Программа «Здоровье». Организация предметно-развивающей среды

29 Янв 2014, Автор: admin

Программа "Здоровье"Предметно-развивающая среда  является сферой передачи и закрепления социального опыта, культуры и субкультуры. В среде должны быть представлены  дидактические и методические пособия,  отражающие содержание  национальной культуры, традиций и обычаев своего народа. Подбор игр ориентированный на получение знаний об истории родного города и края.

Условия реализации программы предусматривают организацию предметно-развивающей среды с соблюдением следующих требований:

— информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;

— вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;

— полифункциональности, предусматривающей обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;

— педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;

— трансформируемости, обеспечивающей возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

Создание предметно-развивающей среды строится с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

Материалы и оборудование для двигательной активности включают оборудование для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений.

Участок дошкольного учреждения должен быть не только красивым, но и полезным для всестороннего развития детей. Прогулки и наблюдения на озелененном участке дают возможность познакомить воспитанников с разнообразными видами растений, их особенностями.

Деревья и кустарники обогащают воздух кислородом, регулируют тепловой и радиационный режим территории. Вокруг дошкольного учреждения желательно создать «зеленую зону» из деревьев, подпитывающих энергетику человека (дуб, береза, сосна) и выделяющих фитонциды (ель, можжевельник, пихта, черемуха, клен). На территории «зеленой зоны» можно организовать экологические тропинки для детей с видовыми точками (с отдельными растениями, сообществами растений, пнем, «птичьим городком» с кормушками, скворечниками и купальнями для пернатых друзей).

На участках дошкольного учреждения желательно уделить большое внимание газонам, из смеси злаков и бобовых, и цветникам из цветущих растений (тюльпанов, бархатцев, георгинов, календулы и др.). Можно сделать цветочные часы — клумбу, на которой цветы распускаются каждый в определенное время. Для трудовой деятельности детей рекомендуется организовать огород из нескольких грядок для наблюдений за изменениями природы — метеоплощадку с солнечными часами, флюгером, дожде — и снегомером.

На участке обязательно должны быть веранда и скамейки, песочница и горка. Желательно выделить территорию для спортплощадки с турникетами, лестницами, полем для мини-футбола, наклонными и вертикальными канатными «паутинами» для лазания, туннелями, а также площадку для ГАИ с дорожными знаками для обучения правилам дорожного движения. Каждая группа должна иметь достаточное количество выносного материала:  совочки, наборы для песочницы,  игрушки, машины, мячи, скакалки, лыжи и санки (в зимний период) и т.д.

Комплексное оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении, включая оказание им индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи, а также необходимой технической помощи с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. Общедидактические принципы построения развивающей среды для детей с ограниченными возможностями остаются такими же, как и для детей с нормативным развитием, но меняются педагогические условия, которые обеспечивали бы поступательное развитие детей с ограниченными возможностями. Игровой материал должен подбираться индивидуально для каждого ребенка в зависимости от типа его проблем.

Развивающая среда в дошкольном учреждении для оздоровления детей (см. Письмо  Министерства образования и науки РФ «О реализации приказа Минобрнауки России» от 17.10.2011 г. № 03-877 «О примерном перечне игрового оборудования для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений»).

В каждой группе создается «Уголок здоровья», в котором нахо­дится оборудование для самостоятельных занятий спортом: само­дельные тренажеры для коррекции зрения и развития дыхания, «дорожки здоровья», дидактические игры по закреплению знаний о строении че­ловеческого тела и основ безопасности детей дошкольного возраста.

Продолжение следует…

Далее  Содержание «Уголков здоровья» в разных возрастных группах