Программа «Здоровье». Система мониторинга образовательной области «Здоровье»

11 Апр 2014, Автор: admin

Программа "Здоровье"Система мониторинга обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей и включает описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.

В процессе мониторинга исследуется физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально- ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др. Процедура оценки предполагает двухуровневый подход.

Первый уровень — низкоформализованные методы, применяемые воспитателем.

Второй уровень — высокоформализованные методы, применяемые специалистами (педагогами-психологами, дефектологами, учителями-логопедами).

Оценка первого уровня осуществляется воспитателями, непосредственно работающими с данной группой детей, по специальным листам оценки или картам развития, разработанным в полном соответствии с задачами, определяющими содержание психолого-педагогической работы, заложенными в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Некоторые особенности поведения детей, проявляющиеся вне дошкольного учреждения, воспитатель может уточнить в беседе с родителями.

Сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных методов (тестов, проб, аппаратурных методов и др.), обеспечивают нам объективность и точность получаемых данных.

Периодичность мониторинга (2 раза в год – в начале и конце учебного года) обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированности методов. Периодичность позволяет не переутомлять воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.

Если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в его деятельности, воспитатель ставит уровень «достаточный». Если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво, ставится оценка «уровень, близкий к достаточному». Эти оценки отражают состояние нормы развития и освоения Программы, и проведения дальнейшей специальной диагностической работы по высокоформализованным методикам не требуется.

Если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка (ни в совместной со взрослым, ни в самостоятельной деятельности), возможно создание специальных ситуаций, провоцирующих его проявление (воспитатель может предложить соответствующее задание, попросить ребенка что-либо сделать и т.д.). Если же указанный показатель не проявляется ни в одной из ситуаций, ставится оценка «недостаточный уровень».

Результаты мониторинга к концу каждого психологического возраста интерпретируются следующим образом: преобладание оценок «достаточный» уровень свидетельствует об успешном освоении детьми требований основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Если по каким-то направлениям преобладают оценки «близкий к достаточному», следует усилить индивидуальную педагогическую работу с ребенком по данным направлениям с учетом выявленных проблем в текущем и следующему учебном году, а также взаимодействие с семьей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Если по каким-то направлениям присутствуют оценки «недостаточный уровень», процесс мониторинга переходит на второй уровень, предполагают проведение комплексного психологического диагностического обследования. На этом этапе диагностика опирается не только на низко -, но и на высокоформализованные методы оценки развития ребенка. Она должна проводиться педагогом-психологом, так как деятельность воспитателя не предполагает использования высокоформализованньгх диагностических методов интерпретации проективных методик. По результатам этой оценки, составляются индивидуальные программы и рекомендации по педагогической психологической коррекции развития ребенка.

Также высокоформализованные диагностические методики используются для подтверждения результатов наблюдения. Оценочные листы и карты развития являются некоторой ретроспективой наблюдения педагога за ребёнком на протяжении года, и ряда диагностических проб, каждая из которых позволяет отследить несколько параметров.

Карта развития заполняется совместно двумя педагогами, работающими в группе, и представляет собой их согласованную оценку поведения, деятельности, осведомлённости ребёнка.

Итоговые результаты.

Итоговые результаты освоения программы реализуются через заполнение Карты развития ребенка 6-7 лет, предполагающее применение различных методов оценки: наблюдение за детьми, изучение продуктов их деятельности (рисунков, аппликаций), несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребенку, проведения дидактических игр, предложения небольших заданий), беседы и т.д. В Карте отражены основополагающие линии развития ребенка. В ней заданы показатели, характеризующие наиболее существенные стороны развития, значимые и с точки зрения готовности ребенка к школьному обучению. Карта заполняется в конце последнего года пребывания ребенка в детском саду перед его поступлением в школу.

Итоговые результаты (интегративные качества) отражаются в портрете выпускника, в котором фиксируются качества и степень их сформированности.

Промежуточные результаты освоения ООПДО, карты освоения программы, таблицы мониторинга, диагностические задания, мониторинг освоения детьми образовательной области «Здоровье» (ПРИЛОЖЕНИЕ 28).