Особенности становления экологической культуры детей среднего школьного возраста
19 Окт 2013, Автор: adminЧеловек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Тот или иной уровень становления экологической культуры – есть результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии, именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни.
В детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
Все образовательные учреждения являются цепочкой звеньев системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встала задача формирования у детей основ экологической культуры.
Наряду с термином «экологическое образование» в литературе активно употребляется термин «экологическая культура». В одних случаях он употребляется как синоним первого выражения, в других формирование экологической культуры рассматривается как конечная цель экологического образования. Мне кажется очень удачным и понятным определение В.А. Ясвина: «Экологическая культура – это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности». Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не применять их в своей повседневной жизни.
Ведущими понятиями в теории и методике экологического образования детей являются: экологическое образование, экологический процесс, экологическое воспитание, экологическое обучение, экологическое развитие личности.
В широком смысле экологическое образование рассматривается как процесс или результат освоения определенного уровня экологической культуры и связанный с ней уровень индивидуального развития.
Специально организованное взаимодействие педагога и ребенка в целях освоения опыта экологических отношений с окружающим миром – экологический педагогический процесс, который условно делится на два взаимосвязанных процесса: экологическое воспитание и обучение. Обучение отличается от воспитания степенью организованности, оно определено более жесткими рамками: реализация государственного образовательного стандарта программное содержание, регламентированных форм обучения.
Экологическое развитие личности тесно связанно с процессом становления у ребенка экологической культуры. Б.Т. Лихачев рассматривал экологическую культуру личности в качестве системообразующего фактора, способствующего формированию подлинной интеллигентности и цивилизованности.
Экологическая культура органично связанна с личностью в целом, выступает одним из целостных свойств личности, которое обусловливает направленность ее жизнедеятельности, накладывает свой отпечаток на мировоззрение, она возникает как новое психическое образование.
Экологическая культура обеспечивает научно-технический прогресс и экологическое образование, утверждение в сознании и деятельности людей принципов природопользования, формирование навыков и умений решать те или иные хозяйственно – экологические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья человека.
Экологическая культура проявляется в ответственном отношении к природе, к объекту и предмету труда, естественной жизнедеятельности человека.
Так Л.П. Печко считает, что становление экологической культуры включает:
— культуру познавательной деятельности по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в том числе эстетических, переживаний. Успешность этой деятельности обусловлена развитием нравственных черт личности по отношению к природной среде на основе формирования умений принимать альтернативные решения;
— культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитывается экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования;
— культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умения оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы.
Следующие компоненты экологической культуры выделяет Л.Д. Бобылева:
-интерес к природе;
-знания о ней и ее охране;
-эстетические и нравственные чувства ко всему живому;
-позитивная деятельность в природе;
-мотивы, определяющие поступки детей относительно окружающего мира.
Если сущность культуры, в широком смысле слова, всегда составляло отличие социального от природного, то сущностью экологической культуры является, наоборот, совмещение социального с природным, их единство.
Экологическим образованием школьников называется непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, системе ценностных ориентаций.
Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач:
— формирование системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка- школьника (прежде всего как средство становления осознанно – правильного отношения к природе);
— развитие познавательного интереса к природе;
— формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения;
— воспитание гуманного, эмоционально положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
— формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
— формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
— освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
— формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а так же навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
— формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
В состав экологической культуры входят: культура познавательной деятельности по освоению опыта человечества в отношении к природе, успех которой, связан с развитием нравственных черт; культура труда, формирующаяся в процессе трудовой деятельности, и культура духовного общения с природой, т.е. культура, развивающая эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы. Л.Д. Бобылева понятие «экологическая культура» связывает с развитием природы самого ребенка, его способностей, физических и интеллектуальных сил, воспитанием трудолюбия, бережного отношения к природе.
В период детства и в школьном возрасте в процессе целенаправленного педагогического воздействия возможно обеспечить становление экологической культуры у детей как осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
Ташенова М.У., воспитатель МКОУ «Чебеньковского детского дома Оренбургского района»