Программа «Здоровье». Укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем

17 Мар 2014, Автор: admin

Программа "Здоровье"В.Г. Алямовская считает, что главные «киты», на которых держится здоровье человека, это состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма.

Укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем особенно активно происходит в процессе систематических циклических упражнений: ходьбы на лыжах, плавания, продолжительного бега со средней и малой скоростью, упражнений ритмической гимнастики, подвижных игр и использования несложных спортивных тренажеров, пособий и нестандартного оборудования. Их применение способствует тренировке сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развитию общей выносливости и физических качеств, обучению двигательным умениям и навыкам и укреплению здоровья детей в целом. Развитие дыхательной системы напрямую связано с движениями. Именно в дошкольные годы физкультурная деятельность должна быть направлена на увеличение этих способностей.

Подвижные игры и упражнения на свежем воздухе прекрасно удовлетворяют естественную биологическую потребность детского организма в движении. Подвижные игры связаны с проявлением двигательных способностей: скоростно-силовых, координационных, выносливости, силы.

Ритмическая гимнастика развивает силу и гибкость, создает ощущение физического и психического расслабления, улучшает координацию движений, развивает чувство ритма, повышает физическую работоспособность.

С целью укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем в рамках физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении необходима организация работы по оказанию дополнительных образовательных услуг, направленных на повышение двигательной активности детей и их физическое самосовершенствование:

— дополнительная образовательная программа общей физической подготовки для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и сниженным темпом освоения двигательных навыков;

— дополнительная образовательная программа «спортивного танца» (ритмика) для девочек с высоким темпом развития координационных способностей.

Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей

Цель: Научить детей дышать через нос, подготовить их к выполнению более сложных дыхательных упражнений.

Задачи:

1. Повысить жизненный тонус и сопротивляемость, закаленность, устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы.

2. Развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки, улучшать кровообращение в легких.

При выполнении упражнений необходимо соблюдать следующие правила:

— дышать с удовольствием: положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект;

— концентрировать внимание на дыхательном упражнении – это увеличивает его положительное действие;

— дышать медленно для насыщения организма кислородом;

— дышать носом.

Критерием эффективности комплекса и его мероприятий явля­ется показатель качества оздоровления, определяющийся отноше­нием числа часто болеющих детей, снятых с учета после выздоров­ления, к общему числу часто болеющих детей, прошедших курс оздоровления.

Точечный массаж с дыхательной гимнастикой

1-й комплекс

Слова Движения
Греем наши ручки Соединить ладони и потереть ими до нагрева
Проверяем носик Нажимать указательным пальцем точку под носом
Лепим ушки Указательным и большим пальцем «лепим» ушки
Правая ноздря, левая ноздря Вдох через правую ноздрю, левая закрыта указательным пальцем, выдох через левую ноздрю, правая закрыта указательным пальцем
Сдуваем листик Дуем на ладонь, вдох через нос, выдох через рот

2-й комплекс

Слова Движения
Греем наши ручки Соединить ладони и потереть ими до нагрева
Проверяем кончик носа Слегка подергать кончик носа
Сделаем носик тоненьким Указательными пальцами массировать ноздри
Примазываем ушки, чтоб не отклеились Растирать за ушами сверху вниз указательными пальцами
Как мычит теленок Сделаем вдох и на выдохе произносить звук м-м-м, при этом постукивая пальцами по крыльям носа
Сдуем снежинку с ладони Вдох через нос, выдох через рот

3-й комплекс

Слова Движения
Моем руки Движения кистями, как при мытье рук
Шагаем по пальчикам Указательным и большим пальцами надавливаем на каждый ноготь другой руки
Лебединая шея Легко поглаживаем от грудного отдела до подбородка
Крепко спим Вдох через нос, задержка дыхания, выдох через рот
Мы проснулись Несколько раз зевнуть и потянуться

Психогимнастика

Упражнение «Из семени — цветок»

Цель: помочь ребёнку быть внимательным к самому себе, своим чувствам; помочь снять эмоциональное и мышечное напряжение

Педагог предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко: сжаться в комочек, спрятать голову, закрыть ее руками
Я буду цветоводом. Цветовод очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит детей по голове), ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти. Дети поднимаются
У него раскрываются листочки Дети свешивают руки с головы и тянут их вверх
Растет стебелёк Дети вытягиваются
Появляются веточки с бутонами Дети разводят руки в стороны, пальцы сжаты
Наступает радостный момент, и бутоны лопаются… Дети резко разжимают кулаки
И росток превращается в прекрасный сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой, улыбается другим цветам.

Рефлексия

Как ты чувствовал себя, когда был маленьким, сморщенным семечком?

Как ты чувствовал себя, когда стал сильным, красивым цветком?

Чем тебе больше понравилось быть: семечком или цветком?

Продолжение следует…

Далее Коррекционно-развивающая работа для детей с нарушениями  речи