Профилактика употребления психоактивных веществ в детском саду: работа с семьей
20 Апр 2013, Автор: adminСогласно Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде работа с семьей ребенка в рамках первичной профилактики наркозависимости направлена на формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей «законопослушного, успешного и ответственного поведения». Деятельность специалистов в этом блоке реализуется в форме рекомендаций по вопросам воспитания ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, в форме лекций по проблемам влияния семейного воспитания на формирование предпосылок злоупотребления психоактивных веществ, также организуются круглые столы, семинары, кроме того, перспективным направлением профилактической работы с семьей является проведение практических занятий с элементами тренинга с целью активизации семейных факторов, способствующих формированию устойчивости по отношению к наркотическому заражению.
Представленная система работы позволяет сформировать и укрепить у детей-дошкольников антинаркотические установки: непринятие любых форм наркотизации, как угрозы внутренней стабильности, здоровья, социального благополучия; безопасное поведение в ситуациях, связанных с возможностью неблагоприятного воздействия на здоровье ребенка психоактивных веществ. Например, немедицинское употребление лекарственных средств, пассивное курение, а также в ситуациях опасности от лиц в состоянии алкогольного или наркотического опьянения; развитие коммуникативных способностей. Эти установки обеспечивают реализацию поведения в рамках здорового и безопасного образа жизни, являются решающим фактором в профилактике наркомании.
Мы считаем, что практическая работа с детьми по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, нам открыт доступ к семье ребенка и механизмы влияния на семейную ситуацию; образовательное учреждение располагает квалифицированными специалистами (педагогами, психологами, социальными работниками), способными обеспечить эффективную профилактическую работу.
В процессе работы происходили значительные изменения в детях. Они стали больше рассуждать, думать, а не просто реагировать на ситуацию.
Организация профилактической работы в нашем детском саду через волонтерское движение позволяет нам:
— прививать навыки здорового образа жизни в процессе обучения;
— влиять на уровень притязаний и самооценку детей в ходе организации воспитательной работы с ними;
— повышать психолого — педагогическую культуру и антинаркотическое образование у педагогов и родителей;
— создавать условия для открытого, доверительного общения, творческой атмосферы работы.
По научно-исследовательским материалам Т.М Трошковой, Е.Ю. Кабалёновой, А.А. Матус (Педагогика и жизнь: международный сборник научных трудов / под ред. проф. О.И. Кирикова. — Выпуск 8. — Воронеж: ВГПУ, 2008. — С 235-244.)