Воспитание творческой активности детей дошкольного возраста
24 Сен 2012, Автор: adminВоспитание творческой активности детей является одной из первостепенных целей в деятельности каждого педагога, который должен дать каждому ребёнку базовое образование, основы базовой культуры, научить его самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение и применять полученные знания в учении. При этом деятельность педагога должна быть, в первую очередь, ориентирована на личность ребёнка.
Целью дошкольного обучения и воспитания детей является формирование и развитие индивидуальных и социальных качеств личности. Наиболее полно, плодотворно и эффективно такое взаимопроникновение воспитания и обучения происходит в личностно значимой для детей совместной с педагогом продуктивной деятельности, опирающейся на активную позицию обоих субъектов педагогического процесса, на их сотрудничество и готовность к самореализации и развитию.
Для успешного дальнейшего обучения в школе необходимы определенные качества личности (настойчивость, целеустремленность, самоорганизация, стремление и др.), уже формирующиеся в процессе дошкольного воспитания. Для успешного умственного, эстетического и нравственного воспитания детей дошкольного возраста необходимы рефлексивные и интеллектуальные навыки и умения, такие как рассуждение, сопоставление, анализ, умение давать ценностную оценку явлениям и событиям, формирующиеся в процессе обучения.
Творческая активность детей может проявиться только в творческой деятельности в процессе обучения. Обучение дошкольников в творческих студиях, кружках, секциях и т.п., организуемых как в школьных, так и дошкольных учреждениях связано с развитием мышления, с эмоциями и другими сферами личности. Процесс обучения способствует формированию творческой самореализации и включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. В рамках занятий есть возможность использовать творческие задания, требующие от ребенка самостоятельной работы.
Тематика дополнительных программ дошкольного образования может быть различной направленности: художественно-эстетического цикла, этнокультурная, культурологическая, интеллектуально-развивающая, коммуникативно-речевая, экологическая, физкультурно-оздоровительная и др.
С целью воспитания одаренности и творческой активности детей дошкольного возраста, разработана дополнительная программа творческой студии «Радуга ремёсел», организованной при средней общеобразовательной школе № 70 г. Тюмени. В ее основе лежит концепция технологического образования, согласно которой триединой задачей образовательной области «Технология» предусмотрено:
1). Повысить интеллектуальный потенциал, образовательный и профессиональный уровень будущих членов общества;
2). Обеспечить творческий подход к формированию системы обучения, учитывая познавательные способности и возможности учащихся;
3). Воспитать учащихся как личность, способную добиться успеха в профессиональной деятельности.
Основная цель работы студии — это эстетическое воспитание, развитие художественно-творческих способностей, творческой инициативы и аккуратности в работе, а также интеллектуальное и сенсорное развитие. Средством формирования творческих умений у детей является практическая деятельность. В результате выполнения комплексных творческих заданий, составленных с учетом возраста и индивидуальных способностей, дошкольники получают представления о технологической культуре, ее компонентах, о роли техники и технологий в современном обществе. Главной особенностью таких заданий является то, что развитые у детей в раннем возрасте творческие способности с возрастом совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности.
В процессе обучения в студии дети занимаются рукоделием, шьют и вышивают, знакомятся с прикладным творчеством, своими руками изготавливают салфетки, сувениры, картины и игрушки. В ходе занятий развиваются эстетический вкус, творческая инициатива, качества, которые способствуют интенсивному становлению личности. Потребности общества в личности творчески активной и свободно мыслящей, несомненно, сегодня возрастают по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Реализация такого направления в образовании требует обращения к развивающим педагогическим технологиям.
Таким образом, необходимость развивать творческие способности, актуальность воспитания творческой активности детей в процессе дошкольного обучения сегодня бесспорна, поскольку именно в творческой среде формируется высококультурная личность и развивается человек, что способствует эффективности учебно-воспитательного процесса в целом.
По научно-исследовательским материалам З.К. Игнатюк