Программа «Здоровье». Физическое воспитание мальчиков и девочек
23 Фев 2014, Автор: adminПоловая принадлежность является одной из фундаментальных характеристик личности человека. Современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут быть выполнены без учета специфики пола ребенка. Пол — это комплекс репродуктивных, общесоматических, поведенческих и социальных характеристик, определяющих индивидуальность мальчика или девочки. В первые три года жизни малыша закладываются черты личности и основы мужественности или женственности, влияющие на весь дальнейший ход формирования индивида. Проявление различий в развитии мальчиков и девочек дошкольного возраста является объектом изучения генетиков, физиологов, психологов, педагогов и медиков. Сегодня, основываясь на исследованиях ученых, дошкольное учреждение, организуя процесс физического воспитания детей, не может не учитывать их половые особенности.
Развитие движений мальчиков и девочек
На каждом возрастном этапе дошкольного детства можно выделить ведущие двигательные способности. Для детей младшего и среднего возраста наиболее значимы скоростно-силовые способности, для детей 6 лет – скоростные способности и выносливость, а для детей 7-го года жизни – скоростные и координационные способности. В разные возрастные периоды развития, двигательные способности девочек и мальчиков не совпадают, поэтому целесообразно занятия физической культурой проводить по следующей схеме, с учетом индивидуальных различий детей в проявлении двигательных способностей, которые не совпадают со схемой «мальчики — девочки»:
Возрастная группа | Мальчики | Девочки |
Младшая | Направленность основных упражнений должна быть главным образом на развитие скоростно-силовых качеств | Направленность основных упражнений должна быть в основном на развитие выносливости |
Средняя | Направленность основных упражнений должна быть как на развитие скоростно-силовых качеств, так и на совершенствование выносливости | Направленность основных упражнений должна быть на развитие скоростно-силовых качеств |
Старшая, подготовительная | Направленность основных упражнений должна быть на развитие выносливости | Направленность основных упражнений должна быть на комплексное развитие скоростно-силовых качеств и выносливости |
Формирование полоролевого поведения в процессе занятий физической культурой
В дошкольном возрасте дети знают свой пол, различают других людей, знают о некоторых различиях в требованиях к играм, деятельности, стилю поведения мальчиков и девочек. Идет интенсивное освоение половых ролей и полоролевого репертуара. В динамике формирования половых ролей и половой идентичности определяются некоторые критические точки:
— в 3 года — первичная половая идентичность;
— к 5 — 6 годам – система половой идентичности.
Многие исследователи определяют сущность феномена полоролевых отношений как сложного внутреннего образования, проявляющегося в:
— полоролевой ориентации;
— полоролевых предпочтениях – эмоционально принимаемых ролевых стандартах поведения;
— реально демонстрируемом полоролевом поведении.
Формирование соответствующего полоролевого поведения мальчиков и девочек – задача дошкольного учреждения, оно возможно при создании следующих педагогических условий:
— формирование системы представлений о мужчинах и женщинах, особенностях их поведения;
— разработка методов, способствующих развитию элементов «женского» и «мужского» поведения;
— моделиролвание социокультурной среды, создающей условия для реализации детьми стиля и действий, характерных для мужского и женского типов поведения;
— взаимодействие с семьей в формировании основ полоролевого поведения детей дошкольного возраста.
Эти условия необходимо реализовывать в процессе занятий физической культурой.
Учет половых особенностей дошкольников в процессе занятий физической культурой можно вести по нескольким направлениям:
— подбор упражнений (одно из двух занятий физической культурой в неделю проводится раздельно для мальчиков и для девочек или все занятия проводятся совместно, но часть заданий имеют отличия для девочек и мальчиков);
— нормирование физической нагрузки (основывается на индивидуальных особенностях детей, состоянии здоровья и физической подготовленности);
— педагогическое руководство двигательной деятельностью детей с учетом половых особенностей девочек и мальчиков.
Продолжение следует…