Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста по ознакомлению с русской народной куклой. Раздел 3

12 Ноя 2013, Автор: admin

Дополнительная образовательная программа кружка русской народной куклы «Василинка» для детей старшего дошкольного возраста

План-конспекты образовательной деятельности

Модуль I. Русская народная кукла.

Занятие 1.  «Что мы знаем о куклах?»

Цель: Познакомить с историей русской народной куклы и её назначением.

Оборудование: Экспозиция русских народных кукол в музее «Зауральская светёлка». Магнитофон.

Предварительная работа: Экскурсия в городской краеведческий музей на выставку «Народная игрушка».

Музыкальный ряд:  Русская народная музыка.

Занятие 2.   «История тряпичной куклы»

Цель:  Познакомить детей с традиционной тряпичной куклой и материалами, из которых её изготовляют.

Оборудование:  Образцы тряпичных кукол. Магнитофон. Ножницы, иглы, шаблоны прямоугольной формы.

Материалы:  Лоскуты тканей, нитки, пряжа, тесьма, ленты.

Литературный ряд: Загадки:

А я тычу-потычу: носик стальной,

носик стальной, хвостик льняной.

Шила барыня-княгиня, весь мир нарядила.

Нарядила, обшила, сама нагая ходила.

Музыкальный ряд:  Русская народная музыка.

Модуль II. Обереговые куклы.

Занятие 1. «Кувадка»

Цель:  Знакомить детей с народными традициями. Дать понятие «оберега» и объяснить назначение обереговых кукол.

Оборудование: куклы «Кувадки», схема алгоритма работы (см. приложение 1), магнитофон.

Материалы:  Лоскуты ткани 6х6 см, 10х22 см, нитки-мулине.

Музыкальный ряд: Русская  народная музыка.

Занятие 2. «Куклы-пеленашки»

Цель: Продолжать знакомить с народными традициями. Развивать умение работать с тканью и нитками.

Оборудование: Образцы кукол Пеленашек, схема алгоритма работы (см. приложение 1).

Материалы: Полоса белой ткани 15х50см, лоскуты цветных тканей размером 10х10см и 20х20 см, нитки-мулине, ленточки шириной 0,5-1 см.

Литературный ряд: Колыбельная Е.С. Хабаровой «Как у бабушки Варвары»

Словарь: Свивальник, крещение, колыбель.

Занятие 3-4.  «Кукла-закрутка»

Цель:  На основе народной сказки познакомить детей с обереговыми свойствами куклы. Учить уважать традиции своего народа. Продолжать развивать навык работы с тканью, ручную умелость и умение пользоваться схемой.

Оборудование:  Куклы-закрутки, схема алгоритма работы (см. приложение 1).

Материалы:  Лоскуты ткани 20х20 см, лоскуты белой ткани 10х10 см, разноцветные лоскуты для одежды, тесьма, ленточки для украшения костюма куклы, нитки-мулине, шерст. или х/б пряжа.

Литературный ряд: Сказка Афанасьева «Василиса Прекрасная».

Занятие 5. «Ангел»

Цель: Продолжать развивать навыки работы с тканью, знакомить с её свойствами.

Оборудование: Образец куклы, схемы складывания ткани.

Материалы: Лоскуты белой ткани 20х20 см, лоскуты капрона 15х15 см, нитки белые.

Музыкальный ряд: Русская народная музыка.

Занятие 6-7. «Кубышка-травница»

Цель:  Продолжать знакомить с народными «оберегами». Познакомить детей с лекарственным травами, произрастающими в нашей области. Развивать навыки владения ножницами и иглой при создании куклы. Учить, создавая образ, наделять его характерными чертами и свойствами.

Оборудование:  Кукла «кубышка-травница», схема алгоритма работы (см. приложение 3).

Материалы:  Лоскут светлой ткани 20 х 20см. – 1 шт.  Лоскут светлой ткани в мелкий рисунок 10 х 10 см. – 2 шт.  Треугольный лоскут яркой однотонной ткани для косынки ½ 30 х 30см. – 1 шт. Полоска ткани красного цвета 20 х 1см. – 1 шт. Лоскут цветной ткани 40 х 40см. – 1 шт. Лоскут цветной ткани 5 х 5 см. – 2 шт. Шитье или кружево, или яркая полоска ткани 7 х 10см. для фартучка – 1 шт. Тесьма для пояса 25см. Красные нитки. Душистые лекарственные травы 3-5 наименований по 10 гр. каждой. Синтепон для наполнения куклы.

Музыкальный ряд:  Русская народная музыка.

Занятие 8. «Обережье» (итоговое игровое занятие)

Цель: Закрепить понимание свойств «оберега» и назначения  обереговых кукол, способствовать возникновению интереса к народным традициям.

Оборудование: Куклы, изготовленные детьми на предыдущих занятиях.

Музыкальный ряд:  Русская народная музыка.

Модуль III. Обрядовые куклы.

Занятие 1-2.  «Зернушка (крупеничка)»

Цель:  Познакомить с одним из обрядовых праздников, используя сказку и куклу Зернушку. Воспитывать уважение к традициям и понимание народных обычаев. Развивать навык работы с иглой и тканью. Способствовать активизации речевых центров  мозга через тактильное воздействие на кончики пальцев.

Оборудование:  Кукла Зернушка. Иллюстрации к сказке «Крупеничка», схема алгоритма работы (см. приложение 2).

 Материалы: Лен – 12х16 см, ситец – 15х15 см, нитки-мулине, нитки х/б, нитки шерстяные, крупа (перловая, гречишная), горох. Лоскуты цветного ситца, тесьма, ленты.

Литературный ряд:  Русская народная сказка «Крупеничка».

Занятие 3-4.  «Отдарок-на-подарок»

Цель:  Знакомство с жизненным обычаем на Руси посредством куклы. Учить самостоятельно создавать придуманный образ, наделяя его смысловым значением.

Оборудование:  Образцы кукол. Схемы алгоритма работы. Магнитофон.

Музыкальный ряд:  Русская народная музыка.

Занятие 5-6.  «Неразлучники»

Цель:  Познакомить ещё с одним народным обрядом – свадьбой. Дать понятие куклы, как носителя определённой культурной информации. Продолжать развивать и совершенствовать навык работы с тканью. Развивать художественное творчество при создании костюма.

Оборудование:  Куклы «Неразлучники», схема алгоритма работы (см. приложение 2).

Материалы:  Лоскуты однотонной ткани 10х12см 1 шт., 10х22 см 2 шт., цветные лоскутки, кусочки тесьмы, лент, бусинки, бисер, нитки-мулине, шерстяная пряжа.

Музыкальный ряд: Русская народная музыка.

Занятие 7-8.  «Кукла-десятиручка»

Цель:  Учить понимать логические связи между куклой и традицией. Развивать конструктивные умения и творческое воображение.

Оборудование: Ножницы, иглы, схема изготовления куклы Кувадки.

Материалы: Прутики (можно соломки для коктейля) по 8см 5 шт., шерстяная пряжа, нитки-мулине, лоскут ткани 24х12 см, бусинки.

Музыкальный ряд: Русская народная музыка.

Занятие 9.  «Рукодельницы» (итоговое практическое занятие)

Цель: Совершенствовать ручную умелость при работе с тканью в процессе создания творческого образа. Развивать логическое мышление, закреплять знание обычаев своего народа.

Оборудование: Все схемы-алгоритмы  с предыдущих занятий, ножницы, иглы.

Материалы: Лоскуты тканей разного размера и цвета, нитки, пряжа, тесьма, ленты, вата, синтепон, сухие лекарственные травы, бусинки, бисер. Листы бумаги, карандаши.

Музыкальный ряд: Русская народная музыка.

Модуль IV. Игровые куклы.

Занятие 1-2.   «Кукла-кормилка»

Цель:  Дать понятие куклы, как  древнейшей игрушки. Познакомить с самой древней игровой куклой – вепсской куклой.

Оборудование: Образец куклы-кормилки. Схема алгоритма работы (см. приложение 2).

Материалы:  Лоскуты ткани 20х20 см: 1-белый, 4-цветных. Вата. Нитки.

Музыкальный ряд: Русская народная музыка.

Занятие 3-4.   «Кукла-капустка»

Цель:  Совершенствовать конструктивные умения при работе с тканью. Развивать художественный вкус при подборе материалов.

Оборудование:  Кукла-капустка, схема алгоритма работы (см. приложение 3).

Материалы:  Прямоугольный лоскут ткани 15х30 см, белый лоскут 20х20 см, вата, нитки-мулине, цветные лоскутики ситца и льна, тесьма.

Музыкальный ряд: Русские народные песни.

Занятие 5-6.  «Зольная кукла»

Цель: Продолжать знакомить детей с подручными материалами, из которых делали кукол наши бабушки. Воспитывать уважение к культурному наследию своего народа. Развивать конструктивные навыки.

Оборудование: Образец зольной куклы, схема алгоритма работы (см. приложение 3).

Материалы: Два лоскута ткани 20х20 см, песок (вместо золы), цветной лоскут 20х15 см, нитки, ленточки.

Музыкальный ряд: Русская народная музыка.

Занятие 7.  Мастер-класс от «Василинок»

Цель: Выявить уровень умений, знаний и навыков детей по разделам курса. Способствовать совместному творчеству детей и родителей.

Оборудование:  Схемы-алгоритмы изготовления тряпичных кукол. Ножницы, иглы.

Материалы:  Лоскуты ткани (лён, ситец), синтепон, сухие лекарственные травы, песок, крупа (перловая, гречневая), нитки, пряжа, тесьма, ленточки, бусинки.

Музыкальный ряд: Русская народная музыка.

Примечание: Самостоятельная творческая деятельность детей сопровождается русской народной музыкой