Роль семьи в развитии одаренного ребенка дошкольного возраста

25 Сен 2012, Автор: admin

Как бы не влияло на развитие личности и одаренности ребёнка це­ленаправленное обучение, воспитание и наличие у него природных задат­ков, значение и влияние семьи является решающим и неоспоримым. Ро­дители первыми замечают признак одаренности в ребенке, от их реакции и дальнейшего отношения во многом зависит судьба юного дарования. Раскрытие одаренности в процессе развития одаренного ребенка — процесс двусторонний, дарящий радость позна­ния и творчества, как ребенку, так и родителям.

Одаренность, безусловно, дар природы. Распространено мнение, что если дар дан человеку, то он не исчезнет и обязательно проявится. Однако исследования последнего времени опровергли эту точку зрения. Одарен­ность существует лишь в постоянном развитии и главную роль в развитии одаренности играет семья.

Нередко, даже внешне, казалось бы, неблагоприятные условия раз­вития (недостаточная материальная обеспеченность, плохие бытовые ус­ловия, неполная семья) оказываются безразличны для развития одареннос­ти, а вот особенно важным, практически обязательным, для семьи любого одаренного ребенка является любовь и повышенное внимание к ребенку, вера в его силы. Ведь если не верить в талант, не понимать своей роли в развитии ребенка, бессмысленно мечтать о раскрытии его творческого потенциала. Нередко у особо одаренных детей оказываются пожилые ро­дители, для которых ребенок- смысл жизни. Или ребенок является единс­твенным в семье и все внимание направлено только на этого ребенка.

Как правило, в семьях одаренных детей отчетливо прослеживается высокая ценность образования, причем нередко и сами родители заняты в сфере интеллектуальных профессий и имеют разного рода интеллекту­альные увлечения. Это обстоятельство является весьма благоприятным для развития повышенных способностей ребенка. Ведь одаренность ре­бенка во многом зависит от того, какими способностями обладают сами родители, и как они будут развивать природные задатки ребенка. Именно на родителей в первую очередь ориентируется ребенок, сначала бессозна­тельно, а потом достаточно осознанно, перенимая их манеру поведения, отношение к людям, работе, событиям и вещам. Именно в силах семьи создать условия для творческого развития ребенка в доме и вне его (обес­печение необходимыми материалами, местом для творчества; организа­цией посещения ребенком кружков, студий; приглашение специалистов для индивидуальных занятий и пр.).

В общении с ребенком любящие родители сами активно включа­ются в совместную познавательную деятельность — общие игры и заня­тия, совместный досуг вне дома (посещение музеев, выставок, стадионов, библиотек и т.д.), вовлечение ребенка в процесс обсуждения и решения познавательных задач и проблем. Это нередко приводит к объединению общих познавательных и личностных интересов, на основе которых меж­ду ребенком и родителями возникают устойчивые дружеские отношения. В таких случаях родители сами начинают обучать своего ребенка и очень часто становятся подлинными наставниками на долгие годы.

Огромную роль в развитии одаренного ребенка имеет эмоциональ­ный климат семьи. Доверительный стиль детско-родительских отноше­ний, доброжелательная и свободная атмосфера в доме — создают благо­приятную психологическую базу для развития творческой личности. Фа­натичное желание родителей развить определенные способности ребенка в’ряде случаев имеет и свои отрицательные стороны.

Так, в некоторых семьях наблюдается определенная попустительская позиция в отношении ряда социальных и в особенности бытовых навыков. Например, известны случаи, когда семилетний ребенок, будучи психичес­ки и физически здоровым не научился сам зашнуровывать ботинки. Или, некоторые родители, обнаружив у своего малыша ранние проявления одаренности, например, в области музыки, все свои усилия направляют на развитие его способностей именно в этой области. Родители ограни­чивают общение ребёнка со сверстниками, составляют для ребенка такое насыщенное расписание различных специальных занятий, что у него не остаётся времени для основного вида деятельности дошкольного возраста — детской игре. Не будучи включен в сюжетно-ролевые игры со сверстни­ками, такой ребенок теряет важный источник полноценного личностного развития, не осваивает в достаточной мере навыки межличностных отношений. Кроме того, односторонность развития, которая в будущем может и не быть подкреплена выдающимися достижениями, крайне негативно скажется на всем многообразии интеллектуальных особенностей и на пол­ноценном развитии прочих способностей.

На развитии одаренного ребенка негативно сказываются и конф­ликтные отношения между родителями. В таких семьях одаренному ре­бенку уделяется меньше необходимого ему внимания и у него возникают глубокие внутренние переживания, которые перерастают во внутренний конфликт, изменения в поведении: покорность, боязливость, робость или склонность к агрессии.

Можно сделать вывод, что отношение родителей к детской одарен­ности — это один из основных факторов, влияющих на реализацию воз­можностей ребенка, и только семья может дать ребенку возможность раз­вития способностей на самом важном и раннем этапе.

Из опыта работы Л.А. Квитко, воспитатель высшей квалификационной категории

МДОУ №206, г. Тольятти