Воспитательная деятельность педагога как фактор становления экологической субкультуры детей (программа спецкурса)

26 Сен 2013, Автор: admin

Е.В. Михеева
Оренбургский государственный педагогический университет

Опубликовано: Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы IX всерос. науч.-практ. конф. – М., Челябинск: «Образование», 2008. – Ч. 4. – С.123-129.

Пояснительная записка
Проблема осмысления педагогами становления экологической субкультуры детей актуальна в связи с тем, что процесс экологизации воспитания и развития ребенка предполагает существенные изменения в сфере внутренней мотивации профессиональной педагогической деятельности, что в свою очередь отражает перемены в педагогическом сознании и в воспитательной деятельности педагога. Вопросы становления и укрепления экологической субкультуры воспитателей детских садов, роль которых в названном направлении воспитания детей дошкольного возраста представляется весьма важной, до настоящего времени практически не освещались. Дошкольное образование в целом переживает сейчас сложный период перехода на новые образовательные стандарты. Опыт показывает, что процесс формирования нового педагогического сознания сложен и противоречив. Особенно это касается вопросов экологии, так как в сознании современного педагога все еще сильны закрепившиеся когда-то стереотипы антропоцентрического отношения человека к природе.

Экоцентрическое сознание рождается в результате усвоения новых знаний в сфере экологии и психологии Детства, знакомства с историческими и современными образцами эколого-ориентированной педагогической деятельности – отечественными и зарубежными, в процессе творческих поисков и размышлений, проб и ошибок каждого слушателя. Особая сложность заключается в том, что новое сознание – это не только освоение идей экоцентризма, но и осознанная экологизация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Становление экологической субкультуры детей предполагает изменение отношения педагога к феноменам «детство» и «детская субкультура», постижения им нового социокультурного понятия «экологическая субкультура детей». Становление экологической субкультуры детей рассматривается нами как новая идеология экологического воспитания, главными ценностями которого является личность ребенка и процесс его экологического развития, а «антропологическими константами» – признание самоценности детства, прав ребенка и его свободы в воспитательном процессе».

Воспитательная деятельность педагога понимается при этом как личностно ориентированное взаимодействие педагога и ребенка, целью которого является обеспечение условий для экологического развития ребенка, его личностного роста.

Педагогическое сопровождение становления экологической субкультуры детей предполагает освоение педагогами новой концепции воспитательной деятельности, в которой определено, что основными ценностями педагога является ребенок, его интересы, свобода, Детство как особая пора человеческой жизни; что в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения становление экологической субкультуры происходит в результате воздействия на личность ребенка комплекса положительных и отрицательных релизеров; совокупности экологических событий и экологических фактов, ярких впечатлений, оказывающих лабилизирующее влияние на отношение детей к природе и обеспечивающих формирование как положительного, так и отрицательного экологического опыта, а также системы активных методов и приемов экологического образования, способствующих «вживлению» ребенка в природу, накоплению положительного и отрицательного чувственного опыта, методов пробуждения экологического мышления (сознания) ребенка, ситуаций развития, активного использования педагогического потенциала личности педагога и потенциала эколого-гуманистической среды.

Большую трудность для педагогов-практиков представляет освоение логики становления экологической субкультуры детей; создание ситуаций развития, проживание которых ведет к возникновению у детей индивидуального экологического опыта, экологических смыслов. Педагоги испытывают затруднения в коррекции процесса экологического развития личности ребенка, при выявлении этапа, на котором не произошло присвоения личностью экологической субкультуры детства, и в выборе соответствующего педагогического сопровождения. Значительная часть опрошенных нами педагогов имеет ошибочное или частично сформированное представление об экологии как науке, не понимает сущности, задач и принципов становления экологической субкультуры детей. Основная масса слушателей испытывает затруднения в определении ведущих методов и форм работы по развитию экологической культурой личности ребенка-дошкольника.

Чрезвычайно сложно осознание факторов, которые тормозят процесс экологического развития личности ребенка: чувство страха перед определенными природными объектами и явлениями; загруженность отрицательными психологическими релизерами; отчужденность от природы; примеры безграмотного и безнравственного поведения в природе окружающих ребенка людей, а также факторов, которые стимулируют этот процесс: соблюдение целостного подхода в экологическом развитии личности ребенка; субъектность; строгая ориентация на возрастные и индивидуальные особенности личностного развития; обеспечение преемственности в воспитании экологической культуры детей от младшего к старшему возрасту; обращение к корням народной педагогики; учет региональных возможностей и конкретной социально-экономической ситуации; повышение общей и собственной экологической культуры педагогов.

Эти и другие проблемы экологизации воспитательной деятельности педагога и становления экологической субкультуры детей входят в предлагаемую программу спецкурса «Воспитательная деятельность педагога как фактор становления экологической субкультуры детей».

Адресность спецкурса: спецкурс ориентирован на следующие категории слушателей: старшие воспитатели и воспитатели дошкольных образовательных учреждений, физкультурные и музыкальные руководители, руководители изостудий, психологи ДОУ.

Целью программы  является повышение профессиональной компетентности педагогических работников в области экологизации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ; получение знаний об экологической субкультуре детей и механизмах ее становления;  совершенствование у слушателей  представлений о современных тенденциях развития экологического образования.

Задачи:
1.    получение знаний об экологической субкультуре детей как социально-педагогическом феномене, о процессах инкультурации детей, о понятиях детская субкультура, экологическая субкультура детей;
2.    изучение педагогических условий и механизмов становления экологической субкультуры детей;
3.    анализ современных психолого-педагогических теорий и технологий экологического воспитания детей дошкольного возраста;
4.    овладение способами педагогического сопровождения процесса становления экологической субкультуры детей, обеспечения преемственности семейного и дошкольного экологического воспитания;
5.    обучение работе с современными методиками диагностики экологической культуры детей, умениями изучать процесс становления экологической субкультуры.

В качестве основных образовательных  результатов можно определить следующие:
1.    осмысление педагогами ценностей феномена  субкультуры детства, экологической субкультуры детей;
2.    формирование умений педагогически грамотного взаимодействия педагога с детьми в экологической субкультуре детей;
3.    развитие исследовательских умений по оценке и системному анализу основных уровней присвоения ребенком экологической субкультуры детства.

Тематический план спецкурса «Становление экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования»

Лекционные и практические занятия
10 (6+4) часов

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Экологическая субкультура детей как социально-педагогический феномен (2 часа)
Культура, современные концепции культуры: технологическая, деятельностная, ценностная. Особенности инкультурации ребенка (культурная трансмиссия, аккультурация). Структурные компоненты базовой культуры личности ребенка.
Субкультура детской группы, особенности изучения социокультурных процессов в детской группе. Мир природы в детской субкультуре. Экологическая субкультура детей как источник экологического развития и саморазвития. Специфические черты экологической субкультуры детей. Особенности эколого-ориентированной двигательной активности детей.

Перечень  литературы  и средств обучения:
1.    Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.
2.    Копейкина, Е.Ю. Субкультура детства: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. культурологии: (24.00.01) /Копейкина Елена Юрьевна. — Нижний Новгород, 2000. — 31с.
3.    Михеева, Е.В. Актуальные проблемы становления экологической субкультуры /Е.В. Михеева //Инновационные технологии в педагогике и на производстве: Материалы XIII Всерос. науч.-практ. конф. мол. ученых и специалистов. Екатеринбург, 24 апр. 2007 г. /Отв. ред. Н.К. Чапаев; Рос. гос. проф.-пед. ун-т, Екатеринбург, 2007. — 222с.

Тема 2. Педагогические условия становления экологической субкультуры детей (2 часа)
Механизмы становления экологической субкультуры детей. Основные уровни присвоения ребенком экологической субкультуры детства: эмоциональный, когнитивный, социальный, преобразовательный, поступочный, уровень осознанного поведения.
Условия становления экологической субкультуры детей: целостный подход в экологическом развитии личности; ориентация на возрастные и индивидуальные особенности личностного развития, учет субъектности ребенка; гендерный подход в экологическом воспитании детей; преемственность воспитания экологической культуры от младшего к старшему возрасту; обращение к корням народной педагогики.

Перечень  литературы  и средств обучения:
1.    Еремеева, В.Д., Хризман, Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам /В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман. — СПб.: Тускарора, 2000. — С.79-106.
2.    Зебзеева, В.А. Экологическая депривация и пути  её устранения /В.А.Зебзеева //Начальная школа плюс До и После. — 2007. — №6. — С.6
3.    Кшнясева, Л.Л. Развитие личностно-значимого отношения к природе детей дошкольного возраста в процессе экологического образования: автореферат диссертации на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.07) /Екатеринбург, 2003.
4.    Сапогова, Е.Е. Культурный социогенез и мир детства: Лекции по историографии и культурной истории детства: Уч. пос. для высшей школы. М.: Академический проект, 2004.

Тема 3. Педагогическое сопровождение процесса становления экологической субкультуры детей (2 часа)
Накопление эмоционально-положительного опыта общения детей с природой. «Эмоциональное пробуждение разума».  Значение развития эмоциональной сферы для становления личности.   Особенности субъективного отношения к природе у дошкольников. Механизмы формирования субъективного отношения детей к природе. Программы экологического образования дошкольников. Программы  эстетико- (культурно-) — экологической направленности.   «Семицветик»,   «Планета наш дом»,   «Мир вокруг нас». Программы  социально-экологической направленности: «Мы — земляне»,  «Экономика  и экология». Программы  экологического образования за рубежом.

Перечень  литературы  и средств обучения:
1.    Михеева, Е.В. Ребенок в экологической субкультуре /Е.В. Михеева //«Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте – 2007».Тез. Докл. Междунар. Науч.-практ. Конф. Том 10. Педагогика, психология и социология. – Одесса: Черноморье, 2007. — 71с.
2.    Нисканен Л. Природа в развитии и воспитании ребенка. // Дошкольное воспитание. – 2000. — №7.
3.    Рыжова, Н.А. Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ. /Н.А. Рыжова //Дошкольное воспитание. – 2000. — № 9.
4.    Серебрякова, Т.А. Экологическое  образование в дошкольном возрасте /Т.А. Серебрякова. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 208 с.

Тема 4.  Диагностика становления экологической субкультуры детей старшего дошкольного возраста (2 часа)
Инновационные методики изучения экологической культуры детей. Показатели экологической культуры детей. Диагностические карты и их заполнение. Показатели присвоения ребенком экологической субкультуры детства.

Перечень  литературы  и средств обучения:
1.    Абраменкова, В.В. Социальная психология детства в пространстве детской субкультуры /В.В. Абраменкова //Новые ценности образования. — 2007. — №3 (33). — С.48-56.
2.    Зебзеева, В.А. Диагностика   экологической  воспитанности детей дошкольного возраста /В.А.Зебзеева //Методические  рекомендации  для студентов  заочного  отделения  факультета  педагогики и методики дошкольного образования, воспитателей дошкольных образовательных учреждений /Сост. В.А. Зебзеева, — Оренбург: Издательство ОГПУ, 2003. — 28 с.
3.    Зебзеева, В.А. Становление экологической субкультуры детства в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения /В.А. Зебзеева //Современные факторы повышения качества профессионального образования: материалы XXVIII преподавательской научно-практической конференции. Т.8. — Оренбург: Издательство ОГПУ, 2007. — 368с.
4.    Зебзеева, В.А. Человек культуры: коллективная  монография /В.В. Князева [и др.]; науч. ред. В.В. Князева; Мин-во образования и науки РФ, Оренб. гос. пед. ун-т. Книга 3: Воспитательное пространство. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2007. — 300с. Глава 5: Эколого-гуманистическое образование: на пути к человеку культуры. — С.127-161.
5.    Крылова, Н.Б. Культурные практики детства и их роль в становлении культурной идеи ребенка /Н.Б. Крылова //Новые ценности образования. — 2007. — №3 (33). — С.79-108.

Тема 5. Система работы с родителями по вопросам становления экологической субкультуры детей (2 часа)
Специфические меры воздействия семьи на развивающуюся личность ребенка. Опыт общения с природой в системе отношений «родители-дети-природа». Уровни готовности педагогов к организации взаимодействия с семьей по вопросам становления экологической субкультуры. Системы сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьей в вопросах экологического развития детей.

Перечень  литературы  и средств обучения:
1.    Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника /Е.С. Евдокимова. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 96 с.
2.    Жерневская, Т.В. Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников /Т.В. Жерневская, Л.А. Мальтнова //Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2007. — №3. — С.87-94.
3.    Зверева, О.Л., Кротова, Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методичекий аспект /О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. — М.: ТЦ Сфера, 2005. —  80 с.
4.    Зиновьева, М.В. Влияние стиля родительского воспитания на развитие предпосылок мировоззрения у детей дошкольного возраста: диссертация на соиск. учен. степ. канд. психологических наук: (19.00.13) /М.В. Зиновьева. — Москва, 2001. — 199с.
5.    Мартынович, В.А. Приобщение детей 6-7 лет к природе: взаимодействие ДОУ с семьей /В.А. Мартынович //Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2005. — №2.
При реализации программы предусматривается использование следующих форм и методов работы: лекции, практические занятия, дискуссия, самостоятельная работа с учебно-методической литературой, проектирование в микрогруппах. В целях усиления практической направленности большая часть учебного времени выделяется на различные виды активных форм обучения. Предусматривается анализ конкретных педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов.

Информационное обеспечение:
1.    учебно-методическая литература библиотеки ИПК и ППРО ОГПУ, УМК дошкольного образования;
2.    электронная библиотека ИПК и ППРО ОГПУ;
3.    периодическая печать;
информационные, видеоматериалы.