Программа «Здоровье». Дети с ОВЗ

28 Фев 2014, Автор: admin

Программа "Здоровье"К группе детей с ОВЗ относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения. Группа дошкольников с ОВЗ не однородна, в нее входят дети с раз­ными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна.

В настоящее время выделяются следующие категории детей с наруше­ниями развития:

— дети с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие), первич­ное нарушение носит сенсорный характер — нарушено слуховое восприятие, вследствие поражения слухового анализатора;

— дети с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие), первичное нарушение носит сенсорный характер, страдает зрительное воспри­ятие, вследствие органического поражения зрительного анализатора;

— дети с тяжелыми нарушениями речи, первичным дефектом является недоразвитие речи;

— дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, первичным нарушением являются двигательные расстройства, вследствие органи­ческого поражения двигательных центров коры головного мозга;

— дети с задержкой психического развития, их характеризует замедлен­ный темп формирования высших психических функций, вследствие слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС);

— дети с нарушениями интеллектуального развития, первичное наруше­ние-органическое поражение головного мозга, обуславливающее нарушения высших познавательных процессов;

— дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом (РДА) представляют собой разнородную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и пси­холого-педагогическими особенностями;

— дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения (например, слабослы­шащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задерж­кой психического развития и др.).

Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуника­ции и средств общения, недостаточности словесного опосредствования, в частности — вербализации, искажению познания окружающего мира, бед­ности социального опыта, изменениям в становлении личности. Наличие первичного нарушения оказывает влияние на весь ход дальнейшего разви­тия ребенка. Каждая категория детей с различными психическими, физи­ческими нарушениями в развитии помимо общих закономерностей разви­тия имеет специфические психолого-педагогические особенности, отличающие одну категорию детей от другой, которые необходимо учиты­вать при определении коррекционной работы в интеграционном образова­тельном пространстве.

Значительную по численности группу детей составляют дети с нерезко выраженными, трудновыявляемыми отклонениями в разви­тии двигательной, сенсорной или интеллектуальной сферы (В. И. Селиверстов, Б. П. Пузанов). Группа детей с минимальными либо парциальными нарушени­ями полиморфна (минимальные нарушения) и может быть представлена следующими вариантами:

— дети с минимальными нарушениями слуха;

— дети с минимальными нарушениями зрения, в том числе с косоглази­ем и амблиопией;

— дети с нарушениями речи (дислалия, стертая дизартрия, закрытая ринолалия, дисфония, заикание, полтерн, тахилалия, брадилалия, на­рушения лексико-грамматического строя, нарушения фонематичес­кого восприятия);

— дети с легкой задержкой психического развития (конституциональ­ной, соматогенной, психогенной);

— педагогически запущенные дети;

— дети – носители негативных психических состояний (утомляемость, психическая напряженность, тревожность, фрустрация, нарушения сна, аппетита), соматогенной или церебрально-органической природы без нарушений интеллектуального развития (часто болеющие, пост­травматики, аллергики, с компенсированной и субкомпенсированной гидроцефалией, цереброэндокринными состояниями);

— дети с психопатоподобными формами поведения (по типу аффектив­ной возбудимости, истероидности, психастении и др.);

— дети с нарушенными формами поведения органического генеза (гипе­рактивность, синдром дефицита внимания);

— дети с психогениями (неврозами);

— дети с начальным проявлением психических заболеваний (шизофре­ния, ранний детский аутизм, эпилепсия);

— дети с легкими проявлениями двигательной патологии церебрально-органической природы;

— дети, имеющие асинхронию созревания отдельных структур головно­го мозга или нарушения их функционального или органического гене­за (в том числе по типу минимальной мозговой дисфункции).

В последнее время в дошкольные учреждения поступают дети после кохлеарной имплантации (медицинский прибор), которым также необходима специальная по­мощь в ходе педагогической работы.

Категорию детей с минимальными и парциальными нарушениями психи­ческого развития целесообразно рассматривать как самостоятельную катего­рию, занимающую промежуточное положение между «нормальным» и «нару­шенным» развитием, и обозначить ее как «группу риска». Качественные своеобразия и глубина нарушений, имеющиеся у детей, таковы, что для них не требуется создавать специализированные учреждения, однако они нуждаются в организации своевременной коррекционной помощи с целью предотвраще­ния дальнейшего усложнения данных проблем (И. Ю.Левченко, Н. А. Киселева).

В настоящее время контингент воспитанников массовых дошкольных учреждений составляют дети, как с нормальным ходом психического разви­тия, так и с различными вариантами психического дизонтогенеза, поэтому необходимо переосмысление сложившейся практики обучения и воспита­ния дошкольников и определение наиболее оптимальных путей в осущест­влении индивидуально ориентированной психолого-педагогической помо­щи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Продолжение следует…

Далее Психолого-медико-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья