Программа «Здоровье». Полоролевое воспитание дошкольников

21 Фев 2014, Автор: admin

Программа "Здоровье"В период раннего и дошкольного детства у всех малышей, независимо от места их проживания, формируется полоролевая идентичность. К двум годам ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он — девочка или мальчик.

С четырех до семи лет формируется гендерная (социальный пол человека) устойчивость: дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами, и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.

Гендерная идентичность осознается детьми не сама собой.  Начнем с того, что хорошо известно всем работникам дошкольных учреждений. В три года многие малыши не могут четко «определиться» со своим полом. И если музыкальный руководитель попросит мальчиков пригласить на танец девочек, то вместе с мальчиками обязательно поднимутся несколько девочек, и наоборот.

По мнению отечественных и зарубежных ученых, серьезной проблемой является то, что становление гендерной идентичности у мальчиков происходит в более трудных условиях, чем у девочек. Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. В результате образ отца иногда является менее привлекательным, а ребенок лишен возможности подражать папе.

Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в дошкольном учреждении их тоже окружают женщины. Не способствует формированию гендерной идентичности и положение ребенка в семье, детском саду. Как правило, ребенок находится в зависимом положении и не может повлиять на то, что с ним происходит. Окружающие ребенка взрослые нередко осуждают «немужское» поведение, но не поощряют мужское.

Наблюдения ученых свидетельствуют о том, что дети не приемлют в своем обществе поведенческих нарушений. Уже на третьем году жизни они подкрепляют или осуждают нетипичное для данного пола поведение.

При этом сверстники больше влияют на поведение мальчиков, осуждая проявление в них женских черт, чем на девочек, поведение которых не соответствует представителям женского пола (дерутся и т.п.). Женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот – маскулинных (похожие на мальчиков) девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики.

Как же понять, что у ребенка не сформирована гендерная идентичность? В.Е. Каган, д.м.н., президент Санкт-Петербургской Ассоциации гуманистической психологии, считает, что об этом свидетельствует несколько регулярно проявляемых в различных сочетаниях признаков, связанных с поведением ребенка:

— предпочтение игрушек и игровых ролей противоположного пола;

— стремление быть со взрослым противоположного пола и подражать его поведению;

— активно выраженное желание изменить свой пол и имя;

— рассказы ребенка о сновидениях, в которых он выступает как представитель другого пола;

— стремление одеваться и вести себя по типу противоположного пола и др.

Раньше девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин. На основе многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование междисциплинарного термина «гендер» (англ. Gender – род), который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры.

Полоролевое воспитание дошкольников рассматривается как комплексная психофизиологическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты. При этом роль биологических различий, в том числе гормональных, центрально-нервных, морфологических, не отрицается, но уходит на второй план. В педагогике термин «гендер» позволяет избавиться от характерного биологического аспекта понимания слова «пол».

В результате, мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учетом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка.

Продолжение следует…

Далее Полоролевое воспитание дошкольников в условиях детского сада