Некоторые особенности экологического развития дошкольников

25 Сен 2013, Автор: admin

Е.В. Михеева
Оренбургский государственный педагогический университет

Опубликовано: Педагогические инновации в дошкольном и начальном образовании: сб. ст. регион. науч.-практ. конф. (Тобольск, 25-26 апреля 2008г.).  – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2008. – С.183-185.

Как известно, экологическое развитие – это способ обращения к чему-то фундаментальному в человеческом состоянии, которое не обязательно испытать через физические чувства или выразить словами [1, 86]. Оно имеет отношение к природе, а также к другим людям, Богу.

Об экологическом развитии дошкольников свидетельствуют: непрагматичность в отношении с природой; иррадиация и интеллектуализация эмоций под воздействием экологических факторов; постоянное сопоставление своего поведения с символическим экологическим идеалом, стремление ему соответствовать; ориентированность на экологические культурные и духовные ценности; наличие своей экологической культурной среды [2, 202].

На каждом этапе экологического развития у ребенка формируются личностные новообразования, выступающие как «эколого-ценностная вертикаль», утверждающая приоритет ценностей – Жизни, Природы, Человека – то, что обеспечивает готовность к жизни во Вселенной, к жизни в гармонии с Природой, к жизни в социуме, в согласии со своим внутренним миром.

Анализ литературы по проблеме экологического развития дошкольников выявил различные системы работы над этой проблемой:

1.Воспитание экологической культуры личности в процессе познавательной деятельности (М.И. Васильева, Н.Г. Лаврентьева и др.).

2.Формирование ценностного отношения детей к природе (Д.А. Адам, Л.Л. Кшнясева и др.).

3.Становление экологического мышления и сознания (Л.М. Макарова, Г.И. Островская, И.С. Телегина и др.).

4.Экологизация педагогического процесса (В.Н. Димова, Р.Н. Колчанова и др.) и педагогическое сопровождение.

5.Соотносимость проблем экологии и фольклора в решении вопросов экологического образования (М.К. Батороева, Е.П. Маточкин и др.).

Все выделенные подходы содержат в себе возможности различного характера для трансформации начальных природоведческих представлений в систему экологических знаний и являются основой экологического развития личности.

По нашему мнению, особенности экологического развития зависят от процесса инкультурации, который начинается с рождения ребенка и осуществляется на протяжении всей жизни, охватывая как детство, так и зрелость. Для описания процесса инкультурации детей используются механизмы: культурная трансмиссия и аккультурация (ассимиляция) [3, 17-22]. Первый представляет собой механизм, с помощью которого та или иная этническая группа «передает себя по наследству» своим новым членам, прежде всего детям. Индивидуальное развитие ребенка осуществляется не в социальном вакууме, а в многоплановом общении с миром взрослых, в освоении культурного опыта взрослых. Второй механизм подчеркивает сложный процесс влияния на ребенка разных культур. Он показывает как один народ полностью или частично перенимает культуру других народов.

Действие механизма, запускающего процессы экологического развития личности ребенка, обеспечивается за счет учета природной предрасположенности  и становления экологической субкультуры ребенка.

Экологическая культура и субкультура подразумевают:

— наличие у ребенка «природных программ, обеспечивающих многообразие восприятия, понимания, чувствования, мышления»;

— среду, в которой воспитывался ребенок с первых лет жизни;

— наличие различных природных условий, предполагающих различную возможность детей присваивать экологический опыт;

— наличие различных сценариев педагогического сопровождения;

— активную поддержку взрослыми потребностей, желаний, мотивов поведения в природе, чувств, эмоционально положительного, гуманного отношения к природе, навыков экологически правильного поведения.

Экологическая субкультура выступает источником экологического развития, так как в ней заложены ситуации развития, в которых воссоздается экологический опыт популяции детства и осуществляется стимуляция экологически целесообразных мотивов поведения в природе, экологических интересов, чувств ребенка, экологически грамотного поведения [2, 207].

В этой связи нами было выделено адекватное возрастным возможностям детей средство экологического образования в виде так называемой экологической субкультуры – взаимосвязи «природных программ», биологической индивидуальности и социальной значимости.

Кроме этого, нами было выявлено, что основу ее становления должны составить ситуации развития, проживание которых ведет к возникновению индивидуального экологического опыта, экологических смыслов и происходит оно под непосредственным влиянием практических действий, осуществляемых детьми самостоятельно в условиях естественной природной среды и игровой и языковой сферы сверстников, а также при соответствующем педагогическом сопровождении.

Дошкольное образование выделяет педагогические условия для становления экологической субкультуры детей старшего дошкольного возраста:

1.Формирование представлений у детей о культурно-исторических взаимообусловленных жизненных связях природного мира и мира людей.

2.Обучение ребенка воспринимать природу как самоценный субъект и как природно-культурную среду его жизнедеятельности и осваивать культуросообразные способы ее познания и преобразования.

3.Приобщение к нравственным и эстетическим ценностям природы через знаково-символическую систему культуры, определяющим характеристики детства и детскости ребенка.

4.Воспитание охранительно-бережного отношения к природе как среды жизни ребенка.

5.Развитие у ребенка способности чувствовать и осознавать себя частью природы, выражать свою собственную субкультуру в ней и определять гуманно-гармоничную позицию в природной среде.

Библиографический список

1.Борейко, В.Е. Популярный словарь по экологической этике и гуманитарной экологии. — Киев: Киевский культурно-экологический центр, 2003. — 96с.
2.Зебзеева, В.А. Становление экологической субкультуры детства в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения /В.А. Зебзеева //Современные факторы повышения качества профессионального образования: материалы XXVIII преподавательской научно-практической конференции. Т.8. — Оренбург: Издательство ОГПУ, 2007. — 368с.
3.Копейкина, Е.Ю. Субкультура детства: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. культурологии: (24.00.01) / Копейкина Елена Юрьевна. — Нижний Новгород, 2000. — 31с.