Предупреждение злоупотребления психоактивными веществами в детском саду
13 Апр 2013, Автор: adminПо данным Всемирной организации здравоохранения, сегодня в мире насчитывается более 50 миллионов наркоманов. Анализ зарубежной литературы свидетельствует об интересном, содержательном опыте многих стран в области профилактики наркотической зависимости среди детей и молодежи. Отечественная литература данную проблему рассматривает как социально-психолого-педагогические аспекты предупреждения наркомании, которые становятся в последнее время определяющими. Это обстоятельство в полной мере характерно для образовательной среды в целом.
Современные ученые Д.В. Колесов, Л.П. Николаева, А.А. Гобиани, М.И. Буянов и др. рассматривают антинаркотическое воспитание как комплексную проблему, включающую в себя социально-психологический и социальный аспекты. По их мнению, профилактика наркомании должна быть связана с формированием ценностей здорового образа жизни, адекватной самооценки, развитием навыков общения и тесном взаимодействии образовательного учреждения, семьи, общественности и коллектива.
Таким образом, рассмотренные проблемы профилактики наркомании в отечественной и зарубежной литературе показали состояние и развитие проблемы предупреждения злоупотребления психоактивными веществами, представили возможность увидеть научные перспективы обоснования сущности, содержания и структуры профилактики как социально-психолого-педагогического процесса в учреждении.
Распространение наркомании в России с каждым годом набирает обороты и серьезно угрожает национальной безопасности страны. Тревожным фактом является то, что возрастной порог потребителей психоактивных веществ постепенно снижается и все больше фиксируется случаев, когда первая проба приходится на возраст 6-10 лет (Н.А. Гусева).
Столь раннее приобщение к наркотику быстрее формирует наркозависимость и вызывает более серьезные последствия его негативного воздействия (безнадзорносгь, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний). При этом снижается эффективность реабилитационных мероприятий, а это значит, что профилактическую работу необходимо начинать проводить в дошкольном учреждении, охватывая детей, родителей и педагогов.
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников включают в себя такую группу требования как организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися, воспитанниками.
Данные требования предполагают реализацию превентивных программ, направленных на предотвращение употребления психоактивных веществ обучающимися, воспитанниками; выявление факторов риска распространения ПАВ и оценку эффективности реализуемых в образовательном учреждении превентивных программ; наличие безопасной поддерживающей образовательной среды.
Конечно, данные требования в большей степени касаются учащихся школы, однако уже в дошкольном периоде мы наблюдаем, как в играх дети изображают из себя «заядлых курильщиков», обыгрывают ситуации употребления алкогольных напитков, а иной раз доверчиво рассказывают воспитателю, какими спиртными напитками они угощались дома за праздничным столом.
Эти данные говорят о том, что уже на этапе дошкольного детства необходима серьезная профилактическая работа с детьми.
Успешная психолого-педагогическая профилактика вероятности формирования зависимости от психоактивных веществ у детей в дошкольном образовательном учреждении включает:
а) анкетирование и опрос детей, родителей и педагогов, анализ полученных данных;
б) адекватное информационное сопровождение проблемы наркомании и альтернативных способах социально-психологической адаптации;
в) благоприятный психологический климат в ДОУ и семье;
г) волонтерское движение, объединяющее активных, творческих педагогов и детей.
В продолжение темы будут представлены следующие статьи:
Профилактика употребления психоактивных веществ в детском саду: цель и задачи
Профилактика употребления психоактивных веществ в детском саду: работа с детьми. Статья 1.
Профилактика употребления психоактивных веществ в детском саду: работа с детьми. Статья 2.
Профилактика употребления психоактивных веществ в детском саду: работа с педагогами
Профилактика употребления психоактивных веществ в детском саду: работа с семьей
По научно-исследовательским материалам Т.М Трошковой, Е.Ю. Кабалёновой, А.А. Матус (Педагогика и жизнь: международный сборник научных трудов / под ред. проф. О.И. Кирикова. — Выпуск 8. — Воронеж: ВГПУ, 2008. — С 235-244.)
Серьезным подспорьем в работе по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами может стать психологическая поддержка оступившегося человека через тренинг для личностного роста, обеспечивающий ему эмоциональный комфорт, помогающий понять себя и других, развивающий навыки социального взаимодействия.