Программа «Здоровье». Дети с ОВЗ
28 Фев 2014, Автор: adminК группе детей с ОВЗ относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения. Группа дошкольников с ОВЗ не однородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна.
В настоящее время выделяются следующие категории детей с нарушениями развития:
— дети с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие), первичное нарушение носит сенсорный характер — нарушено слуховое восприятие, вследствие поражения слухового анализатора;
— дети с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие), первичное нарушение носит сенсорный характер, страдает зрительное восприятие, вследствие органического поражения зрительного анализатора;
— дети с тяжелыми нарушениями речи, первичным дефектом является недоразвитие речи;
— дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, первичным нарушением являются двигательные расстройства, вследствие органического поражения двигательных центров коры головного мозга;
— дети с задержкой психического развития, их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций, вследствие слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС);
— дети с нарушениями интеллектуального развития, первичное нарушение-органическое поражение головного мозга, обуславливающее нарушения высших познавательных процессов;
— дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом (РДА) представляют собой разнородную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями;
— дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения (например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др.).
Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредствования, в частности — вербализации, искажению познания окружающего мира, бедности социального опыта, изменениям в становлении личности. Наличие первичного нарушения оказывает влияние на весь ход дальнейшего развития ребенка. Каждая категория детей с различными психическими, физическими нарушениями в развитии помимо общих закономерностей развития имеет специфические психолого-педагогические особенности, отличающие одну категорию детей от другой, которые необходимо учитывать при определении коррекционной работы в интеграционном образовательном пространстве.
Значительную по численности группу детей составляют дети с нерезко выраженными, трудновыявляемыми отклонениями в развитии двигательной, сенсорной или интеллектуальной сферы (В. И. Селиверстов, Б. П. Пузанов). Группа детей с минимальными либо парциальными нарушениями полиморфна (минимальные нарушения) и может быть представлена следующими вариантами:
— дети с минимальными нарушениями слуха;
— дети с минимальными нарушениями зрения, в том числе с косоглазием и амблиопией;
— дети с нарушениями речи (дислалия, стертая дизартрия, закрытая ринолалия, дисфония, заикание, полтерн, тахилалия, брадилалия, нарушения лексико-грамматического строя, нарушения фонематического восприятия);
— дети с легкой задержкой психического развития (конституциональной, соматогенной, психогенной);
— педагогически запущенные дети;
— дети – носители негативных психических состояний (утомляемость, психическая напряженность, тревожность, фрустрация, нарушения сна, аппетита), соматогенной или церебрально-органической природы без нарушений интеллектуального развития (часто болеющие, посттравматики, аллергики, с компенсированной и субкомпенсированной гидроцефалией, цереброэндокринными состояниями);
— дети с психопатоподобными формами поведения (по типу аффективной возбудимости, истероидности, психастении и др.);
— дети с нарушенными формами поведения органического генеза (гиперактивность, синдром дефицита внимания);
— дети с психогениями (неврозами);
— дети с начальным проявлением психических заболеваний (шизофрения, ранний детский аутизм, эпилепсия);
— дети с легкими проявлениями двигательной патологии церебрально-органической природы;
— дети, имеющие асинхронию созревания отдельных структур головного мозга или нарушения их функционального или органического генеза (в том числе по типу минимальной мозговой дисфункции).
В последнее время в дошкольные учреждения поступают дети после кохлеарной имплантации (медицинский прибор), которым также необходима специальная помощь в ходе педагогической работы.
Категорию детей с минимальными и парциальными нарушениями психического развития целесообразно рассматривать как самостоятельную категорию, занимающую промежуточное положение между «нормальным» и «нарушенным» развитием, и обозначить ее как «группу риска». Качественные своеобразия и глубина нарушений, имеющиеся у детей, таковы, что для них не требуется создавать специализированные учреждения, однако они нуждаются в организации своевременной коррекционной помощи с целью предотвращения дальнейшего усложнения данных проблем (И. Ю.Левченко, Н. А. Киселева).
В настоящее время контингент воспитанников массовых дошкольных учреждений составляют дети, как с нормальным ходом психического развития, так и с различными вариантами психического дизонтогенеза, поэтому необходимо переосмысление сложившейся практики обучения и воспитания дошкольников и определение наиболее оптимальных путей в осуществлении индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Продолжение следует…
Далее Психолого-медико-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья