Роль семьи в развитии одаренного ребенка дошкольного возраста
25 Сен 2012, Автор: adminКак бы не влияло на развитие личности и одаренности ребёнка целенаправленное обучение, воспитание и наличие у него природных задатков, значение и влияние семьи является решающим и неоспоримым. Родители первыми замечают признак одаренности в ребенке, от их реакции и дальнейшего отношения во многом зависит судьба юного дарования. Раскрытие одаренности в процессе развития одаренного ребенка — процесс двусторонний, дарящий радость познания и творчества, как ребенку, так и родителям.
Одаренность, безусловно, дар природы. Распространено мнение, что если дар дан человеку, то он не исчезнет и обязательно проявится. Однако исследования последнего времени опровергли эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном развитии и главную роль в развитии одаренности играет семья.
Нередко, даже внешне, казалось бы, неблагоприятные условия развития (недостаточная материальная обеспеченность, плохие бытовые условия, неполная семья) оказываются безразличны для развития одаренности, а вот особенно важным, практически обязательным, для семьи любого одаренного ребенка является любовь и повышенное внимание к ребенку, вера в его силы. Ведь если не верить в талант, не понимать своей роли в развитии ребенка, бессмысленно мечтать о раскрытии его творческого потенциала. Нередко у особо одаренных детей оказываются пожилые родители, для которых ребенок- смысл жизни. Или ребенок является единственным в семье и все внимание направлено только на этого ребенка.
Как правило, в семьях одаренных детей отчетливо прослеживается высокая ценность образования, причем нередко и сами родители заняты в сфере интеллектуальных профессий и имеют разного рода интеллектуальные увлечения. Это обстоятельство является весьма благоприятным для развития повышенных способностей ребенка. Ведь одаренность ребенка во многом зависит от того, какими способностями обладают сами родители, и как они будут развивать природные задатки ребенка. Именно на родителей в первую очередь ориентируется ребенок, сначала бессознательно, а потом достаточно осознанно, перенимая их манеру поведения, отношение к людям, работе, событиям и вещам. Именно в силах семьи создать условия для творческого развития ребенка в доме и вне его (обеспечение необходимыми материалами, местом для творчества; организацией посещения ребенком кружков, студий; приглашение специалистов для индивидуальных занятий и пр.).
В общении с ребенком любящие родители сами активно включаются в совместную познавательную деятельность — общие игры и занятия, совместный досуг вне дома (посещение музеев, выставок, стадионов, библиотек и т.д.), вовлечение ребенка в процесс обсуждения и решения познавательных задач и проблем. Это нередко приводит к объединению общих познавательных и личностных интересов, на основе которых между ребенком и родителями возникают устойчивые дружеские отношения. В таких случаях родители сами начинают обучать своего ребенка и очень часто становятся подлинными наставниками на долгие годы.
Огромную роль в развитии одаренного ребенка имеет эмоциональный климат семьи. Доверительный стиль детско-родительских отношений, доброжелательная и свободная атмосфера в доме — создают благоприятную психологическую базу для развития творческой личности. Фанатичное желание родителей развить определенные способности ребенка в’ряде случаев имеет и свои отрицательные стороны.
Так, в некоторых семьях наблюдается определенная попустительская позиция в отношении ряда социальных и в особенности бытовых навыков. Например, известны случаи, когда семилетний ребенок, будучи психически и физически здоровым не научился сам зашнуровывать ботинки. Или, некоторые родители, обнаружив у своего малыша ранние проявления одаренности, например, в области музыки, все свои усилия направляют на развитие его способностей именно в этой области. Родители ограничивают общение ребёнка со сверстниками, составляют для ребенка такое насыщенное расписание различных специальных занятий, что у него не остаётся времени для основного вида деятельности дошкольного возраста — детской игре. Не будучи включен в сюжетно-ролевые игры со сверстниками, такой ребенок теряет важный источник полноценного личностного развития, не осваивает в достаточной мере навыки межличностных отношений. Кроме того, односторонность развития, которая в будущем может и не быть подкреплена выдающимися достижениями, крайне негативно скажется на всем многообразии интеллектуальных особенностей и на полноценном развитии прочих способностей.
На развитии одаренного ребенка негативно сказываются и конфликтные отношения между родителями. В таких семьях одаренному ребенку уделяется меньше необходимого ему внимания и у него возникают глубокие внутренние переживания, которые перерастают во внутренний конфликт, изменения в поведении: покорность, боязливость, робость или склонность к агрессии.
Можно сделать вывод, что отношение родителей к детской одаренности — это один из основных факторов, влияющих на реализацию возможностей ребенка, и только семья может дать ребенку возможность развития способностей на самом важном и раннем этапе.
Из опыта работы Л.А. Квитко, воспитатель высшей квалификационной категории
МДОУ №206, г. Тольятти