Программа «Здоровье». Профилактика и коррекция нарушения осанки

11 Мар 2014, Автор: admin

Программа "Здоровье"Одна из важнейших причин нару­шения осанки — ограничение двига­тельной активности.

При случаях нарушений осанки у  детей используют активную и пассивную коррекции:

— активная коррекция включает упражнения для укреп­ления мышц спины, выработки правильной осанки, улучшения функции дыхания, что положительно сказывается на форме грудной клетки, для улучшения общего физического развития;

— к пассивной  коррекции  относится применение массажа, лечение положением,  ношение корсета.

Важнейшим средством профилактики нарушений осанки являются занятия физическими упражнениями. Упражнения бывают:

— статические – они проводятся в виде напряжения мышц удержании предметов, удержание собственного веса во время  висов, упоров на полу, у гимнастической стенки и т.д. Эти упражнения применяют для развития силы и выносливости. Упражнения на растягивание применяют в виде различных сгибаний в суставах. Упражнения на расслабление (релаксация). Их меняют для снятия утомления (во время проведения занятий);

— дыхательные могут быть статические и динами­ческие, эффективность дыхательных упражнений выше при их  сочетании  с общеразвивающими упражнениями;

— корригирующие применяются при исправлении (коррекции) осанки, правильная осанка обеспечивает наиболее полноценное в функциональном отношении взаиморасположение  и  функционирование внутренних органов и систем. Это могут быть гимнастические упражнения для мышц спины, брюшного пресса и плечевого пояса, выполняемых в различных исходных положениях с гимнастической палкой, мячами или без предметов. При дефор­мациях позвоночника применяют корригирующие упражнения в сочетании с массажем;

— прикладные — это естественные двигательные действия или их элементы (бег, ходьба, лазание, ползание, метания, упражнения в равновесии, прыжки и др.). Самое широкое примене­ние в практике работы с детьми имеют игры, так как, кроме воспитания ряда навыков они оказывают положитель­ное эмоциональное воздействие.

Используются  малоподвижные, подвижные и спортивные игры.

Упражнения для закрепления бытовых навыков применяются при закреплении движений, которые необходимы для бытовых двигатель­ных актов (завязывание шнурков, одевание и раздевание, умывание, чистка зубов, причесывание и др.). Такие упражнения относятся к дополнительным средствам лечебной физической культуры.

Широко применяется в сочетании с гимнастическими упражне­ниями массаж, используемый при необходимости снятия болевых ощущений в утомленных мышцах.

В комплексе с различными видами физических упражнений ис­пользуются прогулки, экскурсии и ближний туризм.

Ходьба как лечебное средство широко используется для укреп­ления двигательных функций. Ходьба и бег оказывают большое тренирующее воздействие на мышцы всего тела (особенно ног), спо­собствуют улучшению работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем. При ходьбе и беге чередуются движения разноименными руками и ногами. Делаются они свободно и естественно. При ходьбе туловище и голова держатся прямо, плечи разведены. Нога ставится на пятку, перекатом переходит на носок, а при толчке до отказа вы­прямляется. При движении вперед рука сгибается в локте и подни­мается выше пояса на ширину ладони (на расстоянии ширины ладо­ни от тела), при движении назад — выпрямляется и отводится назад до отказа. С возрастом длина шага увеличивается. У девочек длина шага несколько меньше, чем у мальчиков. Стопа при постановке на землю слегка разворачивается наружу (угол разворота ног 10е), рас­стояние между ногами равняется 2-3 см.

Бег, как и ходьба, это циклическое упражнение динамического характера. Цикл движений в беге состоит из двойного шага, который подразделяется на два периода одиночной опоры, и двух периодов «полета». Безопорная фаза обеспечивает расслабление мышц ног. В нервных центрах создаются благоприятные предпосылки для восстановления функционального потенциала нервных клеток: воз­буждение их сменяется торможением, обеспечивающим отдых.

Во время бега в работу вовлекаются почти все группы мышц. В зависимости от скорости и длительности бега степень изменения функций внутренних органов различна. Максимальная скорость бега зависит от частоты и силы пусковых импульсов, возбудимости и функциональной подвижности нервно-мышечного аппарата.

 

Профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний опорно-двигательного аппарата

Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития, физиологических изгибов позвоночника. Слабое физическое развитие ребенка ведет к нарушениям осанки, а нарушения осанки затрудняют работу внутренних органов, что приводит к дальнейшему ухудшению физического развития.      Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки и коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли повышенная утомляемость, головные боли и боли в мышцах туловища, для этого необходим:

— контроль подбора мебели, соответствующей длине тела воспитанников;

— контроль за позой  воспитанников во время НОД;

— проведение физкультминуток на занятиях;

— создание благоприятного двигательного режима для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия.

Проведение физкультминуток – это эффективный способ поддержания работоспособности воспитанников, поскольку во время физкультминуток обеспечивается отдых центральной нервной системы, а также скелетных мышц, испытывающих статическое напряжение из-за длительного сидения за столом. Для того  чтобы физкультминутка оказывала универсальный профилактический эффект, она должна включать упражнения для различных групп мышц и для улучшения мозгового кровообращения.

Для оздоровления воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата целесообразно создание в дошкольных учреждениях специальных групп с расширением элементов корригирующей гимнастики. НОД в этих группах, после предварительной подготовки, проводит воспитатель физической физкультуры.

Необходимо рекомендовать детям выполнение физических упражнений в виде «домашних заданий» с предварительным их разучиванием на НОД в дошкольном учреждении и последующей регулярной проверкой их выполнения.

Специальный комплекс упражнений для проведения физкультурных минуток (ПРИЛОЖЕНИЕ 19).

Продолжение следует…

Далее Профилактика и коррекция плоскостопия