Факторы становления экологической субкультуры детей

18 Янв 2012, Автор: admin

Е.В. Михеева
Оренбургский государственный педагогический университет

Опубликовано: Системно-деятельностный подход в воспитании. Духовно-нравственное развитие и воспитание — главные приоритеты образования : материалы I межрегион. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 26 октября 2010 года) / под общ. ред. Е.Н. Шавриновой. — Спб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2010. — С. 97-104.

Анализ субкультурной дифференциации современного общества показывает, что в основе возникновения некоторых субкультур лежит протестное отношение к господствующей культуре (криминальные субкультуры, некоторые молодежные и политические движения). Другие субкультуры, напротив, зарождаются внутри общей культуры и являются ее продолжением, дополнением, несут в себе творческий потенциал, обеспечивающий развитие культуры общества в целом. К таким субкультурам, в частности, относятся и детская субкультура, и экологическая субкультура детей.
Процесс становления и «развертывания» любой культурной формы традиционно представлен в социологии следующими этапами: «сначала формируется социальный интерес, далее происходит его осознание, а затем складывается доктринальное оформление этого интереса — стихийно или целеустремленно, в виде группового фольклора или в трудах писателей и философов. Доктрина служит основанием внешних вещных и поведенческих проявлений социального интереса в разных сферах жизни» (Л.Г. Ионин).

Однако в период кризисов (политических, экономических, культурных), переживаемых обществом, сопровождающихся распадом старых традиций и утратой идентификации многих членов общества и даже целых социальных групп, механизм возникновения новых культурных форм наоборот начинается с предметной и поведенческой презентации, а завершается формированием социального интереса (Л.Г. Ионин).

Этапы образования и развития любой субкультуры, а также факторы, влияющие на этот процесс, зависят от специфики отношений субкультуры с базовой, господствующей культурой, от степени противоречий между ними, от признака, по которому выделена субкультура, от функций, которые она выполняет или могла бы выполнять в обществе.

Процесс формирования любой «культурной формы» протекает под влиянием множества факторов. В.А. Зебзеева в качестве основных факторов становления экологической субкультуры детей называет:

— информационный, позволяющий развивать интеллект;

— социальный, обеспечивающий поддержку детей в процессе их экологического развития, дающий возможность общения и обмена впечатлениями;

— эмоциональный, обуславливающий психологический комфорт и безопасность.

Информационный фактор обеспечивает преемственность с организованной эколого-ориентированной деятельностью.

Природоведческие знания, оборудование и инструменты для опытной работы, дидактические игры и пособия практически те же, что и для занятий, однако эти компоненты отличаются большим разнообразием, так как времени на нерегламентированную деятельность у воспитателя больше [1, 120].

Воспитатель не обучает детей – он старается заинтересовать их в наблюдении и общении с природой, высказывает свое отношение к ней, вовлекает детей в знакомые им игры природной тематики, проводит физминутки, разминки и традиции (утреннее приветствие солнцу, хвала дождю и т.д.). Педагог проектирует эколого-развивающую среду, познавая которую ребенок конструирует свой экологический образ мира.

Социальный фактор состоит в том, что воспитатель является для детей образцом экологически культурного человека, носителем экологической культуры. Сверстники как часть социальной среды также имеют большое значение: они выступают в качестве партнеров в совместной деятельности, они могут быть и образцами эколого-ориентированной деятельности, и стимулом для занятия ею, и критерием оценки результатов деятельности. Воспитателю важно опираться на детей, которые увлечены природой: они становятся своего рода катализаторами данного процесса [1, 120].

В социальном факторе необходимо выделить такой существенный момент как мотивация, организация эмоционального фона эколого-развивающей среды. Поддержание такого фона, создающего комфортные условия для ребенка и культивирующего его экологическое развитие, важная задача педагога.

Эмоциональный фактор в виде заинтересованности детей в эколого-ориентированной деятельности должен культивироваться воспитателем различными способами, прежде всего через собственную эмоциональную активность и стимулирование творческой активности детей. Эмоциональная поддержка, обеспечение психологического комфорта, поощрение творческих устремлений детей – такой должна быть характеристика среды, в которой протекает нерегламентированная эколого-ориентированная деятельность [1, 120].

В нашем исследовании в качестве основных факторов, обусловливающих специфику становления и развития экологической субкультуры детей, мы рассматриваем: историчность существования детской эколого-ориентированной деятельности, институциональную заданность эколого-ориентированной деятельности детей, специфичность функции, выполняемой детьми в обществе, а также тесную взаимосвязь экологической субкультуры детей и базовой культуры общества. В связи с этим процесс становления экологической субкультуры детей можно рассматривать как традиционный. То есть вначале формируется социальный интерес — интерес детского сообщества к природе, присвоению социально-культурного опыта и традиций взаимодействия с природой.

Данный интерес, с одной стороны, целенаправленно, в соответствии с государственными интересами, получает доктринальное оформление в виде того, что создают взрослые для детей. Культурные формы, созданные для детей, несут в себе опыт взаимодействия человека с природой и выполняют сегодня экологическую роль в жизни ребенка [3, 265].

Таким образом, рассматривая этапы становления экологической субкультуры детей, следует добавить, что интересы детей, стремящихся познавать окружающий природный мир, находят отражение в интересах государства, общества и субкультурах, призванных обучать и воспитывать детей.

С другой стороны — в виде того, что дети создают для себя сами. Наиболее доступной деятельностью, в которой ребенок реализует данный интерес и практическим путем постигает социокультурный опыт, является игра. Она приобретает ведущее значение для становления экологической субкультуры детей и экологического развития ее представителей. А уже на основе этого формируются предметные и поведенческие репрезентации, соответствующие социальной роли и выполняемой экологической субкультурой детей функции.

По сути, субкультура детей – это этап в становлении личности. Она облегчает адаптацию ребенка в новой среде. В ней происходит смена ролей от установленных родителями к тем, которые ребенок выбирает себе сам. И дети предпочитают совершать этот переход вместе. На первое место для них выходит социальный институт – сверстники. Таким образом, механизм становления экологической субкультуры детей можно охарактеризовать как институциональный, когда именно жизнедеятельность детского сообщества и сверстники как социальный институт, являются механизмом, во многом конструирующим субкультуру. Это явление широко реализуется в повседневной жизни, под воздействием стихийных и неконтролируемых факторов, влияющих на данный процесс.

Однако при этом процесс становления экологической субкультуры детей осуществляется как бы по двум каналам. Первый —  обыденный, отражающий современной состояние общества и его экологическую культуру в повседневной жизни. Второй — институциональный, подразумевающий передачу от одного поколения детей к другому сущностных признаков экологической субкультуры.

Институционально заданный «образ» может восприниматься как некий идеал гуманного поведения ребенка в природе, в котором отражена общность экологической картины мира детей, модели и стереотипы поведения, «целостный образ жизни детей». Он позволяет детям выстраивать в сознании собственный экологический идеал и идентифицировать себя с ним.

Однако тенденции развития общества и общественных отношений постоянно вносят свои дополнительные коррективы в процесс становления экологической субкультуры детей, обнаруживая новые противоречия, новые факторы влияния на этот процесс, а, следовательно, трансформируя саму субкультуру и изменяя механизм ее становления.

Сегодня в качестве таких факторов можно рассматривать: сложную социальную дифференциацию детского сообщества, социальную нестабильность общества, «заорганизованность» жизнедеятельности детей взрослыми, а также высокую степень влияния на экологическое развитие детей средств массовой информации. Все эти факторы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, социальная дифференциация детского сообщества приводит к тому, что ценностные представления становятся более расплывчаты, противоречивы и весьма неопределенны. Социальная нестабильность общества порождает отсутствие единых, целостных представлений о действительности, общекультурных ценностей и жизненных приоритетов, что неизбежно влияет на развитие любой культурной формы, даже с исторически и институционально устоявшимися традициями.

Возможность самореализа¬ции у ребенка появляется во время активной творческой дея¬тельности, которая, как конста¬тируют исследователи детства, постепенно становится «заорга¬низованной» и нередко теряет былую привлекательность для детей. Многое из детской суб¬культуры, что еще недавно было предметом изучения: «дразнил¬ки», «детская магия», «секреты в песке» – постепенно исчезает из мира детства, у детей про¬сто нет времени заниматься «типично» детскими вещами – коллекционированием, строи-тельством замков на песке, рассматриванием жучков и бабочек (О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец).

В.А. Зебзеева, изучая субкультуру детства как источник экологического развития детей, также констатирует тот факт, что многие культурные формы, такие как тексты детского фольклора, либо утрачены, либо находятся в стадии деградации. Ребенок всё меньше вступает в контакт с природой и оказывается изолированным от стимулирующей среды,  что приводит не только к задержке, но и к нарушению его развития [1, 75].

Особую роль в становлении и развитии экологической субкультуры детей играет искусство, а в современных условиях и средства массовой информации, которые не только несут информацию, но и способствуют тому, что «представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач» формируют в коллективном сознании детского сообщества представления о социальных нормах поведения в природе (А.В. Мудрик).

Однако, к сожалению, современные СМИ не способствуют накоплению детьми экологического опыта, так как зачастую игнорируются потребности детей, особенности восприятия и постижения ими мира. В современных условиях воспитательный потенциал СМИ приобрел ярко выраженную негативную направленность. В детском телевещании почти нет передач, которые бы воспитывали, образовывали и формировали определенную экологическую идеологию. Вместо этого российский телезритель, в том числе и дошкольного возраста, примерно каждые 15 минут видит на экране акты агрессии и насилия по отношению к природным объектам или недовольство теми или иными природными явлениями. Чтобы не стать «культурными маргиналами», детям нужно «прожить» определенную культурную ситуацию, приобрести положительный личный опыт, однако они этого опыта лишены.

Субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него. А, следовательно, экологическая субкультура детей сама по себе выступает «фактором экологического развития детей, так как в ней реализуются программы деятельности, поведения, общения; программы, регулирующие отношения с нормами культуры; программы жизнедеятельности ребенка в природе и ее восприятия» [2, 123].

Таким образом, динамика становления экологической субкультуры детей обусловлена влиянием различных социально-педагогических факторов, доминирование которых на том или ином этапе предопределяет особенности взаимодействия и противоречий между экологическим идеалом и реальной экологической культурой ребенка.

На первом этапе – этапе самоутверждения детского сообщества формируются устойчивые предпосылки для дальнейшего становления экологической субкультуры детей. Основным механизмом в данном случае является институциональный механизм, который действует под влиянием, прежде всего педагогических факторов: экологизированной образовательной среды ДОУ и традиционной экологической культуры, бытующей в обществе.

На последующих этапах происходят наиболее значимые изменения в «образе мира» и «образе жизни» коллективного субъекта экологической субкультуры детей. Основными противоречиями здесь являются противоречия между экологическим идеалом и существующей реальностью, которые обнаруживаются в рассогласовании между «образом мира» и «образом жизни» современного ребенка. Доминирующими факторами, оказывающими влияние на становление экологической субкультуры детей, являются социальные факторы: сложная социальная дифференциация детского сообщества, социальная нестабильность общества, «заорганизованность» жизнедеятельности детей взрослыми, а также высокая степень влияния на экологическое развитие детей средств массовой информации. Основным механизмом на данном этапе является механизм подражания, благодаря которому происходит экологическое развитие ребенка в экологической субкультуре детей.

Литература

1. Зебзеева, В.А. Субкультура детства как источник экологического развития детей в дошкольном образовании : диссертация на соиск. учен. степ. доктора пед. наук : (13.00.07) [Текст] / Зебзеева Валентина Алексеевна. – Екатеринбург, 2009. – 425с.

2. Моисеева, Л.В., Зебзеева, В.А. Экологическое развитие личности в гуманистической парадигме дошкольного образования: монография [Текст] / Л.В. Моисеева, В.А. Зебзеева; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2008. – 169с.

3. Черноиванова, Н.Е. Культурно-экологическое образование дошкольников средствами фольклора [Текст] / Н.Е. Черноиванова // Ребенок в мире культуры. Под.ред. д.п.н., профессора Р.М.Чумичевой. – Ставрополь : Ставропольсерисшкола, 1998. — С.254-294.

рассказать друзьям и получить подарок