Национальная культура как средство экологического воспитания дошкольников

20 Фев 2012, Автор: admin

Е.В. Михеева
Оренбургский государственный педагогический университет

Опубликовано: Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития – 2007: тез. докл. междунар. науч.-практ. конф. – Одесса: Черноморье, 2007.- С.3-7.

Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников обусловлена тем, что на современном этапе развития общества перед мыслящей Россией остро встала проблема экологической культуры народа, его духовных богатств, вопрос об общественной значимости экологоориентированного поведения людей.

В деле гуманизации и демократизации образования обращение к народной культуре – это возможность «формировать общекультурный интеллект личности», приблизить ее к природе как «началу душеобразования человека с обретением глубоко человеческой одухотворяющей все живое позиции, сблизить культуры» и обрести «планетарное сознание, милосердие, терпимость, уважение к человеку» [9, 6].

Возраст до 9 лет – это сензитивный период для формирования сенсорной, эмоциональной и нравственной сфер. Поэтому именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений об экологической культуре своего народа, его природоохранных традициях и обычаях.

В науке накоплен достаточный опыт использования произведений устного народного творчества и народного искусства в воспитании детей. Вопросам детского фольклора, как одной из производных национальной культуры уделяли внимание такие ученые как О. И. Капица, Г. С. Виноградов, К. И. Чуковский, В. П. Аникин.

К детскому фольклору как средству языковой характеристики народа обращались В. И. Даль, Д. К. Зеленин, П. Тиханов, А. Молотилов и другие знатоки языка.

Составной частью национальной культуры является и народное искусство. Его изучению посвящены работы А. В. Бакушинского, В. С. Воронова. Значительный вклад внесли А. Б. Салтыкова, В. М. Василенко, И. Я. Богуславская, М. А. Некрасова.

Педагоги прошлого за рубежом (Я. А. Коменский, И. Т. Пестолоцци, Ж. Ж. Руссо, А. Дистерверг) и в России (Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский) считали совершенной саморазвивающуюся природу ребенка, а в природной среде видели идеальные условия для проявления человеческой натуры и формирования личности.

Не случайно экологическое образование мы связываем именно с приобщением детей к русской культуре, так как вся многогранная народная  культура теснейшим образом  «переплетена» с природой.

Большинство исследователей сходятся на том, что «экологическая культура» – это часть общечеловеческой культурной традиции, она тесно взаимосвязана с развитием цивилизации и человеческого общества (А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Б. Т. Лихачев, А. П. Печко и др.)

Также исследователи едины в том, что необходимо формировать экологическое сознание личности, так как экологический кризис во многом носит мировоззренческий характер, и «спасти нашу планету может только личность, обладающая экоцентрическим сознанием и владеющая народными природоохранными традициями» [5, 41].

Основная причина недостаточного внимания к приобщению детей к русской национальной культуре заключается в следующем: дошкольное образование обратилось к фольклорному наследию народа сравнительно недавно. До 80-х годов XIXв. велась довольно интенсивно собирательская работа, но теоретическое осмысление народного творчества началось значительно позже. Вплоть до советского времени никто из исследователей даже не пытался осмыслить предмет во всем объеме [2, 32].

Однако вопрос экологического воспитания дошкольников в процессе  приобщения к национальной культуре не стал до сих пор предметом комплексного исследования в современных социально-экономических и политических условиях.

Стержневым понятием данной темы является «национальная культура».
Прежде всего, следует выделить понятие культура – это совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении [6, 268].

Культура национальная – это принадлежащие, свойственные какой-либо нации, выражающие ее характер народное искусство и традиции, праздники, музыка, произведения устного народного творчества [6, 269].
Немаловажное значение для нас имеют и понятия, связанные с  экологической культурой, а именно:

1. Культура традиционная экологическая – сформированная этнической группой и передающаяся из поколения в поколение система знаний, стереотипов мышления, чувств, практической деятельности и ее составляющих, этических, эстетических и религиозных представлений, которые связаны со взаимоотношениями человека и природы [6, 269].

2. Культура духовная экологическая – совокупность разносторонних представлений в этической, эстетической, религиозной, педагогической, технологической сферах о принципах взаимоотношений человека и среды и способах передачи этих принципов другим поколениям [6, 268].

Задачей нашего исследования явилось изучение и обобщение культурно-исторических традиций русского народа и выявление на этой основе их широкой воспитательной и образовательной ценности.

Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что общественная ценность русской национальной культуры состоит в ее познавательном, идейно-воспитательном и эстетическом значениях, которые неразрывно связаны между собой: обычно, чем ярче и полнее проявляется одно из них, тем ярче и полнее проявляются и другие.

На этапе констатирующего эксперимента нами была проведена диагностика сформированности знаний детей старшего возраста о русской национальной культуре общения с природой.

Нами были составлены индивидуальные детские характеристики, в которых мы стремились отразить типичные проявления детей, отражающие их теоретические знания и практические умения.

Во время констатирующего эксперимента мы пользовались диагностическими методиками И.В. Цветковой, представленными в книге «Экология для начальной школы. Игры и проекты» (Ярославль: «Академия развития», 1997), адаптированными для диагностики детей старшей группы. Также мы пользовались диагностическими методиками О. Соломенниковой “Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством”, диагностическими картами по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой русского народа из программы “Весточка” Т. Ревенок, рекомендациями к проверке результатов работы по книге “Родной край” Р. И. Жуковской.

Результаты показали недостаточно высокий уровень сформированности знаний детей старшего возраста о русской национальной культуре: так всего 16% детей были отнесены к высокому уровню. К среднему и низкому уровню соответственно 27% и 57%. Оказалось, что большинство детей группы плохо ориентируются в приметах, не умеют соотносить их с явлениями природы,  недостаточно эмоционально откликаются на образы природы, воспетые в устном народном творчестве, проявление гуманного отношения ситуативно, внимание ребенка к природе связано с яркими, привлекательными событиями; дети не знают связи народных праздников с природными явлениями.

Недостаточно высокий уровень сформированности знаний детей старшего возраста о природе в русской национальной культуре побудил нас начать активную работу в этом направлении. Нами был создан перспективный план работы в содержание которого вошли занятия по экологии, музыке и эколого-ориентированном музыкальном движении, изодеятельности, физической культуре, ознакомлению с художественной литературой, туристические походы, праздники и развлечения экологического содержания, подвижные игры, а также сюжетно-ролевые игры экологического содержания, трудовые поручения, деятельность детей на прогулке и индивидуальная работа с детьми. Также был составлен перспективный план работы с родителями, который включил в себя родительские собрания, семинары-практикумы, заседания круглого стола, дни открытых дверей и т. д.

При реализации перспективного плана работы с детьми нами проверялась эффективность условий:

1. Организация особой среды, когда в предметное окружение ребенка попадают лучшие образцы национальной культуры. Основная задача – не создание музейной атмосферы, а возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания.

2. Экологизация педагогической среды позволила детям наслаждаться красотой растений, наблюдать за поведением животных. За их видоизменениями, участвовать в уходе за всем, что живет и растет на территории ДОУ.

3. Использование элементов русской национальной культуры на занятиях является необходимым условием и очень эффективным средством, способствующим и усвоению нового материала, и воспитанию чувств детей. При этом все занятия были связаны одной темой и на них использовались в различных сочетаниях художественная литература, произведения изобразительного искусства, музыки, подвижные и хороводные народные игры, жизненный опыт детей.

4. Воспитатель – носитель национальной экологической культуры. Культура нашего отечества сегодня во многом зависит от воспитателя, от того, сможет ли он ввести маленьких граждан России в мир национальной культуры. Наши современные дети должны наследовать духовный опыт поколений, нравственную силу и красоту традиционной экологической культуры и искусства, почувствовать свою связь с природой и народом.

5. Деятельность как условие приобщения к природе даёт ребёнку возможность выражать своё отношение к усвоенному, приобретать практические навыки взаимодействия с окружающим миром. Так как каждый вид деятельности активизирует разные стороны личности, то воспитывающий    эффект     достигается      при      использовании    в   педагогическом процессе комплекса деятельностей, логично связанных друг с другом.

6. Праздники и развлечения экологического содержания не просто вносят радость в жизнь детей. Они задают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к духовной и культурно-исторической традиции нашего народа.

7. Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где воспитатели и родители действуют согласованно.

Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сделать вывод, что проведённая работа была успешной и дала положительные результаты:

— сформированы начала экологической культуры у детей;

— сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

— познавательное отношение к природе более устойчиво, дети стали эмоционально отзывчивы на красоту природы, бережно, заботливо, гуманно относятся к природе, нетерпимо относятся к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой;

— у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности, а также использовать в активной речи произведения малых фольклорных жанров русской национальной культуры;

— развиты умственные способности детей, которые проявились в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Список используемой литературы

1.Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество. / Под редакцией Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской. – Москва: Владос. – 2000.
2.Зверева Р. П. Дети и народная культура. // Дети и народная культура. 4-е Виноградовские чтения 15-20 мая 1990г.: Тезисный доклад. – Новосибирск, 1990.
3.Князева О. Л., Моханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие. – Санкт – Петербург: Детство – пресс. – 1998.
4.Народное искусство в воспитании детей. / Под редакцией Т. С. Комаровой. – Москва: Просвещение. – 1997.
5.Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. – Москва: Академия. – 2002.
6.Ожегов С. И. Словарь русского языка. – Екатеринбург: Урал — Советы. -1994.
7.Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. /Собр. М. Забылиным. – Москва: Просвещение. – 1982.
8.Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Сборник научных трудов. – Москва, 1990.
9.Юдин А. В. Русская традиционная народная духовность. // Программа «Обновление гуманитарного образования в России». – Москва, 1994.