Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста по ознакомлению с русской народной куклой. Пояснительная записка

08 Ноя 2013, Автор: admin

Дополнительная образовательная программа кружка русской народной куклы «Василинка» для детей старшего дошкольного возраста

1.1. Направленность

Данная программа не является компонентом базовой программы ДОУ, а является вариативным звеном учебного плана, обеспечивающим индивидуальный характер развития воспитанников.

1.2.   Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.

Особенностью данного курса является выделение на некоторых занятиях специального времени, направленного на реализацию национально-регионального компонента. Конспекты занятий содержат познавательную информацию, как для детей, так и для педагога, а так же описание практической деятельности по созданию тряпичной народной куклы.

Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Игрушка – культурное орудие, посредством которого в «свёрнутой форме» передаётся состояние современной культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. Игрушки – носитель сакральных ценностей, родовой информации. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была КУКЛА.

Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

1.3. Цель и задачи программы

Цель программы – Развитие интегративных качеств личности дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла.

Задачи:

Обучающая: изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы, научить работать с тканью при создании выразительных образов.

Развивающая: способствовать развитию ручной умелости, конструктивных умений, творчества и способности к преобразованию материалов.

Воспитательная: на народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.

1.4. Возраст детей

Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста

 1.5. Сроки реализации Программы

 Программа реализуется в процессе непосредственно образовательной деятельности, которая организуется 1 раз в неделю, во второй половине дня, продолжительность составляет не более 30 мин.

1.6. Формы и режим занятий

Принципиально верным в организации занятий является единство познания и сопереживания, активизации всех психических процессов, обеспечивающих успешное осуществление детской творческой деятельности.

Курс содержит 26 занятий. Занятия кружка проводятся один раз в неделю во второй половине дня длительностью от 30 до 40 минут. Их продолжительность зависит от содержания и детской увлечённости. Условием успешной организации занятий является их оптимальный темп, обеспеченный рациональной сменой активных и пассивных форм познания, динамичности и статичности в двигательном режиме занятия.

1.7. Ожидаемые результаты

Требования к уровню  подготовки воспитанников

Требования к умениям и знаниям, приобретённым в результате посещения кружка русской народной куклы «Василинка»:

табл

Способы проверки достижения требований к знаниям, умениям и навыкам воспитанников

проверка

1.8. Формы подведения итогов

Выставка работ детей