Программа «Здоровье». Санитарно-гигиеническое просвещение родителей
05 Апр 2014, Автор: adminЗдоровье ребенка во многом зависит от обстановки, которая окружает его дома. Доброжелательные семейные отношения определяют эмоциональное состояние ребенка, его психическое и психологическое здоровье. Положительный результат оздоровительной работы возможен только при поддержке родителей.
Установлено, что образ жизни и медицинская активность семьи существенно влияют на устойчивость ребенка к различным заболеваниям.
Целенаправленная медико-социальная работа с семьями, дифференцированная, в зависимости от имеющихся факторов социального риска, позволит повысить эффективность профилактической работы в дошкольном учреждении по снижению заболеваемости и улучшению состояния здоровья детей.
Среди факторов, влияющих на здоровье детей, важную роль играет санитарно-гигиеническая грамотность их родителей, в повышении которой принимают участие работники дошкольного учреждения и врачи поликлиники. Гигиеническое воспитание, обучение и повышение гигиенической грамотности родителей строится на принципах:
— актуальности, что ориентирует на обеспечение родителей наиболее важной и своевременной гигиенической информацией, связанной со здоровьем ребенка, экологией, гигиенической культурой, социальными нормами и ценностями;
— научности. Гигиеническая информация должна соответствовать современному состоянию и последним достижениям медицины, быть научно обоснованной, объективной, достоверной;
— доступности, что предполагает оптимальный для усвоения объем информации и рациональность методики обучения. Гигиеническое воспитание и обучение родителей должно проводиться в виде лекций, индивидуальных и групповых бесед, в том числе на родительских собраниях, консультациях, «дней здоровья», экскурсий, телефона доверия и т.д. Доступность информации достигается наличием в медицинском кабинете научно-популярной литературы, памяток, рекомендаций для родителей;
— иллюстративности, предусматривающей сочетание изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, конкретизирующими ее применение на практике;
— активного обучения, способствующего устойчивому получению знаний родителями по формированию здорового образа жизни;
— последовательности, предусматривающей выделение основных этапов и их логическую преемственность в процессе организации работы;
— системности в осуществлении деятельности по гигиеническому воспитанию;
— стимулирования сознательности и активности, что выражается в повышении активности родителей в вопросах здоровья детей.
Значительное влияние на здоровье детей, их социально-психологическую адаптацию оказывают факторы социального риска, действующие на уровне семьи. К числу таких факторов следует отнести:
— социально-гигиенические (плохие материально-бытовые условия, низкий уровень общей и санитарной культуры, тяжелые или вредные условия труда родителей и т.д.);
— медико-демографические (многодетность, неполные семьи, возраст родителей до 20 лет и т.д.);
— социально-психологические (наличие вредных привычек, неблагополучный психологический климат и др.).
Гигиеническое воспитание и обучение родителей — важное условие сохранения и укрепления здоровья детей. При этом особое значение имеет постоянная связь родителей с дошкольным учреждением. Основными звеньями в этой работе являются:
— характер и объем медико-социальной помощи, направленный на устранение или снижение влияния факторов риска на здоровье ребенка;
— повышение уровня социально-правовой грамотности семей, целенаправленная санитарно-просветительная работа с учетом характера влияния факторов социального риска.
Виды работы с родителями:
— пропедевтическая (предварительный круг знаний);
— просветительская;
— интегративная (объединение разных областей);
— индивидуальная;
— перспективное планирование.
Основные направления работы с семьей, перспективное планирование работы с родителями (ПРИЛОЖЕНИЕ 21, 22, 23).
Продолжение следует…