления детей в ДОУ

ПРИЛОЖЕНИЕ  9. Дидактические игры по формированию здорового образа жизни

ПРИЛОЖЕНИЕ 10. Организация работы администрации и педагогов дошкольного учреждения

ПРИЛОЖЕНИЕ  11. Массаж рук, ушных раковин, головы, лица

ПРИЛОЖЕНИЕ  12. Оздоровительно-профилактическая работа в ДОУ

ПРИЛОЖЕНИЕ  13. Нестандартное оборудование по физическому развитию

ПРИЛОЖЕНИЕ  14. «Тропа здоровья» на участке дошкольного учреждения

ПРИЛОЖЕНИЕ  15. Консультации для родителей по половому воспитанию

ПРИЛОЖЕНИЕ  16.  Положение о смотре-конкурсе гендерных уголков среди возрастных групп дошкольного образовательного учреждения

ПРИЛОЖЕНИЕ  17. Планирование образовательной области «Здоровье»

ПРИЛОЖЕНИЕ  18. Совместная деятельность педагога с детьми (по возрастам). Беседы по ознакомлению детей со своим организмом (старшая и подготовительная к школе группа)

ПРИЛОЖЕНИЕ  19.  Специальный комплекс из 3 – 4-х упражнений для проведения физкультурных минуток

ПРИЛОЖЕНИЕ  20. Упражнения, рекомендуемые детям  с плоскостопием в виде  «домашних заданий»

ПРИЛОЖЕНИЕ  21.  Основные направления работы с семьей  по сохранению и укреплению здоровья ребенка

ПРИЛОЖЕНИЕ  22. План работы с родителями на год

ПРИЛОЖЕНИЕ  23.  Формы работы с родителями

ПРИЛОЖЕНИЕ  24. Блок контроля за организацией физкультурно-оздоровительной работы в  ДОУ

ПРИЛОЖЕНИЕ 25. Примерный план медико-педагогического контроля

ПРИЛОЖЕНИЕ  26. Показатели физической подготовленности

ПРИЛОЖЕНИЕ  27. Акт о состоянии санитарно-гигиенического благополучия дошкольного образовательного учреждения

ПРИЛОЖЕНИЕ  28.  Промежуточные результаты освоения ООПДО

Карты освоения программы

Таблица мониторинга образовательной   области «Здоровье»

Диагностические задания по образовательной области «Здоровье»

Мониторинг освоения детьми образовательной области «Здоровье»