Воспитание творческой активности детей дошкольного возраста

24 Сен 2012, Автор: admin

Воспитание творческой активности детей является одной из первостепенных целей в деятельности каждого педагога, кото­рый должен дать каждому ребёнку базовое образование, основы базовой культуры, научить его самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение и применять полученные знания в учении. При этом деятельность педагога должна быть, в первую очередь, ориентирована на личность ребёнка.

Целью дошкольного обучения и воспитания детей является фор­мирование и развитие индивидуальных и социальных качеств личности. Наиболее полно, плодотворно и эффективно такое взаимопроникновение воспитания и обучения происходит в личностно значимой для детей сов­местной с педагогом продуктивной деятельности, опирающейся на актив­ную позицию обоих субъектов педагогического процесса, на их сотрудни­чество и готовность к самореализации и развитию.

Для успешного дальнейшего обучения в школе необходимы опреде­ленные качества личности (настойчивость, целеустремленность, самоорга­низация, стремление и др.), уже формирующиеся в процессе дошкольного воспитания. Для успешного умственного, эстетического и нравственного воспитания детей дошкольного возраста необходимы рефлексивные и ин­теллектуальные навыки и умения, такие как рассуждение, сопоставление, анализ, умение давать ценностную оценку явлениям и событиям, форми­рующиеся в процессе обучения.

Творческая активность детей может проявиться только в творческой деятельности в процессе обучения. Обучение дошколь­ников в творческих студиях, кружках, секциях и т.п., организуемых как в школьных, так и дошкольных учреждениях связано с развитием мышления, с эмоциями и другими сферами личности. Процесс обучения способствует формированию творческой самореализации и включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих уме­ний и понятий. В рамках занятий есть возможность использовать творчес­кие задания, требующие от ребенка самостоятельной работы.

Тематика дополнительных программ дошкольного образования мо­жет быть различной направленности: художественно-эстетического цикла, этнокультурная, культурологическая, интеллектуально-развивающая, ком­муникативно-речевая, экологическая, физкультурно-оздоровительная и др.

С целью воспитания одаренности и творческой активности детей до­школьного возраста, разработана дополнительная программа творческой студии «Радуга ремёсел», организованной при средней общеобразова­тельной школе № 70 г. Тюмени. В ее основе лежит концепция технологи­ческого образования, согласно которой триединой задачей образователь­ной области «Технология» предусмотрено:

1). Повысить интеллектуальный потенциал, образовательный и про­фессиональный уровень будущих членов общества;

2). Обеспечить творческий подход к формированию системы обуче­ния, учитывая познавательные способности и возможности учащихся;

3). Воспитать учащихся как личность, способную добиться успеха в профессиональной деятельности.

Основная цель работы студии — это эстетическое воспитание, раз­витие художественно-творческих способностей, творческой инициативы и аккуратности в работе, а также интеллектуальное и сенсорное развитие. Средством формирования творческих умений у детей является практи­ческая деятельность. В результате выполнения комплексных творческих заданий, составленных с учетом возраста и индивидуальных способнос­тей, дошкольники получают представления о технологической культуре, ее компонентах, о роли техники и технологий в современном обществе. Главной особенностью таких заданий является то, что развитые у детей в раннем возрасте творческие способности с возрастом совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности.

В процессе обучения в студии дети занимаются рукоделием, шьют и вышивают, знакомятся с прикладным творчеством, своими руками изго­тавливают салфетки, сувениры, картины и игрушки. В ходе занятий разви­ваются эстетический вкус, творческая инициатива, качества, которые спо­собствуют интенсивному становлению личности. Потребности общества в личности творчески активной и свободно мыслящей, несомненно, се­годня возрастают по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Реализация такого направления в образова­нии требует обращения к развивающим педагогическим технологиям.

Таким образом, необходимость развивать творческие способности, актуальность воспитания творческой активности детей в процессе дошкольного обучения сегодня бесспорна, поскольку именно в творческой среде формируется высококультурная личность и развивается человек, что способствует эффектив­ности учебно-воспитательного процесса в целом.

По научно-исследовательским материалам З.К. Игнатюк