Программа «Здоровье». Общие рекомендации по проведению оздоровительных игр

21 Мар 2014, Автор: admin

Программа "Здоровье"Для ребенка во время болезни следует выбирать игры, не вызывающие большой психофизиологической нагрузки. Чтобы у детей не возникло желание ускорить «темп выполнения», так как это может привести к перегрузкам, необходимо акцентировать внимание ребенка на эстетической стороне выполнения того или иного движения, точности действий и соблюдении правил игры.

Внимание детей раннего возраста крайне неустойчиво, поэтому продолжительность одной игры невелика — до 5 минут, но постепенно время игры можно увеличить до 10-15 минут при условии переключения с одной игры на другую с перерывами на отдых, музыкальными заставками и пением.

Оздоровительные игры, следующие друг за другом и требующие длительной сосредоточенности или направленные на развитие только одного, навыка, утомляют ребенка. Оздоровительные игры следует комбинировать и сочетать таким образом, чтобы они оказывали разностороннее воздействие. Например, игры при нарушении обмена веществ чередовать с играми, формирующими правильное носовое дыхание. Желательно проводить игры по нескольку раз в день. Величину нагрузки необходимо распределять по физиологической кривой, т.е. для вводной и заключительной частей подбираются игры с меньшей психофизиологической нагрузкой, для основной — с большей.

При выработке умений и навыков у детей важную роль играет концентрация внимания. Для этого в самом начале желательно, чтобы внимание ребенка не отвлекали ненужные во время игры предметы. Игровой материал должен быть ярким, голос ведущего заинтересовывающим и, может быть, даже интригующим. Взрослый сам должен «включиться» в игру. Следует учесть, что дети могут часто забывать и путать правила, — в этом возрасте это неизбежно и нормально. Перед началом  нужно в понятной форме разъяснить правила игры, попросить ребенка показать необходимые движения, подкорректировать правильность выполнения заданий.

Необходимо проветрить комнату перед игрой, очистить нос от слизи, чтобы правильно осуществлять носовое дыхание. Особенно следует остановиться на способах регулирования нагрузки. Критериями усталости организма являются следующие признаки:

а) выражение лица напряженное, ребенок сильно возбужден, без толку суетлив (кричит, вступает в конфликт с другими участниками игры), чересчур отвлекается или вялый;

б) движения выполняются нечетко, неуверенно, появляются лишние движения;

в) кожа сильно краснеет или бледнеет, небольшая синюшность под глазами;

г) ребенок сильно потеет,  особенно лицо;

д) учащены пульс и дыхание, т.е. пульс увеличивается более чем на 25-50%, частота дыхания возрастает больше чем на 4-6 раз в минуту.

Если вы видите, что задание оказалось сложным для ребенка, то можно внести изменения в ход самой игры или использовать менее сложные игры.

Для снижения нагрузки применяйте следующие действия:

— уменьшение общего времени НОД;

— уменьшение числа повторений, одной и той же игры;

— упрощение сюжета игры;

— изменение исходного положения во время игр, т.е. сидя, лежа;

— уменьшение числа участников игры;

— более частое включение пауз отдыха и дыхательных упражнений;

— снижение требовательности к точности и координации движений, быстроте реакций;

— уменьшение темпа и амплитуды движений в игре;

— более мягкий, повествовательный, а не командный голос ведущего;

— использование мелодичной ритмичной, негромкой музыки в медленном и среднем темпах.

Если ребенок здоров, то пульс возрастает меньше чем на 20 %, дыхание почти не изменяется или возрастает на 2-3 раза больше в минуту. Важно, чтобы был оптимум нагрузки, небольшое покраснение кожи, бодрые движения и не большая потливость кожи.

Некоторые игры лучше проводить командой (3-4 участника). Помните, что любая нагрузка гораздо полезнее ее отсутствия. Если даже вам и не удается соблюдать режим проведения игр, то просто играйте почаще с детьми. Это — самая лучшая форма выражения любви и заботы! (Галанов А.С. Игры, которые лечат (для детей 5-7 лет).- М.: Педагогическое общество России, 2005).

Игры при болезнях носа и горла (ринит, ринофарингит, гайморит, хронический бронхит, аденоиды)

Игры на преодоление последствий общих бронхолегочных заболеваний (респираторный аллергоз, бронхиальная астма, астматический бронхит)

Игры на формирования правильной осанки

Оздоровительные игры на преодоление последствий болезни сердечно-сосудистой системы (вегето-сосудистая дистония гипертонического типа)

Игры, направленные на преодоление плоскостопия

Игры, направленные на преодоление зубочелюстных аномалий

Игры на преодоление ожирения и последствий ожирения

Игры на преодоления отставания в психомоторном развитии у детей, часто болеющих острыми респираторными вирусными инфекциями, а так же при гипотрофии и рахите

Нетрадиционные способы оздоровления или арт-терапия в помощь родителям

Продолжение следует…

Далее Санитарно-гигиеническое просвещение родителей