Программа «Здоровье». Полоролевое воспитание дошкольников в условиях детского сада

22 Фев 2014, Автор: admin

Программа "Здоровье"Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующее положение среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.

На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Наблюдая за детьми старших групп, мы можем увидеть, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей также вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам, тогда, когда была нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.

Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим и т.п.), но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата.

В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь.

Социальное осознанное полоролевое воспитание дошкольников необходимо начинать дошкольного учреждения, с момента, когда ребёнок начинает различать пол. Сложность такой работы заключается в том, что педагоги испытывают недостаточность теоретических знаний об особенностях физиологических функций и психологических процессов мальчиков и девочек. Изучение гендерной психологии не входило в программу подготовки педагогов, поэтому женщины-воспитатели испытывают трудности при взаимодействии с мальчиками.

Выстраивание модели образовательного пространства гендерного воспитания:

— знакомство педагогов с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения;

— пропаганда педагогических знаний по этому вопросу с родителями и привлечение их к участию в педагогическом процессе;

— построение соответствующей развивающей среды;

— построение модели педагогическом процесса.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно- ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями.

Полоролевое воспитание дошкольников в условиях детского садаВ группах нужно создать условия для игр в «Пожарных», «Моряков», «Военных», «Рыцарей», «Автопарк» и др. Для девочек – «Салон красоты», «Кукольный уголок», «Дом моды» и др.  При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей считаем преодоление разобщённости между ними и организацию совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. «Семья», «Парикмахерская», «Больница», «Почта» и др.

Полоролевое воспитание дошкольников в условиях детского садаДля реализации гендерного подхода в приобщении старших дошкольников к труду взрослых, нужно оснастить необходимым оборудованием и инструментами, и материалами «Детскую кухню» и «Мастерскую Умелкина».

Конструктивная деятельность  — одно из любимых занятий как мальчиков так и девочек. А особенно любят заниматься с конструкторами мальчишки. Можно оборудовать  «Лего-ленд» с различными видами конструкторов, начиная от крупных напольных до мелких различных видов и назначений. В «Лего-ленде» должны быть образцы построек, мелкие игрушки для обыгрывания.

Полоролевое воспитание дошкольников в условиях детского садаВ оформлении помещений дошкольного учреждения с учётом используются простейшие маркеры гендерных различий:

— дифференциация на шкафах для одежды метки для девочек и мальчиков (для девочек – цветы, куклы; для мальчиков – машинки, самолёты и т.п.);

— полотенца для вытирания рук двух разных цветов;

— разное постельное бельё, покрывала;

— различная форма для занятий физической культурой;

— стаканчики для полоскания рта для девочек и мальчиков;

Гендерный подход находит своё отражение и при воспитании культурно-гигиенических навыков. В старших группах на дверях туалетной комнаты можно поместить таблички с условными знаками, которые позволяют определить, кому в данный момент можно войти: мальчикам или девочкам.

Для полноценного воспитания ребёнка важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей. С этой цель проводятся различные формы работы с родителями: конференции, консультации, беседы и т.д.

Консультации для родителей по половому воспитанию (ПРИЛОЖЕНИЕ 15).

Можно организовать работу консультативного пункта, где родители могут получить индивидуальную консультацию специалистов по воспитанию ребёнка дошкольника.

В группах оформляются фотоальбомы «Лучшая в мире семья — моя!», «Моя дружная семейка», проводятся конкурсы среди родителей « Руки папы, ручки мамы и мои ручонки»; «Трудятся — мальчики, трудятся девочки» (оборудование для различных видов труда), «Лучший физкультурный уголок», «Играют — мальчики, играют — девочки» (оснащение сюжетно-ролевых игр).

Полоролевое воспитание дошкольников в условиях детского садаДети старшего дошкольного возраста очень любят игры с макетами. Родители старших групп могут совместно с детьми изготовить различные макеты для игр «Мы — военные», «Наша улица», «Домик куклы Барби», «Пожарные на учении» и др.

Модель педагогического процесса выстаивается таким образом что при обучении и воспитании мальчиков и девочек в разных видах деятельности педагоги используют дифференцированный подход. При организации и проведении НОД педагоги учитывают психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам даются типовые и шаблонные задания, мальчикам — ориентированные на поисковую деятельность, при анализе занятий оцениваются их знания, а не поведение.

В дошкольном учреждении работают разные специалисты, и поэтому  встаёт необходимость координации, т.е. согласования их деятельности. Каждый из специалистов решает свои задачи, но цель в конечном итоге у всех одна – развитие личности ребёнка, социализация его в обществе. Достичь её можно, только согласовывая свои действия.

Интеграция позволяет объединить усилия разных специалистов для решения поставленной цели и взаимопроникновение их в деятельность друг друга. Решением задач гендерного воспитания занимаются не только воспитатели, но и другие специалисты: педагог-психолог, воспитатель по физической культуре, музыкальные руководители, учитель-логопед, хореограф, воспитатель по изобразительной деятельности.

Познавательная деятельность направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно — бытовой и нравственно — этической культуре, обычаях и традициях народного воспитания. Накопленная народом педагогическая мудрость, которая содержится в сказках, играх, пословицах, традициях и обрядах, способствует овладению ребёнком ценностями и способами полоролевого поведения.

Полоролевое воспитание дошкольников в условиях детского садаОдним из приоритетных направлений развития в дошкольном учреждении является физическое развитие воспитанников.

Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, осуществляем дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими. На таких НОД используем следующие методические приёмы для учёта половых особенностей дошкольников:

— различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (мальчики работают на канате или отжимаются, а девочки с лентами, обручем);

— различия в дозировке (мальчики отжимаются 10 раз, а девочки -5);

— различия в обучении сложным двигательным движениям (метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке – девочкам);

— распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, а девочки-пчёлки);

— различия в оценке деятельности (для мальчиков важно – что оценивается в их деятельности, а для девочек — кто их оценивает и как);

— акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.

Оснащать спортивные уголки в группах нужно в соответствии с потребностями мальчиков и девочек.

Музыка — одно из средств формирования полоролевого поведения детей. При реализации образовательной области «Музыка», работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль) мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делается акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. В музыкально — ритмических движениях используем дифференцированный подход: мальчики разучивают движения требующие мужской силы, ловкости (наездники, бравые солдаты), у девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами). Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле. Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учётом их гендерных особенностей оказывает народный фольклор (потешки, пестушки, дразнилки, поговорки, народные игры). Овладению традиционными свойствами личности: мужественности – у мальчиков и женственности у девочек помогают и такие средства воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы), и элементы мужских и женских костюмов. Наиболее полно всё это используется при театрализации.

Полоролевое воспитание дошкольников в условиях детского садаГендерный подход находит своё отражение  и в организации трудового воспитания дошкольников. Для освоения детьми способа осуществления трудового процесса, в связях и зависимостях между его компонентами используется модель трудового процесса, которая образно называется «лесенка». «Лесенка» представляет последовательность трудового процесса от замысла к результату. Образ  даёт ребёнку осознать, что при пропуске хотя бы одной ступеньки, нарушается весь процесс и результат, может быть, не достигнут (например: при замешивании теста если в муку не налить воды, то не получится тесто).

Положение о смотре-конкурсе гендерных уголков среди возрастных групп дошкольного образовательного учреждения  (ПРИЛОЖЕНИЕ 16).

Продолжение следует…

Далее Физическое воспитание мальчиков и девочек