Профилактика употребления психоактивных веществ в детском саду: цель и задачи
16 Апр 2013, Автор: adminСитуация в современном российском обществе складывается таким образом, что к образовательному учреждению предъявляются все более высокие требования в решении жизненно важных проблем, и в первую очередь – сохранения физического и психического здоровья ребенка (В.А. Родионов). Поэтому вопрос о профилактике употребления психоактивных веществ находится в центре внимания.
Целью профилактической деятельности в нашем центре является интеграция усилий специалистов дошкольного образовательною учреждения в профилактике наркомании и формировании ценностей здорового образа жизни.
В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи:
— обобщить теоретический и практический современный опыт по профилактике наркомании и психоактивных веществ в детско-взрослой среде дошкольного учреждения и формированию привычки здорового образа жизни;
— разработать систему мероприятий в условиях дефицита компетентности по вопросам профилактики наркомании и формированию навыков здорового образа жизни в детских и взрослых (родители, педагоги) группах:
— организовать деятельность волонтерской бригады для формирования антинаркотических установок и ценностей здорового образа жизни в детско-взрослой среде дошкольного образовательного учреждения.
Актуальность проведения работы по профилактике употребления психоактивных веществ обусловлена еще и тем обстоятельством, что повышенная восприимчивость, внушаемость старших дошкольников и младших школьников в сочетании с пристальным интересом к миру взрослых в неблагоприятных условиях могут составить основу формирования наркогенной установки.
Именно поэтому наш подход к решению проблемы злоупотребления психоактивными веществами предполагает приоритет профилактической работы, объектом которой становятся дети старшего дошкольного возраста. Основным документом, определяющим общие положения профилактики наркоманий, является «Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде», разработанная и изданная Министерством образования Российской Федерации в 2000г. В основу профилактики положен принцип опережающею обучения. Нами проведён анализ отечественных и зарубежных программ по профилактике аддиктивного поведения младших школьников, а также валеологических и психокоррекционных программ для дошкольников. На этой основе мы создали комплекс мероприятий, направленных на предотвращение или облегчение проблем, связанных с употреблением психоактивных веществ, а также на формирование ценностей здорового образа жизни. А в конечном итоге, формирование устойчивого мировоззрения у дошкольников.
Следует отметить, что приоритет отдаётся комплексной модели, рассматривающей злоупотребление психоактивных веществ как следствие нарушения в функционировании сложной многоуровневой системы «социум — личность -организм». Злоупотребление психоактивными веществами рассматривается нами как мультифакторный процесс, зависящий от влияния разнонаправленных факторов риска в зависимости от уровня их проявления: биофизиологический, индивидуально — психологический, микросоциальный, макросоциальный: и факторов защиты: повышение общего качества образования, усиление связи дошкольников со школой; успешное участие в общественных мероприятиях; крепкие семейные узы, активная роль родителей в жизни детей; ясные правила, стандарты внутри семьи, постоянные обязанности; позитивные отношения со сверстниками; создание безнаркотических зон вокруг образовательного учреждения [3].
Цель и задачи профилактической работы со старшими дошкольниками конкретизируют и определяют содержание деятельности, включающее в себя:
1. Определение путей и способов профилактической деятельности специалистов, занимающихся этой работой.
2. Развитие положительных качеств личности дошкольника (навыки безопасного поведения, умение распознавать эмоциональные состояния у себя и у других людей, навыки самоконтроля, умение считаться с другими, установление и поддержание дружеских контактов со сверстниками, умение делать выбор, обеспечивающий собственную безопасность, сохранение и укрепление здоровья и пр.) при искоренении и устранение его отрицательных качеств (проблемы самооценки, недостаток самоуважения, снижение мотивации достижений, незрелость эмоционально — волевой сферы, подчиненность среде и др.).
3. Формирование негативного отношения, невосприимчивости и неприятия к фактам употребления наркотикотических веществ, своего рода поведенческого «иммунитета».
Перемены, постоянно происходящие в обществе требуют непрерывного обновления и усовершенствования профилактических подходов, а эффективность мер профилактического характера зависит от грамотно спланированного, систематически проводимого психолого-педагогического процесса, в котором участвуют педагоги, психологи, специалисты учреждения.
Деятельность специалистов центра заключается в создании в образовательной среде нашего учреждения ситуации, способствующей формированию стратегии ведения здорового образа жизни у детей и взрослых, основными звеньями которой являются (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук):
1. Повышение специальных знаний педагогов по профилактике наркомании: на конференциях, семинарах, консультациях, лекциях, тематических встречах и пр.
2. Знакомство родителей с методикой работы по антинаркотическому просвещению: на групповых и индивидуальных консультациях, клубах, родительских собраниях и пр.
3. Формирование у детей адекватной самооценки; навыков общения и социальной гибкости к меняющимся внешним социальным условиям. Для повышения эффективности мер по профилактике наркомании большое значение также имеет изучение социально — педагогических и психологических причин возникновения наркомании (В.А. Родионов).
Эти причины мы условно раздели на две большие группы:
1. Объективного характера — это все, что связано с социальной средой, которая окружает ребенка: экономическое и социальное неблагополучие семей; отсутствие комплексной системы профилактики наркомании и пропаганды здорового образа жизни; отрицательное воздействие некоторых средств массовой информации и др.
2. Субъективного характера — это все, что соотносится с личностью самого ребенка, процессом его развития и социального становления: склонность к асоциальному поведению; гиперактивность; заниженная самооценка и др.
В зависимости от выбора основных объектов профилактического воздействия мы выделили следующие блоки работы:
— работа с детьми (волонтерское движение);
— работа с педагогами (создание антинаркотической среды в дошкольном учреждении);
— работа с семьей.
Каждый блок включает в себя четыре направления: медико-санитарное и правовое просвещение; воспитательно-разъяснительное; психолого-диагностическое и психокоррекция; организационно-методическое.
По научно-исследовательским материалам Т.М Трошковой, Е.Ю. Кабалёновой, А.А. Матус (Педагогика и жизнь: международный сборник научных трудов / под ред. проф. О.И. Кирикова. — Выпуск 8. — Воронеж: ВГПУ, 2008. — С 235-244.)