Программа «Здоровье». Физическое воспитание мальчиков и девочек

23 Фев 2014, Автор: admin

Программа "Здоровье"Половая принадлежность является одной из фундаментальных характеристик личности человека. Современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут быть выполнены без учета специфики пола ребенка. Пол — это комплекс репродуктивных, общесоматических, поведенческих и социальных характеристик, определяющих индивидуальность мальчика или девочки. В первые три года жизни малыша закладываются черты личности и основы мужественности или женственности, влияющие на весь дальнейший ход формирования индивида. Проявление различий в развитии мальчиков и девочек дошкольного возраста является объектом изучения генетиков, физиологов, психологов, педагогов и медиков. Сегодня, основываясь на исследованиях ученых, дошкольное учреждение, организуя процесс физического воспитания детей, не может не учитывать их половые особенности.

Развитие движений мальчиков и девочек

На каждом возрастном этапе дошкольного детства можно выделить ведущие двигательные способности. Для детей младшего и среднего возраста наиболее значимы скоростно-силовые способности, для детей 6 лет – скоростные способности и выносливость, а для детей 7-го года жизни – скоростные и координационные способности. В разные возрастные периоды развития,  двигательные способности девочек и мальчиков не совпадают, поэтому целесообразно занятия физической культурой проводить по следующей схеме, с учетом индивидуальных различий детей в проявлении двигательных способностей, которые не совпадают со схемой «мальчики — девочки»:

Возрастная группа Мальчики Девочки
Младшая Направленность основных упражнений должна быть главным образом на развитие скоростно-силовых качеств Направленность основных упражнений должна быть в основном на развитие выносливости
Средняя Направленность основных упражнений должна быть  как на развитие скоростно-силовых качеств, так и на совершенствование выносливости Направленность основных упражнений должна быть на развитие скоростно-силовых качеств
Старшая, подготовительная Направленность основных упражнений должна быть  на развитие выносливости Направленность основных упражнений должна быть на комплексное развитие скоростно-силовых качеств и  выносливости

Формирование полоролевого поведения в процессе занятий физической культурой

В дошкольном возрасте дети знают свой пол, различают других людей, знают о некоторых различиях в требованиях к играм, деятельности, стилю поведения мальчиков и девочек. Идет интенсивное освоение половых ролей и полоролевого репертуара. В динамике формирования половых ролей и половой идентичности определяются некоторые критические точки:

— в 3 года — первичная половая идентичность;

— к 5 — 6 годам – система половой идентичности.

Многие исследователи определяют сущность феномена полоролевых отношений как сложного внутреннего образования, проявляющегося в:

— полоролевой ориентации;

— полоролевых предпочтениях – эмоционально принимаемых ролевых стандартах поведения;

— реально демонстрируемом полоролевом поведении.

Формирование соответствующего полоролевого поведения мальчиков и девочек – задача дошкольного учреждения, оно возможно при создании следующих педагогических условий:

— формирование системы представлений о мужчинах и женщинах, особенностях их поведения;

— разработка методов, способствующих развитию элементов «женского» и «мужского» поведения;

— моделиролвание социокультурной среды, создающей условия для реализации детьми стиля и действий, характерных для мужского и женского типов поведения;

— взаимодействие с семьей в формировании основ полоролевого поведения детей дошкольного возраста.

Эти условия необходимо реализовывать в процессе занятий физической культурой.

Учет половых особенностей дошкольников в процессе занятий физической культурой можно вести по нескольким направлениям:

— подбор упражнений (одно из двух занятий физической культурой в неделю проводится раздельно для мальчиков и для девочек или все занятия проводятся совместно, но часть заданий имеют отличия для девочек и мальчиков);

— нормирование физической нагрузки (основывается на индивидуальных особенностях детей, состоянии здоровья и физической подготовленности);

— педагогическое руководство двигательной деятельностью детей с учетом половых особенностей девочек и мальчиков.

Продолжение следует…

Далее Формирование правильного отношения к своему здоровью