Профилактика употребления психоактивных веществ в детском саду: работа с семьей

20 Апр 2013, Автор: admin

Профилактика употребления психоактивных веществСогласно Концепции профилактики употребле­ния психоактивных веществ в образовательной среде работа с семьей ребенка в рамках первичной профилактики наркозависимости направлена на формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей «законопослушного, ус­пешного и ответственного поведения». Деятельность специалистов в этом бло­ке реализуется в форме рекомендаций по вопросам воспитания ребенка с уче­том его возрастных и индивидуальных особенностей, в форме лекций по про­блемам влияния семейного воспитания на формирование предпосылок зло­употребления психоактивных веществ, также организуются круглые столы, се­минары, кроме того, перспективным направлением профилактической работы с семьей является проведение практических занятий с элементами тренинга с це­лью активизации семейных факторов, способствующих формированию устой­чивости по отношению к наркотическому заражению.

Представленная система работы позволяет сформировать и укрепить у детей-дошкольников антинаркотические установки: непринятие любых форм наркоти­зации, как угрозы внутренней стабильности, здоровья, социального благополу­чия; безопасное поведение в ситуациях, связанных с возможностью неблагопри­ятного воздействия на здоровье ребенка психоактивных веществ. Например, не­медицинское употребление лекарственных средств, пассивное курение, а также в ситуациях опасности от лиц в состоянии алкогольного или наркотического опья­нения; развитие коммуникативных способностей. Эти установки обеспечивают реализацию поведения в рамках здорового и безопасного образа жизни, являются решающим фактором в профилактике наркомании.

Мы считаем, что практическая работа с детьми по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, нам открыт доступ к се­мье ребенка и механизмы влияния на семейную ситуацию; образовательное уч­реждение располагает квалифицированными специалистами (педагогами, психо­логами, социальными работниками), способными обеспечить эффективную про­филактическую работу.

В процессе работы происходили значительные изменения в детях. Они стали больше рассуждать, думать, а не просто реагировать на ситуацию.

Организация профилактической работы в нашем детском саду через волон­терское движение позволяет нам:

— прививать навыки здорового образа жизни в процессе обучения;

— влиять на уровень притязаний и самооценку детей в ходе организации вос­питательной работы с ними;

— повышать психолого — педагогическую культуру и антинаркотическое об­разование у педагогов и родителей;

— создавать условия для открытого, доверительного общения, творческой ат­мосферы работы.

По научно-исследовательским материалам Т.М Трошковой, Е.Ю. Кабалёновой, А.А. Матус (Педагогика и жизнь: международный сборник научных трудов / под ред. проф. О.И. Кирикова. — Выпуск 8. — Воронеж: ВГПУ, 2008. — С 235-244.)