Программа «Здоровье». Динамические наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием детей

08 Апр 2014, Автор: admin

Программа "Здоровье"Организм дошкольников обладает высокой чувствительностью к неблагоприятным воз­действиям факторов внешней среды, в т.ч. неадекватным физическим нагрузкам, что обу­словлено анатомо-физиологическими особенностями детей данного возраста.

Анатомо-физиологические особенности дошкольников:

— значительная неустойчивость сердечнососудистой системы;

— несовершенная нервно-рефлекторная регуляция физиологических реакций;

— преобладание процессов возбуждения в коре головного мозга с быстрым развитием утомления;

— слабость связочно-мышечного аппарата и незавершенность минерализации костной ткани.

Скрининг обследование детей (см. определение в понятийном словаре):

1- этап – доврачебное обследование (кабинет здорового ребенка):

— анкетный тест – опрос родителей;

— измерение артериального давления;

— проверка слуха;

— исследование остроты зрения;

— оценка физического развития и физической подготовленности;

— оценка опорно-двигательного аппарата.

2-этап  – осмотр врачом-педиатром:

— комплексная оценка состояния здоровья детей;

— выявление детей с хронической патологией.

3-этап  – осмотр врачами-специалистами поликлиники:

— диспансерное наблюдение в ДОУ.

Признаки утомления ребенка во время физической нагрузки:

  1. 1. допустимая степень утомления:

— локальное покраснение в области щек;

— незначительное потоотделение;

— учащенное дыхание;

— внимание не нарушено, четкое безошибочное выполнение указаний;

— координация действий не нарушена, четко выполняются упражнения;

— мимика спокойная;

— эмоциональный подъем, ощущение «мышечной радости», отсутствие  жалоб на боль;

— пульс 110-150 ударов в минуту.

  1. 2. степень утомления, требующая снижения нагрузки:

— диффузное (истончение кожных покровов) покраснение лица и плечевого пояса, конечностей;

— увеличенное потоотделение выше пояса;

— учащенное поверхностное дыхание;

— внимание нарушено, снижен интерес к окружающему, возможно возбуждение или вялость;

— нарушена координация движений, неточность при выполнении упражнений, отказ от выполнения упражнений;

— мимика напряжена;

— жалобы на мышечные боли, усталость, одышка, учащенное сердцебиение;

— пульс 150-160 ударов в минуту.

Оценка уровня физического развития дошкольников

Одной из составных характеристик физического развития дошкольников является их физическая подготовленность, которая определяется уровнем сфомированности психофизических качеств (сила, скорость, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, удержание равновесия, координационные способности) и степенью сформированности двигательных навыков.

Сензитивные периоды развития психофизических качеств:

— в 3-4 года — быстрота, выносливость, мышечная сила;

— в 4-5 лет — быстрота, выносливость, гибкость;

— в 5-6 лет — скоростно-силовые качества и выносливость;

— в 7 лет — ловкость и выносливость.

Между физическими качествами и двигательными умениями существует тесная связь.

Характерные особенности костно-мышечной системы дошкольников:

— небольшой наклон головы вперед;

— незначительное смещение плечевого пояса вперед;

— линия грудной клетки, плавно переходящая в линию живота;

— выступающий живот (на 1 — 2 см);

— слабо выраженные изгибы позвоночника.

Диагностика нарушения осанки проводят с учетом типичных возрастных особенностей детей. Состояние костно-мышечной системы ребенка оценивают в положении стоя и при ходьбе.

Скрининг-тест по выявлению осанки предусматривает осмотр ребенка со всех сторон,  при этом исследуются:

— положение головы;

— симметричность надплечий, углов лопаток и треугольник талии;

— выраженность изгибов позвоночника;

— форма грудной клетки и нижних конечностей.

Ребенок с подозрением на нарушения осанки должен быть немедленно направлен на консультацию к специалисту.

Показатели физического развития детей (ПРИЛОЖЕНИЕ 26).

Диагностика плоскостопия

Объективным методом исследования состояния свода стопы является плантография.

Плантограмма — контур вертикальной проекции стопы, совмещенный с отпечатком ее подошвенной поверхности. Оценка плантограммы осуществляется на основании анализа положения двух линий, проведенных на отпечатке стоп. Первая линия соединяет середину пятки со вторым межпальцевым проме­жутком; вторая, проведенная из той же точки, проходит к середине основания большого пальца. Если контур отпечатка стопы не перекрывает эти линии — стопа нормальная; если отпечаток находится между линиями, не перекрывая вторую линию, — стопа уплощенная: если отпечаток заходит за вторую линию — стопа плоская.

Детей с уплощенной и плоской стопой направляют на консультацию к ортопеду.

Старшая медицинская сестра дошкольного учреждения должна следить за тем, чтобы в организованные формы двигательной деятельности детей включались комплексы физических упражнений и оздоровительных игр, направленные на профилактику и коррекцию отклонений костно-мышечной системы и опорно-двигательного аппарата.

Положительная динамика состояния опорно-двигательного аппарата детей является важным критерием эффективности физического развития.

Продолжение следует…

Далее Проведение медико-педагогических наблюдений