Программа «Здоровье». Психолого-медико-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья
08 Мар 2014, Автор: adminДля успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогическому обследованию детей, позволяющему:
— своевременно выявить детей с ОВЗ;
— выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;
— определить оптимальный педагогический маршрут;
— обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОВЗ в дошкольном учреждении;
— спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
— оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
— определить условия воспитания и обучения ребенка;
— консультировать родителей ребенка.
Одним из основных принципов диагностики нарушенного развития является комплексный подход, который включает всестороннее обследование, оценку особенностей развития ребенка с ОВЗ всеми специалистами и охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции, волю, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, соматическое состояние, неврологический статус. Следовательно, изучение ребенка включает медицинское и психолого-педагогическое обследование.
Медицинское обследование начинается с изучения данных анамнеза. Анамнез собирается врачом и составляется на основании ознакомления с документацией ребенка и беседы с родителями (или лицами, их заменяющими).
Личный анамнез ребенка содержит следующие сведения: особенности беременности матери, длительность приема лекарственных препаратов и влияние вредных факторов на беременность, особенности родов, характер помощи во время родов, наличие у ребенка врожденных пороков развития, судорог и др., вес ребенка при рождении, время начала его кормления, срок пребывания в роддоме. Перечисляются перенесенные ребенком заболевания, особенности лечения, наличие осложнений. Указывается, где, как и кем воспитывался ребенок до момента поступления в дошкольное учреждение.
В семейном анамнезе анализируются данные о семье ребенка и наследственности; описывается состав семьи, возраст и образовательный уровень каждого ее члена, характерологические особенности родителей; фиксируются психические, неврологические, хронические соматические заболевания родственников, патологические особенности их физического облика. Описываются семейно-бытовые условия, в которых воспитывается ребенок, место и характер работы родителей; дается оценка взаимоотношениям в семье, отношения к ребенку; фиксируются случаи приверженности одного или обоих родителей к алкоголю или наркотикам.
Педагоги знакомятся с результатами медицинского обследования по документации: изучают историю развития ребенка, заключения специалистов. Это поможет им сориентироваться в имеющихся у ребенка проблемах и создать необходимые условия для его развития в дошкольном учреждении.
Психолого-педагогическое обследование является одним из компонентов комплексного подхода в изучении умственного развития детей с ОВЗ. Его результаты могут рассматриваться в совокупности с другими данными о ребенке.
Организация воспитания и обучения детей с ОВЗ ставит вопросы изучения и выявления особенностей познавательной деятельности, установления характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка и дает возможность прогнозировать его развитие.
Основной целью применения психологической диагностики является определение уровня умственного развития и состояния интеллекта детей с ОВЗ, поскольку эта категория дошкольников представляет исключительное разнообразие. Психологическое обследование проводит педагог-психолог. Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным и включать в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие). В качестве источников диагностического инструментария можно использовать научно-практические разработки С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, Е.А. Стребелевой, М.М. Семаго и др. Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребенком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей.
Выделяют следующие качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребенка:
— особенности контакта ребенка;
— эмоциональная реакция на ситуацию обследования;
— реакция на одобрение;
— реакция на неудачи;
— эмоциональное состояние во время выполнения заданий;
— эмоциональная подвижность;
— особенности общения;
— реакция на результат.
Качественные показатели, характеризующие деятельность ребенка:
— наличие и стойкость интереса к заданию;
— понимание инструкции;
— самостоятельность выполнения задания;
— характер деятельности (целенаправленность и активность);
— темп и динамика деятельности, особенности регуляции деятельности;
— работоспособность;
— организация помощи.
Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребенка:
— особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;
— особенности моторной функции.
В комплексной оценке психического развития и потенциальных возможностей детей является педагогическое наблюдение и изучение, которое предусматривает получение сведений о ребенке, раскрывающих динамику формирования интегративных качеств, которыми он должен обладать на определенном возрастном этапе; установление основных проблем в обучении; темпа усвоения материала; выявление особенностей образовательной деятельности дошкольников с ОВЗ. Интересующие сведения можно получить при использовании таких методов, как непосредственная беседа с ребенком и родителями, анализ работ дошкольника (рисунков, поделок и др.), педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение должно быть специально спланированным, точно ориентированным и систематическим. Оно позволяет оценить степень сформированности деятельности в целом – ее целенаправленность, организованность, произвольность, способность к планированию действий. Особенно важно наблюдение за познавательной активностью ребенка, в процессе которого отмечается мотивационный аспект деятельности, свидетельствующий о личностной зрелости дошкольника.
В ходе педагогического наблюдения ребенку предлагается:
— назвать свое полное имя, фамилию, возраст, домашний адрес;
— рассказать о семье, назвать имя и отчество мамы, папы; место работы родителей;
— назвать имена и отчества близких взрослых, имена сверстников;
— рассказать об основных правилах поведения на улице, в общественных местах; о любимом занятии дома и др.
Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ.
Основные направления и задача коррекционно-педагогической работы – создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Продолжение следует…
Далее Коррекционная работа образовательной области «Здоровье»