Гражданское воспитание одаренных детей дошкольного возраста

28 Сен 2012, Автор: admin

Гражданское воспитание детей — это, прежде всего, социальная ориентация личности, воспитание ребенка в уважении и преданности основным идей­но-нравственным идеалам, которые определяют всю жизнь общества: лю­бовь к Родине, стремление к миру, уважение к человеку, труд на благо об­щества, отношение к знаниям как средству совершенствования жизни.

Во время перемен и модернизаций многих сфер нашей жизни особенно важно привить любовь к отечеству, воспитание таких качеств гражданина России, как ответственность, креативность, чувство долга, дисциплинированность, у детей, которые проявляют различные виды одаренности: в музыке, изобразительной деятельности, литератур­ном творчестве.

Известно, что как на проявление детской одаренности, так и на ее сохранение и развитие большое влияние оказывают социальные условия, в которых находится ребенок. Прежде всего, это условия, созданные и поддерживаемые в семье. Равнодушие к особенностям развития ребенка со стороны родителей может привести к быстрому затуханию одареннос­ти. И, напротив, преувеличение проявляемых ребенком способностей, пе­рекос в воспитании в сторону лишь выявленной одаренности, приводит к многочисленным проблемам, связанным с неразвитостью других сторон личности ребенка. И только адекватная оценка особенностей ребенка и создание условий для гармоничного развития деятельностной, мотивационной, интеллектуальной социальной сфер его развития может привести к сохранению и совершенствованию одаренности и возможности наиболее полно реализовать ее. Это относится и к образовательному учреждению, которое не в меньшей степени, чем семья влияет на раскрытие и реализа­цию одаренности детей. Большая работа проводится в настоящее время по раннему выявлению одаренности, организации образовательного процес­са, способствующего развитию интеллектуальных и творческих способ­ностей детей дошкольного возраста (например, программа «Одаренный ребенок»). Важна не сама по себе одаренность в какой-либо области, а то, как она будет реализоваться, на основе каких ценностей будет действо­вать одаренный человек, какова будет его гражданская позиция, коль уж мы говорим про патриотическое воспитание. Следова­тельно, особое внимание в работе с одаренными детьми должно уделяться формированию у них гражданственности.

Обычно при градации одаренности выделяют одаренность с гармо­ничным и дисгармоничным типами развития. Одаренные дети с гар­моничным типом развития отличаются соответствующей своему возрасту физической зрелостью, высоким уровнем интеллектуального и личност­ного развития. Как правило, именно эти одаренные дети, став взрослыми, добиваются экстраординарных успехов в выбранной ими профессиональ­ной деятельности. Одаренные дети с дисгармоничным типом развития характеризуются нарушением интегративных процессов, что ведет к не­равномерности развития различных психических качеств, а подчас ставит под вопрос наличие одаренности, как таковой.

Для одаренных детей с гармоничным типом развития характерно стремление к творческой деятельности, повышенной самостоятельнос­ти, независимости (автономности): отсутствию склонности действовать, думать и поступать сообразно мнению большинства. Они высказывают собственные идеи и отстаивают их, открывают новые способы решения проблем и отказываются от традиционных методов решения. Мотиваци-онными признаками одаренных детей являются высокий уровень позна­вательной потребности, огромная любознательность, страстная увлечен­ность любимым делом, наличие ярко выраженной внутренней мотивации. Одаренный ребенок стремится к новым познавательным ситуациям, они его не только не пугают, а, напротив, вызывают у него чувство радости. Даже если в этой новой ситуации возникают трудности, одаренный ребе­нок не утрачивает к ней интереса. Устойчиво высокая самооценка, с одной стороны, есть отличительная характеристика одаренного ребенка. С дру­гой стороны, его актуальная самооценка может колебаться. Именно эта противоречивость самооценки и есть условие поступательного развития его личности и способностей. Одаренные дети ведут себя менее предска­зуемо, чем этого хотелось бы окружающим, что приводит иногда к конф­ликтам. В целом дети, развивающиеся по гармоничному типу, отличаются высокой, по сравнению со сверстниками, адаптацией к обучению и соот­ветственно к детскому коллективу.

Для детей с дисгармоничным типом развития характерно опереже­ние в умственном и художественно-эстетическом развитии, в то время как эмоциональное, социальное и физическое развитие отстает. У боль­шинства таких детей пристрастное отношение к деятельности, состав­ляющей сферу его одаренности и игнорирование других направлений и видов деятельности. Для некоторых детей характерна завышенная требо­вательность к себе и качеству своей деятельности, что негативно влияет на эмоциональное состояние ребенка из-за вечной неудовлетворенности и стремления достичь совершенства. Это усиливается проблемами в эмо­циональном развитии. Часто у них наблюдается повышенная впечатли­тельность и связанная с ней особая эмоциональная чувствительность, по­вышенная реактивность, что выражается в бурном проявлении эмоций по внутренним причинам, не понимаемым взрослыми, либо в замыкании в себе, нарушениях сна, и даже проявлении психосоматических заболева­ний. Затруднено у детей с дисгармоничным типом развития развитие во­левых качеств. Действуя активно в области своих интересов, они избегают деятельности в других, не добиваются результата, не прилагают усилий, воли для преодоления даже незначительных проблем.

В силу неравномерности развития у части детей с резко повышенны­ми интеллектуальными и художественно-эстетическими возможностями часто отсутствуют достаточно сформированные и эффективные навыки социального поведения. Это может проявляться в излишней конфликтнос­ти, сложных отношениях с окружающими, несоблюдении ими некоторых норм и требований коллектива, неконформности. Во многих случаях осо­бая одаренность сопровождается необычным поведением и странностями, что вызывает у окружающих недоумение или насмешку. В целом возни­кает ситуация некоторой дезадаптации особо одаренного ребенка, кото­рая может принимать довольно серьезный характер. Одаренным детям с дисгармоничным типом развития требуется особое внимание со стороны взрослых, поддержка, поиск индивидуальных подходов, настойчивая и постоянная работа по развитию социальных компетенций.

 По научно-исследовательским материалам М.А. Жикиной