Программа «Здоровье». Укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем
17 Мар 2014, Автор: adminВ.Г. Алямовская считает, что главные «киты», на которых держится здоровье человека, это состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма.
Укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем особенно активно происходит в процессе систематических циклических упражнений: ходьбы на лыжах, плавания, продолжительного бега со средней и малой скоростью, упражнений ритмической гимнастики, подвижных игр и использования несложных спортивных тренажеров, пособий и нестандартного оборудования. Их применение способствует тренировке сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развитию общей выносливости и физических качеств, обучению двигательным умениям и навыкам и укреплению здоровья детей в целом. Развитие дыхательной системы напрямую связано с движениями. Именно в дошкольные годы физкультурная деятельность должна быть направлена на увеличение этих способностей.
Подвижные игры и упражнения на свежем воздухе прекрасно удовлетворяют естественную биологическую потребность детского организма в движении. Подвижные игры связаны с проявлением двигательных способностей: скоростно-силовых, координационных, выносливости, силы.
Ритмическая гимнастика развивает силу и гибкость, создает ощущение физического и психического расслабления, улучшает координацию движений, развивает чувство ритма, повышает физическую работоспособность.
С целью укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем в рамках физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении необходима организация работы по оказанию дополнительных образовательных услуг, направленных на повышение двигательной активности детей и их физическое самосовершенствование:
— дополнительная образовательная программа общей физической подготовки для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и сниженным темпом освоения двигательных навыков;
— дополнительная образовательная программа «спортивного танца» (ритмика) для девочек с высоким темпом развития координационных способностей.
Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей
Цель: Научить детей дышать через нос, подготовить их к выполнению более сложных дыхательных упражнений.
Задачи:
1. Повысить жизненный тонус и сопротивляемость, закаленность, устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы.
2. Развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки, улучшать кровообращение в легких.
При выполнении упражнений необходимо соблюдать следующие правила:
— дышать с удовольствием: положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект;
— концентрировать внимание на дыхательном упражнении – это увеличивает его положительное действие;
— дышать медленно для насыщения организма кислородом;
— дышать носом.
Критерием эффективности комплекса и его мероприятий является показатель качества оздоровления, определяющийся отношением числа часто болеющих детей, снятых с учета после выздоровления, к общему числу часто болеющих детей, прошедших курс оздоровления.
Точечный массаж с дыхательной гимнастикой
1-й комплекс
Слова | Движения |
Греем наши ручки | Соединить ладони и потереть ими до нагрева |
Проверяем носик | Нажимать указательным пальцем точку под носом |
Лепим ушки | Указательным и большим пальцем «лепим» ушки |
Правая ноздря, левая ноздря | Вдох через правую ноздрю, левая закрыта указательным пальцем, выдох через левую ноздрю, правая закрыта указательным пальцем |
Сдуваем листик | Дуем на ладонь, вдох через нос, выдох через рот |
2-й комплекс
Слова | Движения |
Греем наши ручки | Соединить ладони и потереть ими до нагрева |
Проверяем кончик носа | Слегка подергать кончик носа |
Сделаем носик тоненьким | Указательными пальцами массировать ноздри |
Примазываем ушки, чтоб не отклеились | Растирать за ушами сверху вниз указательными пальцами |
Как мычит теленок | Сделаем вдох и на выдохе произносить звук м-м-м, при этом постукивая пальцами по крыльям носа |
Сдуем снежинку с ладони | Вдох через нос, выдох через рот |
3-й комплекс
Слова | Движения |
Моем руки | Движения кистями, как при мытье рук |
Шагаем по пальчикам | Указательным и большим пальцами надавливаем на каждый ноготь другой руки |
Лебединая шея | Легко поглаживаем от грудного отдела до подбородка |
Крепко спим | Вдох через нос, задержка дыхания, выдох через рот |
Мы проснулись | Несколько раз зевнуть и потянуться |
Психогимнастика
Упражнение «Из семени — цветок»
Цель: помочь ребёнку быть внимательным к самому себе, своим чувствам; помочь снять эмоциональное и мышечное напряжение
Педагог предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко: сжаться в комочек, спрятать голову, закрыть ее руками | |
Я буду цветоводом. Цветовод очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит детей по голове), ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти. | Дети поднимаются |
У него раскрываются листочки | Дети свешивают руки с головы и тянут их вверх |
Растет стебелёк | Дети вытягиваются |
Появляются веточки с бутонами | Дети разводят руки в стороны, пальцы сжаты |
Наступает радостный момент, и бутоны лопаются… | Дети резко разжимают кулаки |
И росток превращается в прекрасный сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой, улыбается другим цветам. |
Рефлексия
Как ты чувствовал себя, когда был маленьким, сморщенным семечком?
Как ты чувствовал себя, когда стал сильным, красивым цветком?
Чем тебе больше понравилось быть: семечком или цветком?
Продолжение следует…
Далее Коррекционно-развивающая работа для детей с нарушениями речи