Профилактика употребления психоактивных веществ в детском саду: цель и задачи

16 Апр 2013, Автор: admin

нет наркотикамСитуация в современном российском обществе складывается таким образом, что к образовательному учреждению предъявляются все более высокие требования в решении жизненно важных проблем, и в первую очередь – сохранения физиче­ского и психического здоровья ребенка (В.А. Родионов). Поэтому вопрос о профилактике употребления психоактивных веществ находится в центре внимания.

Целью профилактической деятельности в нашем центре является интеграция усилий специалистов дошкольного образовательною учреждения в профилактике наркомании и формировании ценностей здорового образа жизни.

В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи:

— обобщить теоретический и практический современный опыт по профилак­тике наркомании и психоактивных веществ в детско-взрослой среде дошколь­ного учреждения и формированию привычки здорового образа жизни;

— разработать систему мероприятий в условиях дефицита компетентности по вопросам профилактики наркомании и формированию навыков здорового об­раза жизни в детских и взрослых (родители, педагоги) группах:

— организовать деятельность волонтерской бригады для формирования анти­наркотических установок и ценностей здорового образа жизни в детско-взрослой среде дошкольного образовательного учреждения.

Актуальность проведения работы по профилактике употребления психо­активных веществ обусловлена еще и тем обстоятельством, что повышен­ная восприимчивость, внушаемость старших дошкольников и младших школьников в сочетании с пристальным интересом к миру взрослых в небла­гоприятных условиях могут составить основу формирования наркогенной установки.

Именно поэтому наш подход к решению проблемы злоупотребления психоак­тивными веществами предполагает приоритет профилактической работы, объек­том которой становятся дети старшего дошкольного возраста. Основным доку­ментом, определяющим общие положения профилактики наркоманий, является «Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде», разработанная и изданная Министерством образования Российской Федерации в 2000г. В основу профилактики положен принцип опережающею обучения. Нами проведён анализ отечественных и зарубежных программ по профилактике аддиктивного поведения младших школьников, а также валеологических и психокоррекционных программ для дошкольников. На этой основе мы создали комплекс мероприятий, направленных на предотвраще­ние или облегчение проблем, связанных с употреблением психоактивных ве­ществ, а также на формирование ценностей здорового образа жизни. А в конеч­ном итоге, формирование устойчивого мировоззрения у дошкольников.

Следует отметить, что приоритет отдаётся комплексной модели, рассматри­вающей злоупотребление психоактивных веществ как следствие нарушения в функционировании сложной многоуровневой системы «социум — личность -организм». Злоупотребление психоактивными веществами рассматривается нами как мультифакторный процесс, зависящий от влияния разнонаправлен­ных факторов риска в зависимости от уровня их проявления: биофизиологиче­ский, индивидуально — психологический, микросоциальный, макросоциальный: и факторов защиты: повышение общего качества образования, усиление связи дошкольников со школой; успешное участие в общественных мероприятиях; крепкие семейные узы, активная роль родителей в жизни детей; ясные правила, стандарты внутри семьи, постоянные обязанности; позитивные отношения со сверстниками; создание безнаркотических зон вокруг образовательного учреждения [3].

Цель и задачи профилактической работы со старшими дошкольниками кон­кретизируют и определяют содержание деятельности, включающее в себя:

1. Определение путей и способов профилактической деятельности специали­стов, занимающихся этой работой.

2. Развитие положительных качеств личности дошкольника (навыки безо­пасного поведения, умение распознавать эмоциональные состояния у себя и у других людей, навыки самоконтроля, умение считаться с другими, установле­ние и поддержание дружеских контактов со сверстниками, умение делать вы­бор, обеспечивающий собственную безопасность, сохранение и укрепление здоровья и пр.) при искоренении и устранение его отрицательных качеств (про­блемы самооценки, недостаток самоуважения, снижение мотивации достиже­ний, незрелость эмоционально — волевой сферы, подчиненность среде и др.).

3. Формирование негативного отношения, невосприимчивости и неприятия к фактам употребления наркотикотических веществ, своего рода поведенческого «иммунитета».

Перемены, постоянно происходящие в обществе требуют непрерывного об­новления и усовершенствования профилактических подходов, а эффективность мер профилактического характера зависит от грамотно спланированного, сис­тематически проводимого психолого-педагогического процесса, в котором уча­ствуют педагоги, психологи, специалисты учреждения.

Деятельность специалистов центра заключается в создании в образователь­ной среде нашего учреждения ситуации, способствующей формированию стра­тегии ведения здорового образа жизни у детей и взрослых, основными звеньями которой являются (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук):

1. Повышение специальных знаний педагогов по профилактике наркомании: на конференциях, семинарах, консультациях, лекциях, тематических встречах и пр.

2. Знакомство родителей с методикой работы по антинаркотическому про­свещению: на групповых и индивидуальных консультациях, клубах, родитель­ских собраниях и пр.

3. Формирование у детей адекватной самооценки; навыков общения и соци­альной гибкости к меняющимся внешним социальным условиям. Для повыше­ния эффективности мер по профилактике наркомании большое значение так­же имеет изучение социально — педагогических и психологических причин возникновения наркомании (В.А. Родионов).

Эти причины мы условно раздели на две большие группы:

1. Объективного характера — это все, что связано с социальной средой, которая окружает ребенка: экономическое и социальное неблагополучие се­мей; отсутствие комплексной системы профилактики наркомании и пропаганды здорового образа жизни; отрицательное воздействие некоторых средств массо­вой информации и др.

2. Субъективного характера — это все, что соотносится с личностью само­го ребенка, процессом его развития и социального становления: склонность к асоциальному поведению; гиперактивность; заниженная самооценка и др.

В зависимости от выбора основных объектов профилактического воздейст­вия мы выделили следующие блоки работы:

работа с детьми (волонтерское движение);

работа с педагогами (создание антинаркотической среды в дошкольном уч­реждении);

работа с семьей.

Каждый блок включает в себя четыре направления: медико-санитарное и правовое просвещение; воспитательно-разъяснительное; психолого-диагностическое и психокоррекция; организационно-методическое.

По научно-исследовательским материалам Т.М Трошковой, Е.Ю. Кабалёновой, А.А. Матус (Педагогика и жизнь: международный сборник научных трудов / под ред. проф. О.И. Кирикова. — Выпуск 8. — Воронеж: ВГПУ, 2008. — С 235-244.)

рассказать друзьям и получить подарок